Дело №2-2296/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре Беляевой В.Н.
с участием представителя истца по доверенности Пахмутова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
24 сентября 2024 года дело по иску Мордасовой А.Б. к администрации муниципального округа «Воркута» Республики Коми о восстановлении в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера,
установил:
Мордасова А.Б. обратилась с иском, в обоснование которого указала, что состояла в списках на получение жилищной субсидии по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет – 06.05.1997. В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального округа «Воркута» Мордасова А.Б. снята с учета граждан, имеющих право на получении жилищной субсидии. Основанием для принятия такого решения послужило наличие у её дочерей Куликовой (Поклад) Е.С. и Котовой О.С. жилья за пределами районов Крайнего Севера. В то же время, дочери на дату приобретения в собственность жилых помещений членами семьи истца не являлись, поскольку совместно с ней не проживали и не вели с ней общее хозяйство. В связи с этим истец просит признать за ней право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет 06.05.1997 по категории «пенсионеры», а также обязать администрацию муниципального округа «Воркута» включить её в соответствующие списки с датой постановки на учет – 24.05.2002.
Истец Мордасова А.Б., ответчик администрация муниципального округа «Воркута» и третье лицо Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, надлежащим образом уведомленные о слушании дела, в судебное заседание не явились. Ответчик и третье лицо ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Третьи лица Куликова (Поклад) Е.С. и Котова О.С. извещались о слушании дела надлежащим образом, в суд не явились, представили письменные отзывы на иск.
Поскольку все перечисленные лица надлежащим образом уведомлялись о слушании дела, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Пахмутов Д.А. поддержал доводы иска. Также уточнил, что в иске имеется техническая ошибка, а именно дата «24.05.2002» указана ошибочно. Учитывая, что истец состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет 06.05.1997 по категории «пенсионеры», она просит восстановить её в этих списках с указанной даты – 06.05.1997. Также представитель пояснил, что истец Мордасова А.Б., обращаясь с заявлениями о предоставлении ей социальной выплаты, полагала необходимым указывать в качестве членов своей семьи дочерей и внучку, поскольку в спорный период они были прописаны в её квартире. Вызвано это было непониманием положений нормативных актов, предписывающих указание в качестве членов своей семьи только лиц совместно с ней проживающих.
В предварительном судебном заседании истец Мордасова А.Б. суду сообщила, что её дочери совместно с ней не живут уже длительный период времени. Куликова Е.С. выехала за пределы г.Воркуты в 2007г., а Котова – в 2011г. В настоящее время Котова О.С. со своей дочерью Котовой А. проживает в <адрес>, а Куликова Е.С. с супругом живет в <адрес>. Обе её дочери работают за пределами г.Воркуты, внучка обучается в <адрес>. При подаче заявлений в администрацию МО ГО «Воркута» истец указывала их в составе своей семьи, поскольку дочери были зарегистрированы в её квартире. Однако фактически членами её семьи они не являются, поскольку уже длительное время с ней не живут.
В представленном письменном отзыве на иск ответчик администрация муниципального округа «Воркута» указал, что Мордасова А.Б. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет – 06.05.1997 по категории «пенсионеры». 10.11.2023 общественной комиссией по жилищным вопросам истец снята с такого учета на основании подп. «в» п.21 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879 в связи с выявлением в представленных документах сведений не соответствующих действительности. Ответчиком в ходе проверки было установлено, что после постановки истца на учет, её дочери согласно выпискам из ЕГРН приобрели в собственность жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера. Общая площадь этих жилых помещений превысила учетную норму площади жилого помещения на каждого члена семьи истца. Следовательно, истец и члены её семьи не могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и не имели права состоять на учете граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты. Поскольку истец представила ответчику сведения об отсутствии у нее и членов её семьи жилья за пределами районов Крайнего Севера, свое решение ответчик считает основанным на законе и просит в полном объеме отказать истцу в удовлетворении её требований.
Третье лицо – Минстрой Республики Коми в отзыве на иск указало, что истец обеспечена жильем за пределами районов Крайнего Севера, учетная норма обеспеченности соблюдена, в связи с чем она утратила право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами таких районов.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, а также Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
Положениями указанной статьи установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории (ч.2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ).
Граждане, указанные в ч.1 ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан (ч.3 ст. 2 ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ).
В соответствии с представленными сведениями Мордасова А.Б. состояла в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в Объединении «Воркутауголь» с 06.05.1997.
13.04.2004 Мордасова А.Б. обратилась в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о включении её в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г.Воркуты.
Заявлением от 16.04.2008 Мордасова А.Б. просила перевести её из категории «работающие» в категорию «пенсионеры».
Решением администрации МО ГО «Воркута», оформленным протоколом от 18.04.2008 №15, утвержденным распоряжением Главы городского округа от 18.04.2008 №165, от Мордасова А.Б. переведена из категории «работающие» в категорию «пенсионеры».
18.04.2023 Мордасова А.Б. обратилась в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о подтверждении своего участия в комплексе процессных мероприятий в рамках обеспечения жильем за пределами районов Крайнего Севера в 2024г.
Однако администрация МО ГО «Воркута» (протокол от 10.11.2023 №43 утвержден постановлением от 16.11.2023 №1288) сняла Мордасову А.Б. с учета граждан, претендующих на получение жилья за пределами РКС, по причине выявления в предоставленных документах сведений не соответствующих действительности.
Разрешая вопрос об обоснованности принятого ответчиком решения, суд исходит из следующего.
Подпунктом «в» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879, установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Перечень документов необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлен п.9 указанного Положения от 10.12.2002 №879.
Помимо заявления установленной формы, заявитель при обращении в муниципальный орган предоставляет копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи.
Обращаясь с заявлением в администрацию МО ГО «Воркута» о включении её в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г.Воркуты, 13.04.2004 Мордасова А.Б. указала состав своей семьи – два человека (включая дочь Мордасову Е.С.).
Начиная с июня 2007г. и по февраль 2010г., истец в заявлениях о выделении государственного жилищного сертификата указывала состав семьи один человек.
В заявлении от 01.02.2011 истцом указан состав семьи три человека.
К заявлению приложена копия поквартирной карточки, из которой следует, что с 01.10.2010 в занимаемой истцом квартире по адресу: <адрес>, кроме истца, зарегистрированы также её дочь – Котова О.С., <дата>, и внучка – Котова А.Я., <дата>.
Подавая заявление в администрацию МО ГО «Воркута» 19.05.2015, истец указала состав семьи – четыре человека.
В соответствии с представленными документами, помимо вышеуказанных лиц, в квартире истца с 26.11.2014 зарегистрировалась также её дочь Поклад Е.С., <дата>. рождения.
В подтверждение наличия указанного состава семьи заявителем представлены поквартирные карточки и справки с места жительства.
18.04.2023 при обращении в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о подтверждении своего участия в комплексе процессных мероприятий в рамках обеспечения жильем за пределами районов Крайнего Севера в 2024г. Мордасова А.Б. вновь сообщила, что её семья состоит из четырех человек.
При этом в указанном заявлении от 18.04.2023 истец сообщила также об отсутствии у неё и членов её семьи жилья за пределами г.Воркуты.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 24.10.2023 сама истец и её внучка Котова А.Я. действительно не имеют жилья за пределами г.Воркуты.
В то же время, в соответствии с выпиской из ЕГРН от 24.10.2023 в собственности дочери истца – Котовой О.С. в период с 23.03.2018 по 08.04.2021 имелось жилое помещение по адресу: <адрес>.
Из указанной выписки также следует, что с 28.04.2021 Котовой О.С. принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>
Как следует из выписки из ЕГРН от 24.10.2023, дочь истца Поклад (в настоящее время Куликова) Е.С. с 09.12.2019 имеет жилое помещение по адресу: <адрес>.
С 15.03.2023 в собственности Поклад (Куликовой) Е.С. находится также жилое помещение по адресу: <адрес>
То есть сведения об отсутствии у дочерей истца жилья за пределами г.Воркуты действительно нельзя признать достоверными.
Соглашается суд и с доводами ответчика и третьего лица о том, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся на долю каждого из вышеперечисленных лиц, составляла более учетной нормы по Муринскому городскому поселению (более 10 кв.м.)
Однако в предварительном и в судебном заседании истец и её представитель пояснили, что фактически дочери и внучка истца в принадлежащей ей квартире по адресу: <адрес> не проживают.
Поклад (в настоящее время Куликова) Е.С. проживает по адресу: <адрес>, состоит в зарегистрированном браке с Куликовым О.Н. (брак зарегистрирован 27.05.2023), с 30.11.2015 по настоящее вреся работает в АО «...», находящемся по адресу: <адрес>. Её несовершеннолетний сын Куликов Е.О., <дата> родился в <адрес>.
Котова О.С. и несовершеннолетняя Котова А.Я. живут по адресу: <адрес> Несовершеннолетняя Котова А.Я. со 02.09.2013 по 25.06.2024 обучалась в учебных заведениях <адрес> Сама Котова О.С. с 25.01.2017 по 30.04.2019 работала в ООО «...» по адресу: <адрес> а с 06.05.2019 по настоящее время – в ООО «...» по адресу: <адрес>. С 05.08.2021 по 05.08.2031 Котова О.С. и её дочь Котова А.С. имеют регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Как сообщили Куликова Е.С. и Котова О.С. в представленных письменных отзывах на иск, они обе уже длительный период времени со своей матерью Мордасовой А.Б. не проживают, имеют собственные семьи, общего хозяйства с ней не ведут, на получение жилищной субсидии в составе семьи истца они не претендуют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что обе дочери истца являются совершеннолетними, живут отдельно от нее, общего хозяйства с ней не ведут. Несовершеннолетняя внучка истца также с ней по одному адресу не проживает. В судебном порядке дочери и внучка членами семьи истца не признавались.
С учетом изложенного, тот факт, что дочери и внучка истца сохраняли регистрацию в г.Воркуте по одному с истцом адресу не свидетельствует о наличии оснований для признания их членами семьи истца.
Сама истец жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера не имеет.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требование истца о восстановлении её в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории «пенсионеры» с даты постановки на учет 06.05.1997.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мордасовой А.Б. к администрации муниципального округа «Воркута» Республики Коми о восстановлении в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального округа «Воркута» Республики Коми восстановить Мордасову А.Б. в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 06 мая 1997 года.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 26.09.2024.
Судья У.Н. Боричева