Судья: Почекутова Ю.Н. № 33а-5596/2021
Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-1136/2021)
(42RS0040-01-2021-001167-07)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«28» июня 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Пронченко И.Е.,
судей: Бегуновича В.Н., Быковой С.В.,
при секретаре: Климове И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционному представлению прокурора Кемеровского района Майер К.В. на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 22 апреля 2021 года по административному исковому заявлению ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу к Каськову Антону Александровичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить в отношении Каськова А.А. административный надзор сроком 3 года и административные ограничения в виде: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Требования мотивированы тем, что 29.08.2021 из ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области по отбытию срока наказания освобождается осужденный Каськов А.А., отбывающий срок уголовного наказания в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ст. 158.1, ч.5 ст.69 (частичное сложение назначенного наказания по указанному приговору и наказания по приговору мирового судьи судебного участка №3 Рудничного судебного района г. Прокопьевска Кемеровской области от 22.08.2018) УК РФ к 3 годам 05 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 22 апреля 2021 года административное исковое заявление ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу удовлетворено частично.
В отношении Каськова А.А. установлен административный надзор сроком на 3 года, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установлены в отношении Каськова А.А. следующие административные ограничения:
- обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 23 часов 00 минут и до 06 часов 00 минут.
- запрещение выезда за пределы Кемеровской области.
Прокурором подано апелляционное представление, в котором он просит изменить решение суда и установить административный надзор в отношении Каськова А.А. сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав заключение прокурора Жумаевой Е.А., поддержавшую доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» (далее по тексту - Закон № 64-ФЗ), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела, приговором Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 07 мая 2015 года Каськов А.А. был осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 161, п. «а» ч. 3 ст. 158, с применением ч. 3 ст. 69, ч. 5 ст. 74, 70 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбытием в исправительной колонии строгого режима.
В действиях Каськова А.А. данным приговором суда установлено наличие опасного рецидива преступлений.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 10 ноября 2016 года в отношении Каськова А.А. установлен административный надзор сроком на 8 лет, по приговору Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 07 мая 2015 года.
Приговором Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 21.11.2018 Каськов А.А. осужден по ст. 158.1 УК РФ, ч.5 ст.69 УК РФ (приговор от 22.08.2018) к 3 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для установления административного надзора в отношении Каськова А.А.
Административные ограничения в отношении административного ответчика установлены судом в соответствии с положениями статьи 4 Закона № 64-ФЗ с учетом данных о личности осужденного.
Обстоятельства и степень общественной опасности совершенного осужденным преступления, личность осужденного свидетельствуют о том, что установленные судом административные ограничения полностью соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 Закона № 64-ФЗ, направлены на оказание индивидуального профилактического воздействия на Каськова А.А. в целях защиты государственных и общественных интересов, предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости установления административного надзора в отношении Каськова А.А. на срок 3 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильным применением норм материального права.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Приговором Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 07.05.2015 Каськов А.А. осужден по ч. 1 ст. 161, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 26, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор Каськову А.А. подлежит установлению исходя из наличия непогашенной судимости по приговору Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 07.05.2015 на срок, установленный для погашения данной судимости, который в соответствии с пунктом «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ) составляет восемь лет со дня отбытия наказания, поскольку срок административного надзора в данном случае более длительный, чем установленный судом первой инстанции по последнему приговору.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению, а срок административного надзора, установленного в отношении Каськова А.А. увеличению до восьми лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 22 апреля 2021 года изменить в части срока административного надзора, указав об установлении в отношении Каськова Антона Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административного надзора на срок 8 лет по приговору Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 07 мая 2015 года, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по указанному приговору.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: