дело № 2-1505/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2018 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Н.Е.
при секретаре Коротневой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Ляшенко Н.С. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, администрации городского округа г. Ельца Липецкой области об отмене приказа об отказе в выдаче государственного сертификата, восстановлении в сводной очереди по общему списку и по списку вынужденных переселенцев, признании участником подпрограммы и признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,
установил:
Ляшенко Н.С. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области об отмене приказа Управления от 13.03.2018 года об отказе в выдаче государственного сертификата. В обоснование заявленных требований истец указал, что подал пакет документов для получения государственного жилищного сертификата. 02.04.2018 года Ляшенко Н.С. получил отказ ответчика по тем основаниям, что согласно выписке из протокола жилищной комиссии администрации г. Ельца от 18.08.2016 года № № комиссией принято решение о переводе очередности с умершей ФИО., состоящей на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по общему списку и по списку вынужденных переселенцев с 24.12.2001 года на Ляшенко Н.С. Однако, по информации администрации городского поселения г. Елец от 06.03.2018 года постановление о переводе очереди с умершей ФИО . указанной администрацией не принималось. Поскольку решения органа местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 24.12.2001 года отсутствует, Ляшенко Н.С. не может быть признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». С указанным решением Управления социальной защиты населения Липецкой области Ляшенко Н.С. не согласен, поэтому просит суд об отмене приказа Управления об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата.
В дальнейшем Ляшенко Н.С. уточнил заявленные требования, просил суд отменить приказ Управления социальной защиты населения Липецкой области от 13.03.2018 года об отказе в выдаче государственного сертификата, восстановить истца в сводной очереди по общему списку и по списку вынужденных переселенцев с 24.12.2001 года, признать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015 -2020 годы» с признанием за истцом права на получение государственного жилищного сертификата» в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 года № 1710.
Определение суда от 06.07.2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского округа г. Ельца.
В судебном заседании представитель истца Ляшенко Н.С. по доверенности Цветкова Т.А. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом и уточненном заявлении.
Представители Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Пушкова Я.В. Канищева С.А. Мещерякова О.В. иск Ляшенко Н.С. не признали. Суду объяснили, что ранее Правобережным судом г.Липецка уже было рассмотрено дело по иску Ляшенко Н.С., который заявлял аналогичные требования. Судом постановлено решение, которым Ляшенко Н.С. в удовлетворении иска отказано. В суде апелляционной инстанции, в процессе рассмотрения дела по апелляционной жалобе Ляшенко Н.С. на решение Правобережного суда г. Липецка от 08.11.2017 года представитель истца Цветкова Т.В. отказалась от апелляционной жалобы. При рассмотрении настоящего иска имеют место быть аналогичные основания иска. В связи с чем, просили суд производство по делу прекратить. По существу заявленных требований представители ответчика суду объяснили, что приказ Управления социальной защиты населения Липецкой области от 13.03.2018 года № № в отношении Ляшенко Н.С. является законным, поскольку отсутствует решение органа местного самоуправления о постановке Ляшенко Н.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 24.12.2001 года и отсутствует право истца состоять на жилищном учете с указанной даты. Жилищная комиссия администрации городского округа г. Ельца не наделена полномочиями по принятию решения о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Перевод очереди с умершего лица на члена семьи лица, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Без решения органа местного самоуправления о постановке Ляшенко Н.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий он не может быть признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Кроме того, представители ответчика указали, что на момент рассмотрения дела Ляшенко Н.С. утратил статус вынужденного переселенца, что также лишает его права на гарантии, установленные законодательством о вынужденных переселенцах.
Представитель администрации городского округа г. Ельца в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался в установленном законом порядке. В письменном отзыве на иск представитель по доверенности Чурляев В.В., а также первый заместитель главы администрации городского округа г. Елец Попов Д.а. указали, что 18.08.2016 года на заседании жилищной комиссии городского округа город Елец принято решение перевести очередность с умершей ФИО., состоящей на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по общему списку и по списку вынужденных переселенцев с 24.12.2001 года на внука Ляшенко Н.С. По имеющимся данным Ляшенко Н.С. субсидию на строительство или приобретение жилья не получал. Жилое помещение по договору социального найма, земельный участок для индивидуального жилищного строительства администрацией городского округа город Елец ему не представлялись. На 01.01.2018 года по общему списку номер очередности Ляшенко Н.С. №, по списку вынужденных переселенцев – № На заседании жилищной комиссии администрации городского округа г. Ельца 14.07.2017 года было рассмотрено заявление Ляшенко Н.С. об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015 -2020 годы». После рассмотрения предоставленных документов было принято решение признать Ляшенко Н.С. участником Подпрограммы и включить его в список участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году. Представители администрации городского округа г. Елец указали, что поддерживают требования Ляшенко Н.С., просили в иске к администрации отказать и рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации городского округа г. Ельца.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I
"О вынужденных переселенцах".
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 вышеназванного Закона Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153
"О некоторых вопросах реализации основного мероприятия " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
Согласно подпункту «ж» пункта 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что решением миграционной службы Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО. признана вынужденным переселенцем, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца, в соответствии с которым срок действия статуса вынужденного переселенца указанного лица продлен до 02.08.2016 года.
Постановлением главы администрации города Ельца Липецкой области от 28.02.2000 года № № ФИО. назначена опекуном над несовершеннолетним Ляшенко Н.С.
Ляшенко Н.С. также решением миграционной службы Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года признан вынужденным переселенцем, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца, в соответствии с которым срок действия статуса вынужденного переселенца указанного лица продлен до 02.08.2018 года.
04.12.2001 года ФИО обратилась к главе администрации г. Ельца с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав, что на попечении у нее находится несовершеннолетний внук.
Постановлением главы администрации города Ельца от 24.12.2001 года № № включены граждане в списки очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключены граждане из очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий, переведена очередность согласно приложению № 6. Из приложения № 6 к постановлению главы администрации города Ельца следует, что включена в очередность вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО – пенсионерка, проживающая на условиях найма в частном доме по <адрес> на состав семьи два человека.
Сведения о включении ФИО в очередность вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий с внуком Ляшенко Н.С. внесены в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящих в очереди при администрации г. Липецка (вынужденные переселенцы).
03.11.2006 года, 30.06.2008 года, 30.06.2009 года, 29.06.2010 года, 27.06.2012 года, 22.06.2013 года, 23.06.2015 года, 25.06.2014 года, 21.06.2016 года ФИО обращалась с письменным заявлением к главе городского округа г. Елец с просьбой о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
Администрацией городского округа город Елец ФИО включена в списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2017 год.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от 11.07.2016 года, выданным отделом записи актов гражданского состояния администрации городского округа город Елец Липецкой области.
Решением жилищной комиссии администрации города Ельца от 18.08.2016 года переведена очередность с умершей ФИО, состоящей на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по общему списку и по списку вынужденных переселенцев с 24.12.2001 года на внука Ляшенко Н.С.
Приказом № № от 30.01.2017 года в связи со смертью ФИО. исключена из сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2017 год по Липецкой области.
При этом, 02.02.2017 года Ляшенко Н.С. обращался в Управление соцзащиты населения <адрес> с просьбой о переводе на него очередности с умершей ФИО Просил о восстановлении в списках вынужденных переселенцев и выдать ГЖС на приобретение жилья.
15.02.2017 года заместителем начальника Управления социальной защиты населения Липецкой области сообщалось Ляшенко Н.С. о том, что члены семьи гражданина, признанного нуждающимся в жилом помещении реализуют свое право на жилье в составе семьи указанного гражданина(относясь к категории «члены семьи гражданина, состоящего на жилищном учете»).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии с ч.5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу части 1 указанной статьи граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, вышеприведенное жилищное законодательство устанавливает для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления сохранять за собой право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Как следует из материалов дела, на момент издания Управлением социальной защиты населения Липецкой области приказа об отказе в выдаче Ляшенко Н.С. государственного жилищного сертификата оснований для снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях не было. При этом, администрация городского округа г. Ельца подтверждает, что Ляшенко Н.С. субсидию на строительство или приобретение жилья не получал. Жилое помещение по договору социального найма, земельный участок для индивидуального жилищного строительства администрацией городского округа город Елец ему не представлялись.
Кроме того, по сообщению руководителя УВМ УМВД России по Липецкой области от 08.02.2018 года руководителю Управления социальной защиты населения Липецкой области категория граждан согласно материалов учетных дел вынужденных переселенцев, в том числе Ляшенко Н.С. социальные выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения, беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья, безвозмездную субсидию на жилищное обустройство, денежную компенсацию за утраченное жилье не получал.
В материалах учетного дела Управления социальной защиты населения Липецкой области содержатся сообщения ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» и Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии об отсутствии сведений о правах Ляшенко Н.С. на объекты недвижимости на 13.02.2018 года. Кроме того, в материалах учетного дела имеются сведения о том, что Ляшенко Н.С. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, по договору найма от 30.04.2017 года по 30.03.2018 года, собственником которого является ФИО, родственником и членом семьи которой истец по делу не является. По указанному адресу: <адрес> Ляшенко Н.С. зарегистрирован по месту пребывания. По сведениям УВМ УМВД России по Липецкой области Ляшенко Н.С. был зарегистрирован с 18.08.2002 года по 30.05.2016 года по адресу: <адрес>, с 30.05.2016 года – зарегистрирован по адресу: <адрес>. Иных оснований, помимо получения от государства возможности для улучшения жилищных условий, для снятия Ляшенко Н.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях также не установлено. При таких обстоятельствах, вывод Управления социальной защиты населения Липецкой области об отсутствии у Ляшенко Н.С. права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях является ошибочным. Действительно, принятие органом местного самоуправления решения о переводе очереди жилищным законодательством не предусмотрено. Вместе с тем, указанное законодательство и вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о сохранении на момент принятия Управлением социальной защиты населения Липецкой области решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата за Ляшенко Н.С. права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Само по себе отсутствие решения органа местного самоуправления, в данном случае администрации городского округа город Елец о сохранении за Ляшенко Н.С. права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях не может ограничивать истца в возможности реализации данного права при соблюдении всей последующей процедуры получения жилищного сертификата, в том числе соблюдения процедуры быть участником основного мероприятия.
В силу пункта 7.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники подпрограммы, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".
Статьей 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I
"О вынужденных переселенцах" установлен порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем. Пунктом 5 ст.5 вышеназванного закона установлено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации(пп.1).
Пунктом 6 Правил установлено, что в рамках основного мероприятия получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками основного мероприятия в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники основного мероприятия), которые подтвердили свое участие в основном мероприятии в планируемом году.
В соответствии с п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан), в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением ряда документов.
Пунктом 21 Правил установлено, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия.
В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
27.06.2017 года, 19.02.2018 года Ляшенко Н.С. обращался с письменным заявлением к главе городского округа г. Елец о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», при этом истец представлял в администрацию согласие на обработку персональных данных, сведения, удостоверяющие статус вынужденного переселенца, о статусе регистрации по месту жительства, копию договора найма жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенного между ФИО и Ляшенко Н.С.
Протоколом № № заседания жилищной комиссии администрации городского округа города Ельца от 14.07.2017 года Ляшенко Н.С. признан участником подпрограммы и включен в список участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году.
Суду представлена копия сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год, утвержденный главой городского округа города Елец 27.07.2017 год, где Ляшенко Н.С. включен в указанный список, как гражданин, признанный в установленном порядке вынужденным переселенцем на состав семьи 1 человек под номером №, а также копия сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год, утвержденного начальником управления социальной защиты населения Липецкой области 31.08.2017 года, где Ляшенко Н.С. включен в указанный список, как гражданин, признанный в установленном порядке вынужденным переселенцем на состав семьи 1 человек под номером №.
07.02.2018 года управление социальной защиты населения Липецкой области уведомляло Ляшенко Н.С. о том, что в Липецкую область поступили бланки государственных жилищных сертификатов, подлежащие выдаче гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, предложено представить документы, необходимые для рассмотрения вопроса о выдаче сертификата.
19.02.2018 года Ляшенко Н.С. обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения Липецкой области о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Липецкой области
Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от 13.03.2018 года № № Ляшенко Н.С. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата исходя из даты постановки на жилищный учет 24.12.2001 года ввиду отсутствия решения органа местного самоуправления о постановке Ляшенко Н.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 24.12.2001 года и отсутствие у него права состоять на жилищном учете с указанной даты. В обоснование принятого решения Управлением указано на то, что на основании списков граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище», изъявивших желание получить сертификат в 2018 году по городу Ельцу, Управлением в Сводный список на 2018 год по Липецкой области по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» с датой постановки на жилищный учет 24.12.2001 года включен Ляшенко Н.С. Согласно выписке из протокола жилищной комиссии администрации г. Ельца от 18.08.2016 № № после рассмотрения заявлений и представленных документов комиссия решила перевести очередность с умершей ФИО, состоящей на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по общему списку и по списку вынужденных переселенцев с 24.12.2001 года на внука Ляшенко Н.С. По информации администрации городского поселения г. Елец от 06.03.2018 года постановление о переводе очереди с умершей ФИО на внука Ляшенко Н.С. указанной администрацией не выносилось. В связи с тем, что решение органа местного самоуправления о постановке Ляшенко Н.С. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 24.12.2001 года отсутствует, без указанного решения он не мог быть признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Сохранение очереди за умершим, являющимся гражданином, признанным в установленном порядке вынужденным переселенцем, федеральным законодательством не предусмотрено. В связи с чем, после смерти ФИО значившийся в очереди на улучшении жилищных условий в качестве члена ее семьи Ляшенко Н.С. правом состоять на жилищном учете с 24.12.2001 года не обладает.
16.03.2018 года Управлением социальной защиты населения Липецкой области Ляшенко Н.С. сообщено за № № об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании представители Управления соцзащиты населения Липецкой области суду объяснили, что само по себе нахождение Ляшенко Н.С. в сводном списке граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов не дает ему право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку по мнению Управления Ляшенко Н.С. не имеет права быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
28.02.2018 года заместитель начальника Управления соцзащиты населения Липецкой области обращался к первому заместителю главы администрации городского округа г. Елец за № №, в котором просил в целях надлежащего исполнения норм действующего законодательства проинформировать о том, принималось ли администрацией городского округа г. Елец решение о переводе очереди умершей ФИО на внука Ляшенко Н.С. (с приложением заверенной копии постановления), а также просил сообщить на основании какой нормы закона принято данное решение.
06.03.2018 года первым заместителем главы администрации городского округа г. Елец за №№ сообщено начальнику Управления соцзащиты населения Липецкой области о том, что постановление о переводе очереди с умершей ФИО на внука Ляшенко Н.С. администрацией не принималось. Очередность переведена на основании решения жилищной комиссии администрации городского округа г. Елец, так как ФИО. была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в 2001 году с составом семьи 2 человека (она, внук Ляшенко Н.С.). Жилищные условия Ляшенко Н.С. до настоящего времени не улучшены. Аналогичное по содержанию сообщение давалось первым заместителем главы администрации городского округа г. Елец в адрес Управления соцзащиты населения Липецкой области 14.03.2018 года.
Учитывая вышеприведенное законодательство и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент издания начальником Управления социальной защиты населения приказа об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата Ляшенко Н.С. имел статус вынужденного переселенца, являлся и уполномоченным законом органом был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, обратился в установленном законом порядке в орган местного самоуправления, где состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с заявлением об участии в основном мероприятии по форме, установленной Правилами, представив документы о своем согласии на обработку персональных данных, включен в списки в качестве участника основного мероприятия. Следовательно, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также является участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». При таких обстоятельствах, Ляшенко Н.С. до 02.08.2018 года имел право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Липецкой области. То обстоятельство, что отсутствует решение органа местного самоуправления о признании Ляшенко Н.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий не может препятствовать истцу в реализации своего права на предоставление социальных выплат за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Истцом, при реализации своего права на получение государственного жилищного сертификата соблюден порядок, установленный Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153. При этом, Ляшенко Н.С. состоявший на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях в качестве члена семьи своей бабушки, после смерти которой не утратил право состоять на учёте, и отсутствуют основания для снятия его с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, приказ Управления социальной защиты населения Липецкой области от 13.03.2018 года № № об отказе Ляшенко Н.С. в выдаче государственного жилищного сертификата противоречит вышеприведенным нормам права, постановлен без учета обстоятельств, установленных в судебном заседании. При этом, Ляшенко Н.С. не нуждается в восстановлении его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании его участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», поскольку, из сведений, представленных суду администрацией городского поселения г. Елец и Управлением социальной защиты населения Липецкой области, следует, что указанные факты установлены.
Вместе с тем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ляшенко Н.С. о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», поскольку на момент рассмотрения дела Ляшенко Н.С. утратил статус вынужденного переселенца, поскольку истек срок действия статуса вынужденного переселенца Ляшенко Н.С. и не продлен территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции на последующий год.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Цветкова Т.А. объяснила, что в настоящее время за Ляшенко Н.С. должно быть признано право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку на момент вынесения приказа Управления социальной защиты населения Липецкой области от 13.03.2018 года № № об отказе Ляшенко Н.С. в выдаче государственного жилищного сертификата и на момент предъявления иска истец имел такой статус. Вместе с тем, право на получение государственного жилищного сертификата может быть признано при наличии совокупности всех обстоятельств, приведенных в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 и Законе Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". Отсутствие хотя бы одного из них препятствует возникновению права на получение государственного жилищного сертификата. При таких обстоятельствах требования Ляшенко Н.С. не подлежат удовлетворению.
При этом, суд не может согласиться с требованиями представителя ответчика о том, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям. Действительно, решением Правобережного районного суда г. Липецка от 08.11.2017 года Ляшенко Н.С. отказано в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о восстановлении в сводной очереди по общему списку и по списку вынужденных переселенцев с 24.12.2001 года, о признании истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы» и о признании права на получение государственного жилищного сертификата. Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 01.02.2018 года вышеуказанное решение суда отменено, производство по делу прекращено в связи с принятием отказа Ляшенко Н.С. от исковых требований. При рассмотрении настоящего дела, Ляшенко Н.С. оспаривает законность приказа Управления социальной защиты населения Липецкой области от 13.03.2018 года № № об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в 2018 году, при рассмотрении дела, решение по которому постановлено 08.11.2017 года, Ляшенко Н.С. оспаривал отказ в получении государственного жилищного сертификата в 2017 году.
Суд считает разрешить заявленные Ляшенко Н.С. требования по существу и постановить решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2017 ░. N 1710.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.09.2018 ░░░░.