Судья Муссакаев Х.И. УИД 39RS0022-01-2023-001413-39
дело № 2-237/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№33-4557/2024
18 сентября 2024 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего судьи Харитоненко Н.О.,
судей Стариковой А.А., Мариной С.А.,
при помощнике судьи Шавровой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Маториной Татьяны Евгеньевны, Маторина Андрея Александровича, Семеновой Анны Михайловны, Бариновой Анастасии Александровны, Мальчиковой Ирины Викторовны на решение Черняховского городского суда Калининградской области от 22 мая 2024 года по иску Маториной Татьяны Евгеньевны, Маторина Андрея Александровича, Семеновой Анны Михайловны, Бариновой Анастасии Александровны, Мальчиковой Ирины Викторовны к Калининградской региональной общественной организации «Федерация конного спорта Калининградской области», Антонову Юрию Васильевичу, Гергиной Елене Владимировне об оспаривании решения общего собрания общественной организации.
Заслушав доклад судьи Стариковой А.А., объяснения представителя истца Маториной Т.Е. - Тайфер М.В., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, ответчика Антонова Ю.В., возражавшего против его удовлетворения, судебная коллегия,-
УСТАНОВИЛА:
Маторина Т.Е., Маторин А.А., Семенова А.М., Баринова А.А., Мальчикова И.В. обратились в суд с иском к Калининградской региональной общественной организации «Федерация конного спорта Калининградской области» (далее – КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области»), Антонову Ю.В., Гергиной Е.В., в котором просили признать решение членов Общества по всем вопросам повестки дня отчетно-выборного собрания от 31.03.2023 ничтожным по причине отсутствия кворума. В обоснование указали, что с протоколом отчетно-выборное собрание КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» ознакомились 28.04.2023, поскольку им был ограничен доступ к информации на Интернет-странице Общества. Полагают, что собрание проведено с нарушениями, поскольку в протоколе от 31.03.2023 не указаны время проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, а так же о наличии или отсутствии менее пятидесяти процентов от общего числа участников; в шапке протокола указано неверное количество членов общества, которые составляли 74 человека на момент проведения указанного собрания. Поскольку в заседании присутствовало 28 человек, кворума для принятия решения не имелось. Члены, не принявшие участие в собрании (43 члена), не были уведомлены соответствующим закону способом о проведении собрания 31.03.2023.
Решением Черняховского городского суда Калининградской области от 22.05.2024 Маториной Т.Е., Маторину А.А., Семеновой А.М., Бариновой А.А., Мальчиковой И.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, истцы Маторина Т.Е., Маторин А.А., Семенова А.М., Баринова А.А., Мальчикова И.В. обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования в полном объёме, настаивая на том, что ими не пропущен срок обращения с иском, поскольку официальный сайт Общественной организации находился в разработке до конца 2023 года, а доступ к странице в социальных сетях был заблокирован.
В судебном заседании представитель истца Тайфер М.В. апелляционную жалобу поддержала, пояснила, что единого источника получения информации о деятельности КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» нет, настаивала на доводах, изложенных в апелляционной жалобе. Отметила, что доступ к странице в социальной сети ограничен для Бариновой и Маториной.
Ответчик Антонов Ю.В. возражал протии апелляционной жалобы, обратив внимание на то, что из 16 членов, исключённых из КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области», заявления которых к соответствующему протоколу, никто не оспорил такое решение, в связи с чем при любых обстоятельствах у Общего собрания был кворум. Настаивал на том, что информация о времени и месте проведения собрания была размещена на официальном сайте 26.02.2023, решение о перерегистрации членов общественной организации было принято с целью обновления персональных и контактных данных. Полагает, что в КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» входит 52 члена в настоящее время, Общее собрание было проведено очно, никто из членов не оспаривал факт своего присутствия.
В судебное заседание истцы, ответчик Гергина Е.В. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено. С учетом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» зарегистрирована 18.06.2012 и является общественным объединением, созданным в форме общественной организации. Организация создана на основе добровольного членства членов, для осуществления деятельности, направленной на защиту общих интересов и достижение целей организации. Федерация осуществляет свою деятельность на территории Калининградской области Российской Федерации.
КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» имеет официальный сайт в сети «Интернет» http://fksko.org, а также в социальной сети ВКонтакте по адресу: m.vk.com/club18133158.
Согласно п. 4.1 Устава КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области», высшим руководящим органом Организации является общее собрание членов Организации, которое созывается руководителем исполнительного органа не реже одного раза в год. Внеочередные общие собрания могут созываться по инициативе Президента Организации, по решению Президиума Организации или по письменному требованию не менее <данные изъяты> членов организации.
В силу п. 4.3 Устава, Общее собрание правомочно принимать решения по всем вопросам если на нем присутствует более половины членов Организации. Решения на общем собрании принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на общем собрании, за исключением вопроса исключительной компетенции общего собрания, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов в 2/3 голосов от присутствующих членов Организации, при наличии кворума.
Текущее руководство деятельностью Организации осуществляет коллегиальный исполнительный орган – Президиум, который подотчетен общему собранию. Президиум избирается общим собранием Организации на пятилетний срок. Президиум состоит из 11 членов Организации. Руководит работой коллегиального исполнительного органа Организации – Президент, который избирается общим собранием Организации на пятилетний срок. Президент – высшее должностное лицо Организации, выполняющее функции единоличного исполнительного органа Организации.
Как следует из Положения № 1-Ф-13 «О порядке подготовки и проведения общего собрания членов», утвержденного Общим собранием членов КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» от 15.12.2013, уведомление членов Организации о созыве Общего собрания осуществляется Президиумом Организации путем размещения объявления на сайте организации, не позднее чем за 4 недели до даты его проведения (п. 6.2). Уведомление должны содержать информацию о месте и времени проведения Общего собрания, его форме и повестке дня (п. 6.3).
Вопреки доводам стороны истца о неправомерности этого Положения, материалы дела не содержат сведений о признании его недействительным.
Судом первой инстанции установлено, что 26.02.2023 на официальном сайте в сети «Интернет» http://fksko.org, а также на странице в социальной сети ВКонтакте по адресу: m.vk.com/club18133158 КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» размещено объявление о проведении Общего собрания 31.03.2023, с указанием повестки дня, а также места и времени его проведения (<адрес> <адрес>. Время регистрации: 17 час. 30 мин. Начало собрания: 18-00).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцам было известно о проведении указанного Общего собрания не только в связи с размещением этой информации в сети «Интернет», но и поскольку они присутствовали на собрании 25.02.2023, что подтверждается соответствующим протоколом.
Более того, как видно из названного протокола, и подтверждено сторонами в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, истцы являются членами КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области».
Разрешая доводы стороны истца об отсутствии кворума при вынесении решения 31.03.2023, суд первой инстанции установил следующее.
Согласно протоколу № 2 Общего отчётно-выборного собрания КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» от 31.03.2023, на собрании присутствовали 28 членов из 31 «прошедших перерегистрацию». Собранием отчеты деятельности Общественной организации признаны удовлетворительными, переизбран руководящий состав, внесены изменения в Устав.
Так, Президентом Федерации избран Антонов Ю.В. (ответчик по делу), вице-президентом – ФИО14
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что членами КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» в 2022 году являлись: 68 физических лиц, а также <данные изъяты>.
Внеочередным собранием Президума КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» 25.03.2023 рассмотрены вопросы об исключении из состава членов организации: ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, а также ещё 16 лиц, чьи заявления приложены к этому протоколу (ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО41 ФИО42 ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36). Одновременно восстановлена в правах члена КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» ФИО37
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что на момент проведения Общего собрания 31.03.2023 членами КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» являлись 61 человек, а также <данные изъяты>
Факт исключения из членов КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО43, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 никем не оспорен, в том числе и указанными лицами. Оснований не доверять представленным в материалы дела заявлениям, которые также являются приложением к протоколу 25.03.2023, не имеется.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с доводом стороны ответчика о наличии кворума при принятии обжалуемого решения.
Между тем, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции полагал обоснованным заявление стороны ответчика о пропуске срока обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 5 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Как разъяснено в п. 112 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», срок исковой давности для признания ничтожного решения собрания недействительным исчисляется по аналогии с правилами, установленными п. 5 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (п 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 111 этого же постановления указано, что решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иные сроки не установлены специальными законами.
Общедоступным с учетом конкретных обстоятельств дела может быть признано размещение информации о принятом решении собрания на доске объявлений, в средствах массовой информации, сети «Интернет», на официальном сайте соответствующего органа, если такие способы размещения являются сложившейся практикой доведения информации до участников данного гражданско-правового сообщества, а также ссылка в платежном документе, направленном непосредственно участнику, оспаривающему решение.
Общедоступность сведений предполагается, пока лицом, права которого нарушены принятием решения, не доказано иное.
Исковое заявление подано в Черняховский городской суд Калининградской области 28.10.2023.
Настаивая на соблюдении срока обращения в суд, сторона истца указывает, что обжалуемый протокол им стал доступен лишь 28.04.2023, когда передан посредством мессенджера WhatsApp. При этом, истцы ссылались на блокировку Маториной Т.Е. и Бариновой А.А. в группе Федерации в социальной сети ВКонтакте.
Судом первой инстанции установлено, что 03.04.2023 на официальном сайте КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» в формате PDF был загружен и опубликован протокол Общего собрания Федерации № 2 от 31.03.2023. 05.04.2023 на странице в социальной сети ВКонтакте КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» также были опубликованы результаты общего собрания от 31.03.2023.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции тщательно проверены доводы стороны истца об отсутствии вышеуказанного протокола на официальном сайте Общественной организации, в том числе и посредством обозрения Интернет-страниц в судебном заседании, которые не нашли своего подтверждения.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что доступ к странице в социальной сети не ограничен для других истцов Маторина А.А., Семеновой А.М. и Мальчиковой И.В.
Также судебная коллегия отвергает доводы представителя истца о больших временных затратах на уведомление остальных участников КРОО «Федерация конного спорта Калининградской области» об оспаривании протокола Общего собрания, поскольку, как видно из материалов дела, такое уведомление размещалось истцами с 14.11.2023, т.е. уже после подачи искового заявления в суд, в связи с чем и было оставлено без движения.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца – физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Между тем, в ходе рассмотрения дела стороной истца не представлено суду допустимых доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока исковой давности.
Суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришёл к выводу о том, что истцами без уважительных причин пропущен срок исковой давности на обращение в суд с требованием об оспаривании решения общего собрания от 31.03.2023. Судебная коллегия полагает такой вывод правильным.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы фактически сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению решения в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черняховского городского суда Калининградской области от 22 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 сентября 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: