Гр. дело № 2-617/22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июля 2022 года Дубненский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Румянцевой М.А. при секретаре Рудовской У.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО5 о взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО6 о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени за 2019,2020гг. в размере 72 000 руб. и компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что проходил службу по контракту в ФИО7 с мая 2005г. в должности <данные изъяты>. 31.01.2022г. уволился из органов внутренних дел в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. В связи с тем, что в ходе службы он неоднократно привлекался к выполнению должностных обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени и в ночное время, 14.01.2022г. им был подан рапорт о выплате соответствующей денежной компенсации. Денежная компенсация за 2021 г. ему была выплачена, однако за 2019 и 2020 г. выплаты не последовало. Какая-либо компенсация при увольнении ему также не выплачивалась, дополнительные выходные дни ни в ходе службы, ни при увольнении ему не предоставлялись. В связи с чем, обратился с настоящим иском в суд.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить. Пояснив, что проходил службу по контракту в должности <данные изъяты> в ФИО8 с мая 2005 г. по январь 2022 г. 31.01.20222 г. уволился по п. 2 ч. 1 ст. 82 ФЗ О службе в органах внутренних дел (по достижению предельного возраста). При увольнении расчет произведен был не в полном объеме – не выплачена компенсация за несение службы в ночное время и переработку за 2019 г. и 2020 г. 14.01.2022 г. он обращался с рапортом о выплате за переработку и работу в ночное время в ФИО9. Компенсация была выплачена только за переработку в 2021г., а также в устной форме ему сообщили, что в архивах ФИО10 табели учета рабочего времени за другие года не сохранились. Табель за 2021 г. составили только после подачи им рапорта в ФИО11. Поскольку ответчиком табели учета рабочего времени не велись, все суммы в иске указаны примерно. Во время службы устно обращался к руководству за выплатой компенсации, документально подтвердить не может. За работу сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени законом предусмотрено предоставление выходных дней или компенсации. Ему не было предоставлено выходных дней. Рапортов на предоставление выходных дней за работу сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени он не подавал,
т.к. работать было некому, отказов не получал. За компенсацией ранее также не обращался. Проходил службу в ФИО12. Подлинные графики дежурств находятся у него, он их забирал после истечения месяца. Считает, что ему причинен моральный вред, который выразился в физической нагрузке и нервной обстановке.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что ФИО1 проходил службу в ФИО13. Обратился с рапортом о предоставлении отпуска с последующим увольнением. Был уволен по достижению предельного возраста 31.01.2022 г.
14.01.2022 г. ФИО1 обратился с рапортом о выплате компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени и за сдачу крови безвозмездно, где не было указано периода, за который истец хочет получить компенсацию. На основании графиков дежурств за 2021 г. были составлены табели учета рабочего времени. Расчет денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни произведен на основании приказа МВД России от 31.03.2022 № и приказа ФИО14 от 01.06.2022 №. В целях урегулирования спора были восстановлены графики и составлены табели, а также выплачены денежные средства, а именно:
- размер денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется путем деления денежного довольствия на среднемесячное число календарных дней в данном календарном году и умножения на количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация: за 2019 год в количестве 5,37 дней (54 496,00 руб./30,4дн.*5,37дн.=9 626,43руб.); за 2020 год в количестве 1,75 дней (56 840,60руб./30,5дн.*1,75дн.=3 261,35руб.)
- размер денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время производится за каждый час работы (в ночное время- 20 процентов часовой ставки) определяется путем деления должностного оклада на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году, умножения на 20% и умножения на количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация: за 2019 год в количестве 429 часов (17 160,00руб./164,17ч*20%*429ч=8 966,10руб.); за 2020 год в количестве 523 часа (17 898,00руб./164,92ч*20%*523ч=11 354,33руб.).
Считаю, что ответчик сделал все возможное для урегулирования вопроса по тем данным, что были в ФИО15. Кроме того, компенсация за несение службы в ночное время и переработку выплачивается по заявлению сотрудника. ФИО1 не обращался с рапортом о предоставлении дополнительных выходных дней за работу сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, хотя отпуска за 2019 и 2020 г ему предоставлялись. Соответственно не обращался и с рапортом о выплате компенсации за 2019,2020 г. В рапорте от 14.01.2022 г. период не указан, выплата произведена в соответствии с Порядком №50.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органа внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Аналогичные положения содержаться в пунктах 285, 286 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50.
В силу пункта 290 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции действовавшей в период спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени может осуществляться только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, то есть носит заявительный характер.
В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющихся обязательным условием реализации права на получение этой компенсации, ее выплата по инициативе работодателя не возможна.
В соответствии с пунктом 283 Порядка продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
В соответствии с пунктом 284 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
На основании пункта 285 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50, компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску в текущем либо в течение следующего года. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации.
В соответствии с пунктом 286 Порядка, сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе.
В силу пункта 290 Порядка, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (пункт 291).
Согласно пункту 293 Порядка, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 56, 57, 58 указанного Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.
Приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N 181 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в пунктах 61, 62 и 63 которого содержатся аналогичные положения.
Согласно п.61 вышеуказанного Порядка, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Исходя из приведенных выше положений законодательства следует, что для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха (замена дополнительных дней отдыха денежной компенсацией) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 285 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. При этом срок обращения с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха либо замены такого отдыха денежной компенсацией при наличии к тому оснований ограничен периодом прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО1 проходил службу в ФИО16 в должности <данные изъяты>.
Приказом начальника ФИО17 от 30.12.2021г. № ФИО1 был уволен со службы 31.01.2022 г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел / л.д. 37-38/.
При этом,ДД.ММ.ГГГГ/л.д.36/,ФИО1 обратился к начальнику ФИО18 с рапортом о выплате компенсации за работу в ночное время и переработку несения службы, а также безвозмездную сдачу крови. То обстоятельство, что в рапорте истцом неверно указан год его подачи, сторонами не оспаривается, рапорт был подан 14.01.2022 г..
На основании указанного рапорта приказом начальника ФИО19 от 25.02.2022г. № ФИО1 была выплачена компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и за работу в ночное время в соответствии с утвержденными табелями учёта служебного времени за 2021г. в количестве 13,438 дней и компенсация за выполнение служебных обязанностей в ночное время по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за 2021г. в количестве 470 часов/ л.д.34/.
01.06.2022г. приказом начальника ФИО20 № от 01.06.2022 были внесены изменения в приказ от 30.12.2021г. № «Об увольнении ФИО1», а именно добавлен абзац, где указано:
- «за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в соответствии с утвержденными табелями учёта служебного времени за 2019г. в количестве 5,37 дней; за 2020г. в количестве 1,75 дней; за 2021г. в количестве 13,438 дней»
- «за выполнение служебных обязанностей в ночное время по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за 2019г. в количестве 429 часов; за 2020г. в количестве 523 часов; за 2021г. в количестве 470 часов»
Также данным приказом был отменен приказ ФИО21 от 25.02.2022г. № «О выплате денежной компенсации»/л.д.35/.
Таким образом, ответчиком начислена и выплачена компенсация в т.ч. за 2019 и 2020 г., ее получение истцом не оспаривается, однако он не согласен с ее размером, считает, что она выплачена не в полном размере,поскольку предоставленные ответчиком табели учета рабочего времени не соответствуют действительности и графикам дежурств, по которым он работал и подлинники которых представил суду.
Однако, несмотря на фактическое частичное признание иска ответчиком в части выплаты компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени и за работу в ночное время, требования истца судом отклоняются в связи с вышеизложенными нормативными актами, которые ответчик обязан знать и из содержания которых следует, что для выплаты заявленной компенсации установлен Порядок, утвержденный приказом Министерства внутренних дел РФ №50 от 01.02.2018 г., который истцом в отношении выплат за 2019-2020 г.г. не соблюден.С рапортами к начальнику ФИО24 о выплате заявленной в иске компенсации за 2019 г. ни в 2019,ни 2020 году истец не обращался, аналогично и по компенсации за 2020 г. – ни в 2020 г., ни в 2021 г. не обращался. Компенсация за 2021 г. по его рапорту от 14.01.2022 г. ему была выплачена.
Доводы о том, что он обращался с рапортом, голословны и ничем не подтверждены.Доводы об устном обращении юридически значимыми не являются и ответчиком опровергаются.
Таким образом, истцом каких-либо доказательств, относительно того, что он в соответствии с пунктами 17, 285 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50, обращался с рапортом, согласованным с непосредственным руководителем, и ему было отказано в предоставлении компенсации в виде отдыха в другие дни недели или с рапортом о присоединении этих дней к ежегодному оплачиваемому отпуску за те дни, которые указаны в исковом заявлении, не представлено, равно как и доказательств обращений к начальнику ФИО22 с рапортом о предоставлении компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и в ночное время за 2019, 2020гг.
При этом, согласно справки ответчика /л.д.39/ основной и дополнительный отпуска за 2019 и 2020 г. ФИО1 предоставлялись.
При таких обстоятельствах, суд находит установленным отсутствие волеизъявления ФИО1, выраженного в форме поданного в период прохождения службы рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющегося обязательным условием реализации права на получение указанной компенсации, отсутствия доказательств получения отказа в предоставлении компенсации в виде отдыха в другие дни недели или в присоединении этих дней к ежегодному оплачиваемому отпуску в соответствующем календарном периоде.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании денежной компенсации и вытекающих из этого требования производных требований о компенсации морального вреда.
То обстоятельство, что ответчик в добровольном порядке частично удовлетворил требования истца и выплатил заявленную компенсацию, но в меньшем размере, чем тот, который заявлен истцом, не является основанием для удовлетворения иска при отсутствии правовых оснований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 к ФИО23 о взыскании денежной компенсации за 2019,2020 гг. и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения через Дубненский городской суд.
Судья подпись Румянцева М.А.
Мотивированное решение
изготовлено 12.07.2022 г.