ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14241/2022, № 2-1870/2021
УИД 36RS0001-01-2021-002611-26
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Саратов 16 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Акчуриной Г.Ж.,
судей Ерохиной И.В., Саулиной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деревенских Д. А. к управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж о взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж
на решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 10 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ерохиной И.В., судебная коллегия
установила:
Деревенских Д.А. обратилась в суд с иском к управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. и расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 26 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 10 марта 2022 года, исковые требования удовлетворены частично, с управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж в пользу Деревенских Д.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 40 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе управа Железнодорожного района городского округа г. Воронеж ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, указывая на отсутствие доказательств укуса истца именно бездомной собакой и правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда. По мнению кассатора, в судебных актах нет суждений, в чем выразилось виновное поведение ответчика. Полагает, что управа не допускала противоправного поведения, предписанных норм не нарушала, случившееся является несчастным случаем.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 15 мая 2021 года Деревенских Д.А. причинён вред здоровью - телесные повреждения, поставлен диагноз: открытая рана бедра, укушенная рана левой ягодицы, правого бедра.
Согласно выписке из медицинской карты, выданной БУЗ ВО «ВГКБСМП №», анамнез на момент поступления: травма на улице, укусили бродячие собаки, укус не был спровоцирован; условиях приёмного отделения оказана медицинская помощь определена явка на приём к врачу 17 мая 2021 года в поликлинику по месту жительства, явка 18 мая по адресу: <адрес>, перевязка у хирурга по месту жительства.
По справке БУЗ ВО «ВГП №» Поликлиника № Центр антирабической помощи Деревенских Д.А. сделаны 6 прививок за период с 15 мая 2021 года по 13 августа 2021 года, необходимых для иммунизации против бешенства вследствие укусов.
15 мая 2021 года и 19 мая 2021 года Деревенских Д.А. обращалась в ОП № 1 УМВД России по г. Воронежу с заявлениями по факту вышеуказанного происшествия и полученных укусов, по результатам рассмотрения которых 24 мая 2021 года уполномоченным участковым полиции вынесено постановление об отказе в возбуждении головного дела за отсутствием состава преступления.
21 июня 2021 года Деревенских Д.А. обратилась в управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж с претензией в добровольном порядке выплатить компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. и принять меры по ликвидации нападения безнадзорных животных, претензия оставлена без удовлетворения.
В обоснование исковых требований Деревенских Д.А. приведены обстоятельства того, как 15 мая 2021 года около 19 часов на <адрес>, вблизи <адрес>, на нее набросилась стая бездомных собак, одна из которых ее укусила.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, оцененного в 40 000 руб., применил к рассматриваемым правоотношениям положения статей 12, 151, 1064, 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 9.1-9.3, 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 Главы IX. «Мероприятия по предупреждению случаев бешенства среди людей», статей 1, 2, 3 Закона Воронежской области от 2 марта 2020 года № 8-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области государственными полномочиями в области обращения с животными без владельцев», пунктов 1.1, 1.5 Положения об управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж, утверждённого постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25 марта 2015 года № 262, пункта 2.2 Положения о порядке реализации государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городского округа город Воронеж, утверждённого постановлением администрации городского округа город Воронеж от 8 апреля 2020 года №313, требования приказов управления ветеринарии Воронежской области от 13 января 2020 года № 5 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Воронежской области» и от 13 января 2020 года № 6 «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Воронежской области», пунктов 2.1-2.4 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Воронежской области, утверждённого приказом управления ветеринарии Воронежской области от 13 января 2020 года № 5, и пришел к выводу, что причиной произошедшего явилось ненадлежащее исполнение управой Железнодорожного района городского округа г. Воронеж обязанностей в области осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, не усмотрев оснований для освобождения названного органа местного самоуправления от ответственности по возмещению вреда.
При этом отметил суд первой инстанции, что после причинения вреда здоровью истца вследствие укуса собаки обращение граждан об отлове собак продолжили поступать, 31 июля 2021 года на ул. Одинцова был укушен бездомными собаками ребенок.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда, при установленных обстоятельствах происшествия согласился с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения ответственности по возмещению морального вреда истцу на управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж.
Отклонил суд апелляционной инстанции довод о надлежащем исполнении ответчиком обязанностей по обращению с животными без владельцев только лишь на основании упоминания о заключении с ИП Вязьминым Ю.А. муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭА, предметом которого является оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Железнодорожного района городского округа г. Воронеж.
У судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами судов, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств, при правильном применении норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (статья 3).
Согласно статье 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В силу части 3 статьи 7, статьи 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 статьи 14.1 и пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях соответственно поселения, муниципального округа, городского округа.
На основании статей 1 - 3 Закона Воронежской области от 2 марта 2020 года №8-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями в области обращения с животными без владельцев» органы местного самоуправления Воронежской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности с животными без владельцев на подведомственной территории, на неограниченный срок.
Положением об управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, утвержденным постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 25 марта 2015 года №262 закреплено, что управа Железнодорожного района городского округа г. Воронеж является территориальным структурным подразделением администрации городского округа г. Воронеж, уполномоченным на решение отдельных вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом городского округа г. Воронеж к компетенции администрации городского округа г. Воронеж (пункт 1.1). Наделена управа правами юридического лица (пункт 1.4), является главным распорядителем и получателем средств бюджета городского округа г. Воронеж по вопросам, входящим в компетенцию управы района, наделяется правами муниципального заказчика (пункт 1,5).
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применили нормы материального права к спорным отношениям, определили наличие условий для возложения ответственности по компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения на Деревенских Д.Ю. безнадзорной собаки, на управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж.
Доказательств, освобождающих управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж от ответственности по компенсации морального вреда Деревенских Д.Ю., не представлено.
Факт причинения вреда здоровью Деревенских Д.Ю. укусом собаки без владельца на территории данного муниципального района, вопреки доводам кассационной жалобы, установлен судами, соответственно возложенная законом на данный орган местного самоуправления обязанность по обращению с животными без владельцев в целях предотвращения причинения вреда здоровью в рассматриваемом случае не исполнена.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, об отсутствии в судебных актах суждений, в чем выразилось виновное поведение ответчика, о не нарушении предписанных норм, о квалификации случившегося несчастным случаем выражают субъективное отношение к правильности разрешения спора, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем на основании части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приводимые в настоящей жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судами первой и второй инстанции при вынесении оспариваемых судебных актов, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 10 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж – без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.В. Ерохина