Решение по делу № 2-503/2024 от 06.02.2024

Дело № 2-503/2024

УИН 61RS0021-01-2024-000235-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 марта 2024 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Поповой О.Г.,

с участием прокурора, представителя ответчика,

при секретаре Бондаренко И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Администрация Сальского района Ростовской области об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте,

У С Т А Н О В И Л:

Сальский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Администрация Сальского района Ростовской области об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте, указывая, что Сальской городской прокуратурой проведена проверка исполнения МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска, законодательства в сфере охраны труда.

В соответствии с ч.4 ст.8 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

В силу ст. 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить: систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В нарушение ст. 214 ТК РФ, а также ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ в МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска в рамках установленного законом срока специальная оценка условий труда не проведена.

Как следует из объяснения заведующей МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска, выполнить требования нет возможности из-за отсутствия финансирования, денежные средства на выполнение данных мероприятий на текущий 2024 год не запланированы.

С учетом того, что требование об охране труда обязательны к исполнению в течение всего периода деятельности организации, круг лиц чьи права могут быть нарушены бездействием руководства Управления образования Сальского района и МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска, определить не представляется возможным.

Согласно разделу 1 Устава МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска является муниципальным бюджетным учреждением.

Учредителем и собственником имущества МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска является муниципальное образование «Сальский район». Функции Учредителя осуществляет в рамках своей компетенции Управление образования Сальский район.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В соответствии с п. 1.8 - 1.11 Положения об управлении образования Сальского района в новой редакции, утвержденного решением Собрания депутатов Сальского района от 28.02.2018 № 171 вышестоящим органом по отношению к муниципальным дошкольным образовательным организациям, общеобразовательным организациям; учреждениям дополнительного образования является Управление образования Сальского района, действующего от имени Учредителя, являющегося главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными Управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования.

Управление образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления района, органами местного самоуправления городского и сельских поселений, общественными организациями и объединениями.

Управление образования является главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования.

Из вышесказанного следует, что на Управление образования Сальского района возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства муниципальными бюджетными образовательными учреждениями.

Таким образом, обязанность обеспечить соблюдение требований трудового законодательства является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.

При таких обстоятельствах, исковое заявление подается в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», истец просил суд обязать МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска, Управление образования Сальского района провести специальную оценку условий труда на рабочем месте.

В судебном заседании истец помощник Сальского городского прокурора Пшеничная К.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска заведующая Супрычева Г.С. в судебном заседании против заявленных требований прокурора не возражала, однако суду пояснила, что в настоящее время, а именно 06.02.2024г. заключен Договор на проведение специальной оценки условий труда. 29.02.2024г. разработаны Карты специальной оценки условий труда, сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда (л.д.75-91).

Ответчик Управление образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Администрация Сальского района Ростовской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.72-74), в судебное заседание представители не явились, о причинах неявки не сообщили, представителем Администрации Сальского района Ростовской области направлены возражения на исковые требования, посредством которого просил в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д.67-70).

Кроме того, согласно общедоступной информации в сети «Интернет» расположенной Автоматизированной системой ГАС «Правосудие», на официальном сайте salsky.ros@sudrf.ru, имеется информация о рассмотрении данного гражданского дела.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Управления образования Сальского района Ростовской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации Сальского района Ростовской области.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу ст. 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить: систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014 г.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

В силу ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Судом по делу установлено, что Сальской городской прокуратурой проведена проверка исполнения МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска, законодательства в сфере охраны труда.

В ходе указанной проверки было установлено, что специальная оценка условий труда не проведена, что подтверждается объяснениями от 31.01.2024г., взятыми у заведующей МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска (л.д.8).

Согласно Уставу МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска является муниципальным бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска является муниципальное образование «Сальский район». Функции Учредителя осуществляет в рамках своей компетенции Управление образования Сальский район (л.д.24-43).

В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В соответствии с п. 1.8 - 1.11 Положения об управлении образования Сальского района в новой редакции, утвержденного решением Собрания депутатов Сальского района от 28.02.2018 № 171 вышестоящим органом по отношению к муниципальным дошкольным образовательным организациям, общеобразовательным организациям; учреждениям дополнительного образования является Управление образования Сальского района, действующего от имени Учредителя, являющегося главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными Управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования.

Управление образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления района, органами местного самоуправления городского и сельских поселений, общественными организациями и объединениями. Управление образования является главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования. На Управление образования Сальского района возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства муниципальными бюджетными образовательными учреждениями.

Из чего следует, что обязанность обеспечить соблюдение требований трудового законодательства является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.

Таким образом, обязанность по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте, возложена на МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска.

В настоящее время, а именно 06.02.2024г. между МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска и ООО «Лаборатория экспертизы условий труда (ООО «ЛЭУТ») заключен Договор на проведение специальной оценки условий труда (л.д.56-58).

29.02.2024г. разработаны Карты специальной оценки условий труда, сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда (л.д.75-91).

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования нашли полное подтверждение, нарушены трудовые права неопределенного круга лиц, так как из анализа приведенных выше правовых норм на ответчика обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда возложена законом, что по существу ответчиком не опровергается, более того в настоящее время, а именно 06.02.2024г. ответчиком заключен Договор №10176 на проведение специальной оценки условий труда, разработаны Карты специальной оценки условий труда, сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает, необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Администрация Сальского района Ростовской области об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте, удовлетворить.

Обязать МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска, провести специальную оценку условий труда на рабочем месте, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                            О.Г. Попова                                 

Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2024 года.

2-503/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сальский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБДУ № 16 "Олененок"
Управление образования Сальского района
Другие
Администрация Сальского района Ростовской области
Суд
Сальский городской суд Ростовской области
Судья
Попова Ольга Геннадьевна
Дело на сайте суда
salsky.ros.sudrf.ru
06.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2024Передача материалов судье
07.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2024Подготовка дела (собеседование)
20.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2024Судебное заседание
07.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее