Решение по делу № 3а-66/2019 от 03.10.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

31 октября 2019 г. по делу № 3а-66/2019

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О.,

при секретаре Палаткиной А.С.,

с участием в деле

административных истцов – Байгушкина О.В., Шерстнева А.М., их представителя Петайкина А.А.,

административного ответчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра»),

административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее Управление Росреестра по Республике Мордовия),

административного ответчика – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее Госкомимущество Республики Мордовия),

заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск, его представителя Ионова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному исковому заявлению Байгушкина О.В., Шерстнева А.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Байгушкин О.В., Шерстнев А.М. обратились в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 3 066 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации зданий, строений, сооружений, предназначенных для оптовой торговли, равной его рыночной стоимости 15 471 526 рублей по состоянию на 1 января 2012 г.

В обоснование иска указали, что являются сособственниками вышеназванного объекта недвижимости, что подтверждается записями регистрации, соответственно, от 14 августа 2019 г. <№> и от 14 августа 2019 г. <№> в Едином государственном реестре недвижимости.

Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2012 г. и составляет 15 471 526 рублей.

Административные истцы считают кадастровую стоимость земельного участка завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает права истцов как плательщиков земельного налога.

Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости № <№> от 23 сентября 2018 г., составленному ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 3 016 944 рубля по состоянию на 1 января 2012 г.

По данным основаниям административные истцы просили суд установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г.

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» представил письменные возражения на административное исковое заявление, указав, что не является надлежащим ответчиком.

Административные истцы Байгушкин О.В., Шерстнев А.М., представители административных ответчиков ФГБУ «ФКП Ростреестра», Госкомимущества Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, не просили отложить рассмотрение административного дела.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается.

В судебном заседании представитель административных истцов Петайкин А.А. просил удовлетворить административный иск по указанным в заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск Ионов С.А. просил отказать в удовлетворении административного иска ввиду того, что снижение кадастровой стоимости повлечёт снижение земельного налога, поступающего в доходную часть бюджета городского округа Саранск.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.

14 августа 2019 г. в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <№> в равных долях <№> и <№> за Шерстневым А.М. и Байгушкиным О.В., соответственно.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена по состоянию на 1 января 2012 г., сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2015 г. (л.д. 14).

Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> затрагивают права и обязанности административных истцов Байгушкина О.В. и Шерстнева А.М. как сособственников земельного участка и плательщиков земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости.

Следовательно, Байгушкин О.В. и Шерстнев А.М. вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> в суде.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> затрагивают права и обязанности административных истцов Байгушкина О.В. и Шерстнева А.М. как сособственников земельного участка.

В обоснование своих административных исковых требований Байгушкин О.В. и Шерстнев А.М. представили отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № <№> от 23 сентября 2019 г., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 1 января 2012 г. 3 016 944 рубля.

Судом установлено, что оценку произвел оценщик ООО «<данные изъяты>» Д.Е.П., являющаяся членом некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков НП СМАО», свидетельство № <№>, выданное 18 апреля 2012 г., имеющая диплом о профессиональной переподготовке ПП №<№>, заключившая договор добровольного страхования ответственности оценщика со страховой суммой 5 000 000 рублей (с 8 декабря 2018 г. по 7 декабря 2019 г.).

Отчёт оценщика отвечает требованиям пунктов 8, 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (далее ФСО № 1), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 № 297, т.к. рыночная стоимость объекта недвижимости определена на дату, на которую установлена кадастровая стоимость, оценщик мотивировал избрание сравнительного подхода, обосновав причину, по которой не применял затратный и доходный подходы.

Отчёт оценщика соответствует принципам существенности информации, используемой оценщиком, её подтверждаемости, однозначности толкования полученных результатов. В отчёте обоснован выбор подхода и методов оценки, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты, изложенная логика процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки, понятны, копии документов, использованных оценщиком, приобщены к отчёту, в тексте отчёта имеются ссылки на источники информации и копии документов и материалов, что соответствует требованиям пунктов 5, 8, 10, 11 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (далее ФСО № 3), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299.

В соответствии с положениями пунктов 10, 11, 24 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (далее ФСО № 7), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611, оценщиком исследован рынок в тех сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта, принцип достаточности объёма исследований оценщиком соблюден, анализ рынка недвижимости выполнен в последовательности, предусмотренной пунктом 11, затратный подход и доходный подход обоснованно не использованы. Применение сравнительного подхода обоснованно, объекты оценки подобраны с учётом аналогичности количественных и качественных характеристик, различия объекта оценки и объектов-аналогов учтены применением поправочных коэффициентов.

Доказательств, опровергающих выводы отчёта оценки о рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества, ни административные ответчики, ни заинтересованное лицо не представили, равно, как и не заявили ходатайство о назначении судебно-строительной экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отчёт оценщика соответствует требованиям, содержащимся в Федеральном законе № 135-ФЗ, федеральных стандартах оценки № 1, № 3, № 7, и отсутствуют основания для признания отчёта оценщика недостоверным и недопустимым доказательством.

Следовательно, отчёт оценщика может быть положен в основу решения суда.

С учётом изложенного, суд не усматривает оснований для несогласия с отчётом оценщика, и он может быть принят в целях установления рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установление оценщиком рыночной стоимости земельного участка является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Соответственно, исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2015 г. (л.д. 14).

3 октября 2019 г. административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 1 января 2012 г. подано в Верховный Суд Республики Мордовия (л.д. 1-5).

Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2019 г.

При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 настоящего Федерального закона сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.

Кроме того, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости в суд – 3 октября 2019 г., сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и частью 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что в силу положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в результате проведения массовой кадастровой    оценки земельных участков, итоги которой утверждены приказом Госкомимущества от 27 ноября 2014 г. № 42, в связи с чем надлежащими ответчиками по административному делу являются Госкомимущество Республики Мордовия и Управление Росреестра по Республике Мордовия. Доводы об обратном, отклоняются как несостоятельные в силу вышеназванных обстоятельств.

С учётом изложенного административный иск Байгушкина О.В. и Шерстнева А.М. к Госкомимуществу Республики Мордовия и Управлению Росреестра по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Административными ответчиками не оспаривались ни право административного истца на обращение с иском о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, ни рыночная цена земельного участка, установленная в отчёте оценщика.

Довод заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск о том, что удовлетворение административных исковых требований повлечёт уменьшение суммы земельного налога, поступающего в доходную часть бюджета городского округа Саранск, не может служить правовым основаниям для отказа в удовлетворении административного иска.

С учётом изложенного административный иск Байгушкина О.В. и Шерстнева А.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка к ФГБУ «ФКП Росреестра» подлежит оставлению без удовлетворения, т.к. указанный ответчик, не утверждавший результаты определения кадастровой стоимости и не осуществлявший функции по государственной кадастровой оценке земельного участка, является ненадлежащим.

Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

административное исковое заявление Байгушкина О.В., Шерстнева А.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 3 066 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации зданий, строений, сооружений, предназначенных для оптовой торговли, равной его рыночной стоимости в размере 3 016 944 (три миллиона шестнадцать тысяч девятьсот сорок четыре) рубля по состоянию на 1 января 2012 г.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Датой подачи заявления Байгушкина О.В. и Шерстнева А.М. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 3 октября 2019 г.

Отказать Байгушкину О.В., Шерстневу А.М. в удовлетворении административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                      А.О. Бажанов

Мотивированное решение изготовлено 5 ноября 2019 г.

3а-66/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Байгушкин Олег Викторович
Шерстнев Александр Михайлович
Ответчики
Управление Росреестра по РМ
Госкомимущество РМ
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РМ
Другие
Петайкин А.А.
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Бажанов Александр Олегович
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
31.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее