Решение по делу № 33а-262/2021 от 13.04.2021

Председательствующий – ФИО3 Дело а-262

номер дела в суде первой инстанции 2а-413/2021

УИД 02RS0-67

номер строки в статистическом отчете 3.024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 мая 2021 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Солоповой И.В., Кокшаровой Е.А.,

при секретаре – ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФИО2ФИО1 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, которым

отказано ФИО2 в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действий по погашению в Едином государственном реестре недвижимости записей о договорах аренды от <дата> в отношении земельного участка, с кадастровым номером 04:08:082101:9 и от <дата> в отношении земельного участка, с кадастровым номером 04:08:082101:11, обязании восстановить в Едином государственном реестре недвижимости записи о договорах аренды от <дата> в отношении земельного участка, с кадастровым номером 04:08:082101:9 и от <дата> в отношении земельного участка, с кадастровым номером 04:08:082101:11.

Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО7 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действий по погашению в Едином государственном реестре недвижимости записей о договорах аренды от <дата>, в отношении земельного участка, с кадастровым номером и от <дата>, в отношении земельного участка, с кадастровым номером , обязании восстановить в Едином государственном реестре недвижимости записи о договорах аренды от <дата>, в отношении земельного участка, с кадастровым номером и от <дата>, в отношении земельного участка, с кадастровым номером . Административные исковые требования мотивированы тем, что по договорам аренды и от <дата>, спорные земельные участки, с кадастровыми номерами , переданы ему в аренду сроком на 49 лет. В ЕГРН зарегистрирована аренда в отношении данных земельных участков. По делам, рассмотренным Арбитражным судом Республики Алтай, стороны заключили мировые соглашения, которые утверждены судом. Однако договоры аренды земельных участков и от <дата> недействительными не признаны, поэтому аренда прекращению не подлежала, а от требований о признании договоров купли-продажи от <дата> и от <дата> недействительными, истцы отказались. Исполнение мировых соглашений не подразумевало погашение записей о регистрации договоров аренды спорных земельных участков, однако регистрирующим органом самовольно произведено погашение записей об аренде земельных участков, в отсутствие у него соответствующих полномочий.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ФИО2ФИО5, указывая, что исполнение заключенных Арбитражным судом Республики Алтай <дата> по делу № мировых соглашений, не подразумевало погашение записей о регистрации договоров аренды земельных участков и , данные договоры не признаны недействительными. Если судебный акт отменяет (признает недействительным) документ, служивший основанием для регистрации права собственности в ЕГРП, но не содержит в резолютивной части выводов о необходимости государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимости (погашения регистрационной записи о зарегистрированном праве), то такой судебный акт не может служить основанием для регистрации прекращения соответствующего права собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 617 ГК РФ переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя ФИО2ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО6, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено и из материалов дела следует, что <дата> и <дата> некоммерческим фондом <данные изъяты> по договорам купли-продажи с сельской администрацией Катандинского сельского поселения <адрес> Республики Алтай приобретены два земельных участка, с кадастровым номером , площадью 17981 кв.м., и с кадастровым номером , площадью 4824 кв.м., являющихся землями особо охраняемых территорий и объектов, расположенных в <адрес>, <адрес>.

По договорам аренды и от <дата> данные земельные участки, с кадастровыми номерами , переданы в долгосрочную аренду ФИО2 сроком на 49 лет. В ЕГРН в установленном законом порядке зарегистрировано ограничение (обременение) права собственности некоммерческого фонда в отношении данных земельных участков в виде аренды, в пользу арендатора ФИО2

Управлением Росреестра по <адрес>, на основании вступивших в законную силу определений Арбитражного суда Республики Алтай от <дата> по делам № , <дата> и <дата> аннулированы (погашены) в ЕГРН записи о праве собственности некоммерческого фонда <данные изъяты> в отношении земельных участков, с кадастровыми номерами , а также аннулированы (погашены) записи об ограничении (обременении) прав на данные земельные участки в виде аренды в пользу арендатора ФИО2

<дата> и <дата> ФИО7 обратился в Управление Росреестра по <адрес> с письменными обращениями, в которых просил восстановить в ЕГРН записи об аренде земельных участков, с кадастровыми номерами .

<дата> и <дата> Управлением Росреестра по <адрес> отказано ФИО2 в восстановлении записей об аренде указанных земельных участков, в связи с погашением записей об аренде земельных участков в ЕГРН <дата> и <дата> на основании определений Арбитражного суда Республики Алтай от <дата> по делам № .

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление Росреестра по <адрес> при погашении регистрационных записей о праве собственности некоммерческого фонда содействия <данные изъяты> в отношении земельных участков, с кадастровыми номерами на основании определений Арбитражного суда Республики Алтай от <дата>, правомерно погасило записи и об аренде данных земельных участков в пользу арендатора ФИО2, поскольку регистрационные записи об аренде земельных участков не могут существовать самостоятельно без регистрационных записей о праве собственности некоммерческого фонда на спорные земельные участки, право собственности, на которые, возникли по недействительным сделкам, так как арендодателем земельных участков является порочный субъект – <данные изъяты> тогда как в силу закона (п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») право на распоряжение спорными земельными участками принадлежит органу местного самоуправления муниципального района. Аренда спорных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, может быть зарегистрирована в ЕГРН в отсутствие регистрационной записи о праве собственности на них только в случае заключения договоров аренды этих земельных участков между ФИО7 и администрацией муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными, соответствующими обстоятельствам дела, ввиду следующего.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 № 49074).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с частью 3 статьи 58 Закона № 218-ФЗ в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

В соответствии с пунктом 1 разъяснений, изложенных в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: «в связи с тем, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным».

Арбитражным судом Республики Алтай <дата> между <данные изъяты> сельской администрацией Катандинского сельского поселения <адрес> Республики Алтай и Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, действующим от имени материального истца Республики Алтай, заключены мировые соглашения, согласно которым, Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай отказывается от своих исковых требований в полном объеме, в связи с заключением мировых соглашений; <данные изъяты> передает земельные участки, с кадастровыми номерами в неразграниченную государственную собственность в лице администрации Катандинского сельского поселения; Катандинская сельская администрация обязуется возвратить фонду покупную стоимость земельных участков; Катандинская сельская администрация и некоммерческий фонд обязуются подписать акт приема-передачи земельных участков в течение 10 (десяти) дней с даты утверждения мировых соглашений судом; мировые соглашения после их утверждения судом, являются основанием для государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами к <адрес> в лице администрации.

Согласно ч. 1 ст. 15 АПК РФ арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Арбитражным судом Республики Алтай договоры аренды земельных участков от <дата> от <дата> не признаны недействительными, о неприменении судом при рассмотрении дела положений ст. 617 ГК РФ, не могут свидетельствовать о незаконности судебного акта исходя из предмета административного спора.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что положениями пункта 5 части 2 статьи 14 и части 1 статьи 52 Закона № 218-ФЗ в отношении регистрации прав на основании вступивших в законную силу судебных актов, с учетом норм процессуального законодательства установлено регулирование, в силу которого судебный акт является достаточным основанием для осуществления государственной регистрации прав.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 июля 2001 года № 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», частью 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», статьи 7 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлена обязательность вступивших в законную силу судебных актов для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, которые подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке и государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт, следовательно, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях, не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным.

Согласно статье 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Согласно статье 51 Закона Российской Федерации от 13.07.2015 (ред. от 31.07.2020) № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

Раздел 6.3 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (утв. приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. (ред. от 03.12.2019) № 943, далее - Порядок) устанавливает особенности внесения в ЕГРН записей о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, удостоверения проведенной государственной регистрации аренды.

Так, согласно пункту 93 Порядка, при государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества в реестр прав на недвижимость вносятся: запись о сделке - государственной регистрации договора аренды; запись об ограничении права и обременении объекта недвижимости (далее - запись об ограничении (обременении) - государственной регистрации аренды).

Состав записи об ограничении (обременении) установлен пунктом 95 Порядка. Так, в записи указываются: вид ограничения: слово «аренда»; предмет аренды (данные об арендуемом объекте недвижимости); срок аренды.

Государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения записей о сделке и об ограничении (обременении) в порядке, установленном пунктом 16 Порядка (пункт 99).

Согласно п. 16 Порядка, при государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, соответствующим записям реестра прав на недвижимость присваивается статус "погашенная".

Таким образом, вступившие в законную силу определения Арбитражного суда Республики Алтай от <дата> по гражданским делам № , являлись достаточным основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записей об аренде земельных участков, с кадастровыми номерами, , в связи с погашением записи о праве собственности <данные изъяты>

На основании изложенного судебная коллегия, полагает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых действий регистрирующего органа незаконными.

Оснований для отмены судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм права, у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья А.О. Имансакипова

Судьи И.В. Солопова

Е.А. Кокшарова

33а-262/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Горьковый Сергей Александрович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Алтай
Другие
Сельская администрация МО "Катандинского сельского поселения Усть-Коксинского района
Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай
Крашенниникова Е.Г.
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Солопова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
22.04.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее