Дело № 5-140/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 11 апреля 2018 года
Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области (ул. Кузбасская, 28 "а" г. Кемерово 650000) Тупица А.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КРФоАП в отношении ООО "ОЭУ Блок № 2 шахта "Анжерская-Южная"
У С Т А Н О В И Л:
ООО "ОЭУ Блок № 2 шахта "Анжерская-Южная", зарегистрированное в п. Арсентьевка Кемеровского района Кемеровской области, осуществляющее производство работ по проведению конвейерного штрека 7-1-5 от грузолюдского уклона пл. XXVII в ООО "ОЭУ Блок № 2 ш. Анжерская-Южная", расположенного в п. Арсентьевка Кемеровского района, на 16.00 часов 06.04.2018 года при проведении проверки состояния промышленной безопасности допустило нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а именно:
1. Применяемая технология бурения дегазационных и разгрузочных скважин при проведении конвейерного штрека 7-1-5 от грузолюдского уклона не обеспечивает безопасного нахождения персонала в забойной части выработки, о чём свидетельствуют допущенные в течение 2 смены в период с 16.17 час. по 16.55 час. 05.04.2018 года загазирования.
Согласно данных с аппаратуры аэрогазового контроля "Микон-3", максимальная концентрация составляла 3,06 %.
При этом акт технического расследования инцидента, связанного с загазированием, составлен с отступлением от установленных требований; расследование проведено составом комиссии с чётным количеством членов (два специалиста); не в полном объёме изложены обстоятельства, предшествующие загазированию; не отражена продолжительность простоя; не определены лица, ответственные за исполнение мероприятий, и сроки; не определены лица, допустившие нарушения (нарушены ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 122, 123 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах").
2. Не соблюдаются требования технической документации при производстве работ по бурению разгрузочных скважин при проведении выработки конвейерного штрека 7-1-5 от грузолюдского уклона; не производится герметизация устья скважин составом карбостоп на глубину 150 мм. (нарушены ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 102, 103 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах").
3. Не выполняется комплекс мер по борьбе с внезапными выбросами при проведении конвейерного штрека 7-1-5 от грузолюдского уклона; бурение скважин разгрузочного веера осуществляется с предохранительным щитом, конструкция которого не перекрывает угольную пачку по груди забоя, данное нарушение имело место и ранее (нарушены ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 102, 103 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах").
4. Не выполняются мероприятия по расследованию причин аварии со смертельным исходом, произошедшей 24.07.2017 года в конвейерном штреке 7-1-5 от грузолюдского уклона.
Так не приняты меры по предотвращению несанкционированного изменения месторасположения датчиков системы АГК; не обеспечивается постоянное геологическое сопровождение при ведении горных работ ниже глубины критической по внезапным выбросам угля и газа.
Согласно данных применяемой на шахте системы позиционирования на базе комплекса "Талнах", при проведении прогноза выбросоопасности угольного массива в забое прочность угольной пачки определялась в отсутствие геолога службы прогноза ДЯ (04.04.2018 года в 3 см.) (нарушены ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 11 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах").
5. Для бурения скважин разгрузочного веера в конвейерном штреке 7-1-5 от грузолюдского уклона применяется буровой станок АБГ-300 зав. № 112, при этом на предприятии отсутствует формуляр (паспорт), что не даёт возможность дать оценку технического состояния станка и наработки эксплуатационных часов (нарушены ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 5 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 010/2011).
6. Согласно привязки к маркшейдерской сети, выполненной специалистами группы прогноза за ДЯ (04.04.2018 года), расстояние от МТ2454 – 12 м., что свидетельствует о том, что текущий прогноз выбросоопасности (предыдущий 26.03.2018 года) проводился через 6 м. подвигания забоя, а не через 4 м. по требованиям Комплекса мер по прогнозу и предотвращению динамических явлений.
Бурение прогнозной скважины (04.04.2018 года) от висячего борта выработки проводилось в 0.3 м., вместо 0,5-0,7 м.
На планшете текущего прогноза выбросоопасности данной выработки не нанесена привязочная маркшейдерская точка МТ2454 (нарушены ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 102, 103 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах").
7. Согласно данных книги нарядов производственного участка, к обслуживанию бурового станка АБГ-300 в конвейерном штреке 7-1-5 от грузолюдского уклона допускается персонал участка ПР2, не прошедший обучение по специальной программе и не имеющий соответствующее удостоверение на право работы и управления станком в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации (нарушены ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 5 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 010/2011).
8. По состоянию на 06.04.2018 года не оборудовано рабочее место, обеспечивающее свободный доступ к информации системы АГК шахты в соответствии с эксплуатационной документацией (Проект АГК шахты) (нарушены ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 228 Положения об аэрогазовом контроле в угольных шахтах).
Указанные нарушения требований промышленной безопасности представляют угрозу жизни и здоровью трудящихся, занятых на производстве работ в конвейерном штреке 7-1-5 от грузолюдского уклона, и могут привести к взрыву газа метана.
В судебном заседании представитель Берёзовского территориального отдела Сибирского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Грибков Д.А., действующий на основании доверенности от 31.12.2017 года № 43 (срок по 31.01.2018 года) (удостоверение ТО № 18-0575), подтвердил наличие нарушений требований промышленной безопасности на момент проверки 06.04.2018 года.
В судебном заседании защитник ООО "ОЭУ Блок № 2 шахта "Анжерская-Южная" Жариков Е.В., действующий на основании ордера от 11.04.2018 года № 150, вину юридического лица в нарушении требований промышленной безопасности не отрицал.
Вина юридического лица в нарушении требований промышленной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении от 06.04.2018 года № 07-31.
В соответствии с п. 122, 123, 102, 103, 11 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах", утвержденных приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.11.2013 N 550 (ред. от 08.08.2017):
Концентрация кислорода в воздухе в горных выработках, в которых находится или может находиться персонал, должна составлять не менее 20% (по объему). Содержание метана в рудничном воздухе должно соответствовать нормам, приведенным в приложении N 4 к настоящим Правилам. Максимально допустимая концентрация диоксида углерода в рудничном воздухе на рабочих местах, в исходящих струях выемочных участков и тупиковых горных выработок составляет 0,5%, в горных выработках с исходящей струей крыла, горизонта и шахты - 0,75%, при проведении и восстановлении горных выработок по завалу - 1%. Максимально допустимая концентрация водорода в зарядных камерах составляет 0,5%. Максимально допустимые концентрации вредных газов в рудничном воздухе действующих горных выработок приведены в приложении N 5 к настоящим Правилам (п. 122).
При несоответствии состава рудничного воздуха в действующих горных выработках требованиям, установленным настоящими Правилами, работы должны быть прекращены, персонал из этих горных выработок должен выйти в горные выработки с пригодной для дыхания рудничной атмосферой или на поверхность и сообщить об этом горному диспетчеру шахты (п. 123).
Разработку пластов, склонных к внезапным выбросам угля (породы) и газа, и пластов, склонных к горным ударам, осуществляют в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Инструкция по прогнозу динамических явлений и мониторингу массива горных пород при отработке угольных месторождений" (п. 102).
Технический руководитель (главный инженер) шахты организует прогноз динамических явлений, проведение мер по предотвращению динамических явлений и контроль их эффективности (п. 103).
Специалисты угледобывающей организации и шахты при выявлении нарушений требований промышленной безопасности и безопасности ведения горных работ приостанавливают ведение этих работ и принимают меры по устранению выявленных нарушений. В случаях, когда в горных выработках шахты выявленные нарушения требований промышленной безопасности и (или) безопасности ведения горных работ могут привести к возникновению аварии, инцидента или создают угрозу жизни и здоровью, работники из этих горных выработок выходят в горные выработки, в которых отсутствуют нарушения требований промышленной безопасности, и (или) на поверхность (п. 11).
Согласно ст. 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года № 823 (ред. от 16.05.2016) действие настоящего технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, в том числе применяемые на опасных производственных объектах.
Согласно п. 228 Положения об аэрогазовом контроле в угольных шахтах (утв. Приказом Ростехнадзора от 01.12.2011 года N 678 (ред. от 08.08.2017) в соответствии с эксплуатационной документацией (проектом АГК) оборудуются рабочие места: администратора системы АГК, которое обеспечено связью с оператором АГК; работника территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющего надзор на шахте (п. 228).
Как установлено при рассмотрении дела, все нарушения при производстве работ по проведению конвейерного штрека 7-1-5 от грузолюдского уклона пл. XXVII в ООО "ОЭУ Блок № 2 ш. Анжерская-Южная" являются нарушениями требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положением о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с использованием недрами, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
С учётом изложенного, действия ООО "ОЭУ Блок № 2 шахта Анжерская-Южная" необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 9.1 КРФоАП как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и считает, что в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей наказание должно быть назначено только в виде административного приостановления деятельности производственного участка.
Протоколом о временном запрете деятельности от 28.03.2018 года № 07-28 производство работ по проведению конвейерного штрека 7-1-5 от грузолюдского уклона пл. XXVII в ООО "ОЭУ Блок № 2 ш. Анжерская-Южная" запрещено с 16.00 час. 06.04.2018 года.
Учитывая характер допущенных нарушений, то обстоятельство, что наказание не должно повлечь для юридического лица неблагоприятные последствия, а также мнение представителя Берёзовского территориального отдела Сибирского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части сроков устранения нарушений, судья считает необходимым назначить срок административного приостановления деятельности производственного участка на срок десять суток.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.12 КРФоАП срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.12 КРФоАП срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В соответствии с п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась. В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.
В соответствии с ч.3 ст. 32.12 КРФоАП административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10 КРФоАП, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░ ░░░ "░░░ ░░░░ № 2 ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 25.06.2002 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ 4201008494, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 7-1-5 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░. XXVII ░ ░░░ "░░░ ░░░░ № 2 ░. ░░░░░░░░░-░░░░░", ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 9.1 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 7-1-5 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░. XXVII ░ ░░░ "░░░ ░░░░ № 2 ░. ░░░░░░░░░-░░░░░" ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 16.00 ░░░. 06.04.2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░