Решение по делу № 2-2684/2022 от 09.06.2022

Дело № 2-2684/2022

24RS0048-01-2022-001100-56

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2022 года                                                                                         г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Науджус О.С.,

при секретаре – Васильевой О.А.,

с участием представителя АО «Краслесинвест» Пархамович Н.П.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к акционерному обществу «Краслесинвест» об устранении нарушений лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к АО «Краслесинвест» об устранении нарушений лесного законодательства. Требования мотивированы тем, что между агентством лесной отрасли Красноярского края и ЗАО «Краслесинвест» заключен договор аренды лесных участков от 07.04.2008 №1, используемых для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, согласно которому во временное пользование ответчика для заготовки древесины, сроком на 49 лет перешли участки общей площадью 2361530 га (с учетом дополнительного соглашения), имеющие следующее местоположение: Красноярский край, Эвенкийский, Кежемский, Богучанский районы, КГБУ «Байкитское лесничество», КГБУ «Гремучинское лесничество», КГБУ «Кодинское лесничество», КГБУ «Терянское лесничество», КГБУ «Хребтовское лесничество». Лесной участок площадью 35224,0000 га расположенный: Красноярский край, Богучанский район, КГБУ «Хребтовское лесничество», Яркинское участковое лесничество, квартал №11 (выделы 3,7-10, часть выделов 1,2,4-6), 25, 32-38,44,47,48, 53-58,63-65, 72-85,96, 106, 111-116,130, 131 с кадастровым номером 24:07:7101001:893; лесной участок площадью 63,0000 га расположенный: Красноярский край, Эвенкийский район, КГБУ «Хребтовское лесничество», Яркинское участковое лесничество, квартал № 11 (часть выделов 1,2,4-6) с кадастровым номером 24:07:7101001:882; лесной участок площадью 62896,0000 га расположенный: Красноярский край, Богучанский район, КГБУ «Хребтовское лесничество», Яркинское участковое лесничество, кварталы №№ 393, 424-428, 432-434, 459-463, 466-469, 488-504, 526-546, 564-575, 608-610, 642-648, 678-684, 713-715, 740 (выделы 1-9, 11, часть выдела 10) с кадастровым номером 24:07:7101001:884; лесной участок площадью 88,0000 га расположенный: Красноярский край, Кежемский район, КГБУ «Хребтовское лесничество», Яркинское участковое лесничество, квартал № 740 (часть выдела 10) с кадастровым номером 24:20:0000000:2508; лесной участок площадью 85452,0000 га расположенный: Красноярский край, Богучанский район, КГБУ «Хребтовское лесничество», Яркинское участковое лесничество, кварталы №№ 191-197, 213-228, 242-257, 272-287, 303-305, 309-318, 334-336, 348-351, 367, 383, 384,414-417,449-451, 485-487, 523-525, 547-563 24:07:7101001:891.

Согласно изменениям от 04.12.2019 к лесной декларации от 20.08.2019 использование лесов осуществлялось в период с 24.12.2019 по 30.08.2020. По окончании срока действия лесной декларации, в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 14.09.2020 лесничим Яркинского участкового лесничества КГБУ «Хребтовское лесничество» Барышовым А.В., в одностороннем порядке, произведен осмотр мест заготовки древесины, расположенных в квартале № 310, выдел №5, лесосеке №1 Яркинского участкового лесничества КГБУ «Хребтовское лесничество», в результате которого обнаружена неочистка лесосеки от порубочных остатков на площади 1,0 га, тем самым нарушен пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417

По результатам осмотра лесосеки составлен акт осмотра лесосеки от 14.09.2020 б/н, сообщение о результатах осмотра лесосеки от 14.09.2020, акт натурной проверки качества разработки лесосеки, ведомость учета нарушений лесного законодательства, абрис лесосеки, план осмотра лесного участка, в которых отражены факты нарушения лесного законодательства. Главным государственным инспектором по охране леса Смоляниновой Л.Ю. в отношении АО «Краслесинвест» составлен протокол от 20.11.2020 № 225 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Просят суд обязать АО «Краслесинвест» произвести очистку мест рубок от порубочных остатков, на площади 1,0 га в лесном участке, расположенном в лесосеке № 1, выделе 5 квартала № 310 Яркинского участкового лесничества, КГБУ «Хребтовское лесничество» в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.

В ходе судебного разбирательства судом поставлен на обсуждение вопрос о передаче данного дела для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.

В судебном заседании представитель АО «Краслесинвест» Пархамович Н.П. (по доверенности) разрешение данного вопроса оставила на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана», надлежаще извещенный о дате, времени и месте его проведения, не явился, в исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Представитель третьего лица КГБУ «Хребтовское лесничество», а также представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания по делу не просили.

    В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть вопрос о передаче гражданского дела по подсудности в арбитражный суд в отсутствие неявившихся лиц.

    Заслушав представителя АО «Краслесинвест» Пархамович Н.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

В силу ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 28 АПК РФ).

Положения приведенных правовых норм свидетельствуют о том, что основополагающими критериями отнесения гражданских дел к подсудности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора.

Таким образом, для отнесения гражданского дела к подсудности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности при соответствующем субъектном составе.

Кроме того, частью 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Часть 2 данной статьи содержит указание на то, что решением суда или арбитражного суда с целью возмещения вреда окружающей среде на ответчика может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, также рассматриваются судом или арбитражным судом.

Таким образом, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает, что споры, возникающие в данной сфере, разрешаются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с общими правилами о подведомственности, установленными процессуальным законодательством.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 13,17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. В случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме, посредством взыскания исчисленной по правилам части 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

При этом, исходя из системного анализа вышеприведенных норм права, рассмотрение такого рода требований входит в компетенцию как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, следовательно, родовая подсудность по такого рода искам должна определяться исходя из субъектного состава спорящих сторон и не зависит от того, заявлено ли требование о выплате компенсации в денежном выражении либо об устранении допущенных нарушений в натуре.

Как усматривается из материалов дела, 07.04.2008 между агентством лесной отрасли Красноярского края и ЗАО «Краслесинвест» заключен договор аренды лесных участков №1, в соответствии с которым агентство лесной отрасли Красноярского края передает во временное пользование ЗАО «Краслесинвест» сроком на 49 лет лесные участки, общей площадью 2 361 530 га (в ред. Дополнительного соглашения от 07.10.2015), расположенные по адресу:

- Красноярский край, Богучанский район, КГБУ «Хребтовское лесничество», Яркинское участковое лесничество, квартал №11 (выделы 3,7-10, часть выделов 1,2,4-6), 25, 32-38,44,47,48, 53-58,63-65, 72-85,96, 106, 111-116,130, 131 с кадастровым номером 24:07:7101001:893;

- Красноярский край, Эвенкийский район, КГБУ «Хребтовское лесничество», Яркинское участковое лесничество, квартал № 11 (часть выделов 1,2,4-6) с кадастровым номером 24:07:7101001:882;

- Красноярский край, Богучанский район, КГБУ «Хребтовское лесничество», Яркинское участковое лесничество, кварталы №№ 393, 424-428, 432-434, 459-463, 466-469, 488-504, 526-546, 564-575, 608-610, 642-648, 678-684, 713-715, 740 (выделы 1-9, 11, часть выдела 10) с кадастровым номером 24:07:7101001:884;

- Красноярский край, Кежемский район, КГБУ «Хребтовское лесничество», Яркинское участковое лесничество, квартал № 740 (часть выдела 10) с кадастровым номером 24:20:0000000:2508;

- Красноярский край, Богучанский район, КГБУ «Хребтовское лесничество», Яркинское участковое лесничество, кварталы №№ 191-197, 213-228, 242-257, 272-287, 303-305, 309-318, 334-336, 348-351, 367, 383, 384,414-417,449-451, 485-487, 523-525, 547-563 24:07:7101001:891.

Согласно изменениям от 04.12.2019 к лесной декларации от 20.08.2019 использование лесов осуществлялось в период с 24.12.2019 по 30.08.2020.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что АО «Краслесинвест» (ОГРН 1082468004574) 02.10.2015 зарегистрировано в качестве юридического лица; в качестве основного вида деятельности указано: распиловка и строгание древесины. Также имеются сведения о дополнительных видах деятельности: лесоводство и прочая лесохозяйственая деятельность, лесозаготовки, предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок и др.

Как следует из Устава КГКУ «Лесная охрана», учреждение создано Красноярским краем для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений (п. 2.1), предметом деятельности является надзор за соблюдением требований лесного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами, направленный на достижение целей деятельности Учреждения (п. 2.2 Устава).

Целями Учреждения являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований лесного законодательства (п. 2.3 Устава). Для достижения указанных целей деятельности Учреждение, в том числе вправе обращаться в суд с иском (п. 2.4 Устава).

Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

В силу ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ (в редакции, подлежащей применению к данным правоотношениям) установлено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В соответствии со ст. 16.1 Лесного кодекса РФ (в редакции, подлежащей применению к данным правоотношениям) лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.

Приказом Минприроды России от 27.06.2016 №367 (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 №45040) утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки.

Согласно п. 9 раздела IV (Порядок проведения заключительных лесосечных работ) Приложения № 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367 к заключительным лесосечным работам относятся, в частности, очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков (п.п.1), при этом отмечено, что очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины, после проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

Таким образом, очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков относится к заключительным лесосечным работам и, соответственно, является составляющей частью хозяйственной деятельности субъекта лесозаготовки.

Положениями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 34 приведенного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды и включает в себя, в том числе, и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что заявленные нарушения, необходимость устранения которых послужило основанием для обращения КГКУ «Лесная охрана» в суд с данным иском, непосредственно вытекают из нарушения ответчиком при осуществлении им хозяйственно-экономической деятельности по заготовке древесины требований лесного законодательства об очистке лесосеки, с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что дело принято к производству Железнодорожным районным судом г.Красноярска с нарушением правил подсудности, в связи с чем подлежит передаче для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 33, 224-225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к акционерному обществу «Краслесинвест» об устранении нарушений лесного законодательства передать для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.

На определение может быть подана частная жалоба в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение 15 дней с момента его вынесения.

Судья                                                                                                           О.С. Науджус

2-2684/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Передано по подсудности, подведомственности
Истцы
КГКУ "Лесная охрана"
Ответчики
АО "Краслесинвест"
Другие
КГБУ "Хребтовское лесничество"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Судья
Науджус Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
09.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.06.2022Передача материалов судье
10.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.07.2022Предварительное судебное заседание
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2022Дело оформлено
12.08.2022Дело передано в экспедицию
18.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее