Решение по делу № 2-2072/2022 от 30.03.2022

Дело № 2-2072/2022

44RS0001-01-2022-001981-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года      г.Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Быстряковой Н.Е. с участием представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Радионовского ФИО11 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании права и выплате компенсации на оплату жилого помещения, взносов на капитальный ремонт и коммунальных услуг с даты установления инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

Радионовский ФИО12. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с административным иском к ОГКУ «ЦСВ». В обоснование заявленных требований указал, что с <дата> является инвалидом ... группы. В январе 2022 года при оформлении (продлении) срока инвалидности сотрудницей бюро МСЭ по адресу: <адрес> ему сообщено, где и как оформить компенсацию на оплату жилья и коммунальные услуги, как инвалиду, которая установлена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». <дата> Радионовский ФИО13 обратился с письменным заявлением в МФЦ г.Костромы на получение указанной компенсации с <дата>. Заявление принято специалистом ФИО3, которая сообщила, что заявление будет направлено в ОГКУ «ЦСВ» по адресу: <адрес>. <дата> сотрудницей ОГКУ «ЦСВ» истцу по телефону сообщено, что компенсация на оплату жилья и коммунальные услуги как инвалиду будет начисляться с февраля 2022 года, поскольку Радионовский ФИО14. поздно обратился за данной компенсацией. До настоящего времени ответа на письменное обращение от ОГКУ «ЦСВ» истец не получил. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %. На основании ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. То есть Федеральный закон не допускает применения правовых актов, понижающих уровень социальной защиты инвалидов. При указанных обстоятельствах ОГКУ «ЦСВ» руководствуется местным правовым актом, а именно п. 4 Постановления Администрации Костромской области от 28.02.2011 № 57-а «О предоставлении мер социальной поддержки на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан», в соответствии с которым назначение ежемесячной компенсации производится с первого числа месяца, следующего за датой обращения. По смыслу ст. ст. 17 и 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, пункт 4 Постановления Администрации Костромской области от 28.02.2011 № 57-а не повышает, а понижает уровень социальной защиты инвалидов, и не может применяться на практике. Пункт 4 Постановления Администрации Костромской области от 28.02.2011 № 57-а допускает, а на практике создает временный период, в течение которого ОГКУ «ЦСВ» может не платить указанные компенсации инвалидам, что снижает доходы, уровень социальной защиты, прав и законных интересов инвалидов, противоречит статьям 17, 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Постановление Администрации Костромской области не учитывает, что инвалиды в силу возраста, состояния здоровья, незнания законов, своих прав, множества других обстоятельств, часто не могут реализовать свои права. По целям и смыслу Федерального закона, местные органы должны помогать инвалидам, но не делают этого и не дают им полной и необходимой информации. При личном обращении в Отделение ПФР по Костромской области 12.01.2022 по вопросу имеющихся льгот Радионовскому ФИО15. выдана справка , в которой изложены лишь льготы медицинского характера. Истец не владеет интернетом и не получает информацию из этого источника. За 2 года перенёс 4 хирургических вмешательства, 5 раз госпитализирован в стационары <адрес> и <адрес>. По характеру заболевания в период пандемии имеет медицинский отвод от вакцинации, также запрещено посещение организаций, разных центров и т.д. Какая-либо активность была ограничена из-за болезни, в том числе по защите, информации и реализации прав и законных интересов. На основании изложенного истец просит признать его право как инвалида на получение компенсации на оплату жилого помещения, взносов на капитальный ремонт и коммунальных услуг по адресу: <адрес> размере 50 % с <дата>, обязать ОГКУ «ЦСВ» произвести начисление и выплату данной компенсации с <дата>.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.

В судебном заседании истец Радионовский ФИО16., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не участвует.

Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признал. Пояснил, что письменный ответ на заявление истца о назначении компенсации не давался, поскольку в заявлении им выбрана форма уведомления о принятом решении по телефону. Оснований для назначения и выплаты компенсации ранее установленного срока оснований не имелось. В ОГКУ «ЦСВ» информация о лицах, признанных инвалидами, отсутствует, в информационные базы органов социальной защиты населения льготники вносятся по мере их обращения в установленном порядке. Информация о видах предоставляемых государственных услуг размещена на сайте учреждения. В период пандемии коронавируса предоставление государственных услуг учреждением не приостанавливалось. В отзыве на исковое заявление директор ОГКУ «ЦСВ» ФИО5 указала, что Радионовский ФИО17. <дата> обратился через ОГКУ «МФЦ» в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Инвалид ... группы». Согласно представленным документам, Радионовскому ФИО18. <дата> установлена ... группа инвалидности впервые. В период с <дата> до <дата> Радионовский ФИО19. не обращался в ОГКУ «ЦСВ» за предоставлением меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с п.п. 2 ст. 4 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг. В силу п.п.2 п.4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 28.02.2011 N 57-а, назначение ежемесячной денежной компенсации производится гражданам, впервые обратившимся за получением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, - с первого числа месяца, следующего за датой обращения и предъявления документов, указанных в п. 4.2 настоящего Порядка, в областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» или его обособленное структурное подразделение (далее - МФЦ). Ежемесячная денежная компенсация (далее - ЕДК) Радионовскому ФИО20. назначена решением от <дата>, как обратившемуся впервые, с первого числа месяца, следующего за датой обращения и предъявления документов, т.е. с <дата>. ЕДК начислена после осуществления им оплаты в марте текущего года за потребленные в феврале жилищно-коммунальные услуги, на основании сведений, представленных посредством файлов обмена ОА «ЕИРКЦ», ООО «Новатэк-Кострома», ПАО «ТГК-2», ООО «РИЦ», и будет осуществлена в апреле 2022 года (за февраль) посредством зачисления на представленный Радионовским ФИО21. счет в Костромском отделении Сбербанка России. В иске Радионовский ФИО22. просит компенсировать расходы по оплате взносов на капитальный ремонт. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», право на компенсацию расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере не более 50 % имеют только инвалиды I и II групп. Таким образом, у ОГКУ «ЦСВ» отсутствуют основания для предоставления Радионовскому ФИО23. мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт с даты установления инвалидности <дата>. Просит суд в удовлетворении исковых требований Радионовскому ФИО24. отказать.

Третье лицо Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. В отзыве на исковое заявление представитель ФИО6 указала, что в соответствии с п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 28.02.2011 № 57-а «О предоставлении мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан» (далее соответственно - Порядок, постановление администрации Костромской области № 57-а), инвалиды I, II и III групп имеют право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации. В соответствии с пп. 2 п. 4 Порядка назначение ежемесячной денежной компенсации производится ОГКУ «Центр социальных выплат» гражданам, впервые обратившимся за получением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, - с первого числа месяца, следующего за датой обращения и предъявления документов. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг. По информации ОГКУ ««Центр социальных выплат», Радионовскому ФИО25. назначена ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата>. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 % указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляется инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должна предоставляться, исходя из положений, установленных постановлением администрации Костромской области № 57-а. В силу ч. 4 ст. 12 Закона Костромской области от 24.04.2008 № 300-4-ЗКО «Устав Костромской области» законы Костромской области и иные нормативные правовые акты Костромской области, принятые в пределах полномочий Костромской области, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Костромской области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Постановление администрации Костромской области № 57-а на момент рассмотрения дела является действующим нормативным правовым актом Костромской области, не признанным противоречащим федеральному законодательству, соответственно подлежит обязательному применению на территории Костромской области. Департамент считает исковые требования Радионовского ФИО26. к ОГКУ «Центр социальных выплат» не подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (ч. 2). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4).

В силу ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Частью 1 ст. 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Согласно ст. 31 данного Федерального закона, в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственной услугой является предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами, деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу п. 2 ст. 4 данного Федерального закона к основным принципам предоставления государственных услуг относится заявительный порядок обращения за их предоставлением.

Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011 №57-а «О предоставлении мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан» в связи с переходом на оказание государственных услуг в электронном виде утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан.

Порядок определяет механизм предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным законодательством в форме ежемесячной денежной компенсации (п. 1).

Согласно п. 2 указанного Порядка, право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации имеют отдельные категории граждан, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат».

Согласно Приложению №1 к настоящему Порядку, к гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации относятся инвалиды.

В соответствии с пп. 2 п. 4 Порядка назначение ежемесячной денежной компенсации производится Центром гражданам, впервые обратившимся за получением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, - с первого числа месяца, следующего за датой обращения и предъявления документов, указанных в п. 4.2 настоящего Порядка, в областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» или его обособленное структурное подразделение (далее - МФЦ).

В силу пп. 1 п. 4.1 Порядка основанием для назначения ежемесячной денежной компенсации является обращение гражданина (представителя гражданина) посредством личного обращения в МФЦ с заявлением и документами, указанными в п. 4.2 Порядка.

Согласно п. 4.2 Порядка, в перечень документов, необходимых для предоставления ежемесячной денежной компенсации, входят: 1) заявление о назначении меры социальной поддержки по форме, установленной департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) документы, дающие право на получение мер социальной поддержки, в частности, один из следующих: удостоверение о праве на меры социальной поддержки установленного образца; справка о праве на меры социальной поддержки; справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы; 4) справка органа Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства о назначении ежемесячной денежной выплаты; 5) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

В соответствии с п. 4.4 Порядка Центр регистрирует поступившие от МФЦ или от гражданина, а также полученные в порядке межведомственного электронного взаимодействия документы не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем их получения Центром, рассматривает их и принимает решение о назначении ежемесячной денежной компенсации и определении ее размера или об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации. Решение о назначении ежемесячной денежной компенсации и определении ее размера или об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации принимается Центром в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в п. 4.2 настоящего Порядка, в Центре. О принятом решении гражданин уведомляется письменно в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Судом установлено, что на основании акта освидетельствования медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы от <дата> Радионовскому ФИО27., <дата> г.р. установлена впервые инвалидность ... группы на срок до <дата>, что подтверждается копией справки ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы от <дата> .

На основании акта освидетельствования медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы от <дата> Радионовскому ФИО28., <дата> г.р. установлена повторно инвалидность ... группы на срок до <дата>, что подтверждается копией справки ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы от <дата> .

Радионовский ФИО29 проживает и зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Радионовскому ФИО30. и совместно с ним проживающим членам семьи ФИО7 (супруга), ФИО8 (дочь), ФИО9 (дочь), как следует из справки МКУ <адрес> «Центр регистрации граждан» от <дата>.

Согласно справке ГУ - Отделение ПФР по Костромской области от <дата>, Радионовский ФИО31 с <дата> по <дата> получает ежемесячную денежную выплату как инвалид ... группы. С <дата> по <дата> Радионовский ФИО32. имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с Положением о департаменте по труду и социальной защите населения Костромской области, утвержденным Постановлением Губернатора Костромской области от 27.11.2015 N 220, департамент осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги гражданам, имеющим право на указанные меры социальной поддержки.

Согласно п.5 Устава ОГКУ «Центр социальных выплат», Центр является некоммерческой организацией, созданной Костромской областью в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» для обеспечения полномочий департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по решению практических задач в сфере предоставления социальных выплат и компенсаций, путем изменения типа существующего областного государственного учреждения «Центр социальных выплат», финансируемой за счет средств бюджета по утвержденной Учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета.

Целью создания Центра является обеспечение полномочий департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по предоставлению социальных выплат и компенсаций. Предметом деятельности Центра является назначение и предоставление гражданам, проживающим на территории Костромской области, социальных выплат, компенсаций в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством (п. п. 16, 17).

К основным функциям Центра отнесено назначение, расчет и выплата мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан (п.18).

Для выполнения функций Центр осуществляет основные виды деятельности, в том числе: осуществление приема от граждан документов для назначения и предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи; осуществление приема граждан, рассмотрение письменных обращений, оказание содействия гражданам в получении необходимых документов, проведение информационно-разъяснительной работы, проведение мониторинга по предоставлению мер социальной поддержки (п.19).

Радионовский ФИО33. <дата> обратился в ОГКУ «ЦСВ» через ОГКУ «МФЦ» с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с инвалидностью ... группы. Представил документы: заявление, паспорт, справка медико-социальной экспертизы о признании инвалидом.

В заявлении установленной формы просил о назначении компенсации уведомить его по телефону, сделать перерасчет за неполученное время, придти ранее не мог ввиду болезни и эпидемии коронавируса. Дополнительно представил рукописное заявление, в котором также просил выполнить перерасчет и оформление льготы за период с <дата> по <дата>, дать ответ в письменной форме, указал, что является собственником ... доли в квартире по месту жительства.

Решением ОГКУ «ЦСВ» от <дата> Радионовскому ФИО34. назначена ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> бессрочно.

Прокуратурой г.Костромы в связи с проведением проверки по жалобе Радионовского ФИО35. <дата> направлен запрос в ОГКУ «Центр социальных выплат» о предоставлении в срок до <дата> копий обращений Радионовского ФИО36. о назначении социальных выплат в связи с наличием инвалидности и материалов их рассмотрения.

ОГКУ «ЦСВ» <дата> направлен ответа на запрос, в котором указано, что Радионовский ФИО37., <дата> года рождения, зарегистрирован на площади ... кв.м впятером по адресу: <адрес>, <дата> (вх. 6378 от <дата>) обратился за назначением мер социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации (далее ЕДК) по категории «Инвалид». В соответствии с п.п.2 п.4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 28.02.2011 №57-а, ЕДК Радионовскому ФИО38. решением от <дата> назначена, как обратившемуся впервые, с <дата>, будет начислена после осуществления им оплаты в марте текущего года за потребленные в феврале жилищно-коммунальные услуги, на основании сведений, предоставленным посредством файлов обмена АО «ЕИРКЦ», ООО «Новатэк-Кострома», ПАО «ТГК-2», ООО «РИЦ». Выплата ЕДК будет осуществлена в апреле 2022 года за февраль посредством зачисления на предоставленный Радионовским ФИО39. счет в Костромском отделении Сбербанка России. Порядок предоставления ЕДК разъяснен Радионовскому ФИО40. телефону <дата>.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным требованиям.

Истцом заявлены требования о назначении и выплате компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с даты назначения инвалидности.

    Проанализировав приведенные положения нормативных правовых актов и оценив представленные по делу доказательства, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Право истца, как инвалида 3 группы, на предоставление мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в части платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, предусмотрено Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» и лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Правом на предоставление мер социальной поддержки по компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт истец не обладает, поскольку приведенными положениями Федерального закона такое право для инвалидов 3 группы не предусмотрено.

Поскольку предоставление мер социальной поддержки является в силу приведенных норм Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственной услугой, реализация данной услуги может быть осуществлена только в заявительном порядке, что нашло отражение в Порядке предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, утвержденном Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011 №57-а.

Порядок утвержден Администрации Костромской области в пределах полномочий, с целью установления механизма осуществления переданных государственных полномочий.

Положения Порядка о назначении компенсации на оплату жилого помещений и коммунальных услуг с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, не противоречат приведенным нормам федерального законодательства, учитывая, что последним не возложена обязанность на государственные органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по самостоятельному (беззаявительному) выявлению и учету граждан, признанных инвалидами, в целях содействия в реализации их прав.

Истцом объективных доказательств невозможности обращения к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, в том числе через МФЦ, в период с декабря 2020 по декабрь 2021 года не представлено.

Незнание действующего законодательства к объективным причинам, которые препятствуют реализации права на предоставление мер социальной поддержки, не может быть отнесено.

По вопросам разъяснения действующего законодательства о социальной защите инвалидов истец в органы социальной защиты населения и к ответчику в указанный период не обращался.

Виновных действий со стороны ответчика, которые препятствовали реализации прав истца в более ранние сроки, по делу не установлено.

Доводы истца, что положения Порядка ограничивают право инвалида на получение рассматриваемых мер социальной поддержки и не подлежат применению, основаны на ошибочном толковании законодательства.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

Исковые требования Радионовского ФИО41 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании права и выплате компенсации на оплату жилого помещения, взносов на капитальный ремонт и коммунальных услуг с даты установления инвалидности оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2022.

2-2072/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Радионовский Валерий Михайлович
Ответчики
ОГКУ ЦСВ
Другие
Департамент по труду т социальной защите населания Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Тележкина Ольга Дмитриевна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
30.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2022Передача материалов судье
06.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2022Дело оформлено
20.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее