Решение по делу № 2-149/2020 от 06.02.2020

2-149/2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2020 года                                     г.Починок

Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.

с участием истца Заболотского А.В.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Заболотской Л.Г.,

при секретаре Панкратовой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заболотского А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Заболотский А.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру № ** в доме № ** ..., общей площадью -----, в порядке приватизации. Определением Починковского районного суда Смоленской области от 17 марта 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «Жилищный стандарт», Заболотская Л.Г.

В обоснование своих требований истец Заболотский А.В. в исковом заявлении и судебном заседании сослался на то, что ** ** ** отцу З.В.М., умершему ** ** **, КЭЧ ... был выдан ордер № **, не являющийся служебным, на право занятия квартиры № ** в доме № ** ..., находившейся в закрытом военном городке, на семью из трех человек: отец З.В.М., мать Заболотская Л.Г., он (сын Заболотский А.В.), где в настоящее время проживает и зарегистрирован один он (Заболотский А.В.). Мать Заболотская Л.Г. отказывается от участия в приватизации жилого помещения. Он (Заболотский А.В.) добросовестно пользуется жилым помещением, производя его текущий ремонт, оплачивая квартплату и коммунальные услуги, и имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, так как участия в приватизации жилья не принимал. Просит признать за ним (Заболотским А.В.) право собственности на квартиру № ** в доме № ** ..., общей площадью -----, в порядке приватизации.

Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания (л.д.107, 109-110, 112-115), не сообщили об уважительных причинах неявки, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Жилищный стандарт» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.108), просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.92).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Заболотская Л.Г. не возражает признать за сыном Заболотским А.В. право собственности на квартиру № ** в доме № ** ..., общей площадью -----, в порядке приватизации, отказывается от включения ее в договор передачи в собственность указанной квартиры.

Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; в порядке заочного производства, в связи с неявкой ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обсудив материалы дела, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ** ** ** КЭЧ ... З.В.М. с семьей, состоящей из трех человек: З.В.М., Заболотская Л.Г. (жена), Заболотский А.В. (сын), выдан ордер № ** на право занятия жилой площади в количестве ----- комнаты в квартире № ** дома № ** ... (л.д.10, 67).

Дом, в котором расположена спорная квартира, находился на территории закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации; распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года №349-р, исключенного из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д.18).

З.В.М. умер ** ** ** (л.д.22, 25).

Согласно выписки из домовой книги (л.д.12), справок (л.д.17-18, 20, 23) по адресу: ... зарегистрирован Заболотский А.В., родившийся ** ** ** в ... (л.д.15) - с ** ** ** по ** ** ** (выписан по получению паспорта), с ** ** ** по ** ** ** (выписан в связи со службой в армии), с ** ** ** по настоящее время.

Из справки ... производственного участка ... отделения филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ... федеральному округу (л.д.13) усматривается, что квартира № ** в доме № ** ... имеет общую площадь -----, количество комнат - -----.

Задолженность по оплате за квартиру и коммунальные услуги по адресу: ... отсутствует (л.д.11, 17-18, 20, 23).

Квартира № ** в доме № ** ... не приватизирована, принадлежит жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации (л.д.20, 23), на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 июля 2017 года №1839 закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, внесена в реестр федерального имущества (л.д.48-50, 63, 73, 75, 79-85), соответствует всем санитарно-техническим нормам проживания, обслуживается ООО «Жилищный стандарт» (л.д.19, 51, 88-91).

Согласно информации (л.д.63, 73, 75, 79) в соответствии с положением о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 2018 года №555, вопросы формирования, целевого использования и учета служебного жилья, а также вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, относятся к компетенции Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональных управления. Общество с ограниченной ответственностью «Жилищный стандарт» является обслуживающей организацией общедомового имущества служебного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации по договору управления многоквартирными домами от 1 сентября 2018 года, не является балансодержателем указанных жилых помещений, не распределяет жилые помещения между гражданами и не заселяет в указанные жилые помещения граждан (л.д.51, 92).

Сведениями о статусе жилого помещения по адресу: ... отделение (территориальное, г.Смоленск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ООО «Жилищный стандарт», Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации не располагают (л.д.46, 51, 102). В документах архивного фонда сведений о признании служебной квартиры № ** в доме № ** ... не имеется (л.л.54-62).

Заболотским А.В. право на приватизацию не было использовано, начиная с ** ** ** по настоящее время (л.д.14, 20, 23, 35-36).

Из заявлений в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (л.д.8-9) видно, что Заболотский А.В. просит передать в собственность занимаемую ----- квартиру № ** в доме № ** ... бесплатно в порядке приватизации.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что истец занимает квартиру № ** дома № ** ..., которая была предоставлена З.В.М., умершему ** ** **, на основании ордера № **, выданного ** ** ** КЭЧ .... Спорное жилое помещение находится в федеральной собственности, полномочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) отнесены служебные жилые помещения.

В соответствии со ст.93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Согласно пп.«м» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

В силу ст.47 Жилищного кодекса РСФСР, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, который выдавался гражданину на основании решения исполнительного комитета районного, городского Советов народных депутатов о предоставлении жилого помещения. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, которым было предоставлено право выдачи таких ордеров КЭЧ Министерства обороны, либо иным компетентным органам Министерства обороны РСФСР на основании решения жилищно-бытовой комиссии военного ведомства, за которым была закреплена квартира.

В соответствии со ст.ст.28-31, 33, 42, 44 Жилищного кодекса РСФСР, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

До введения в действие в 1983 году Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления жилых помещений был регламентирован Гражданским кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года.

Действовавшим в период предоставления семье Заболотских спорного жилого помещения законодательством предусматривалось, что жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру (ч.2 ст.297 Гражданского кодекса РСФСР).

Судом также установлено, что решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, истцу, как лицу, состоящему на учете нуждающегося в жилых помещениях, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. На момент рассмотрения дела уполномоченным лицом в установленном порядке не принималось решение об исключении занимаемого истцом жилого помещения из состава специализированного жилого фонда, договор социального найма с истцом не заключался, спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решение о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.

Согласно Инструкции о прядке заселения жилой площади Министерства обороны СССР, утвержденной Главным квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны СССР 4 октября 1978 года №147/15/35060, ордера на жилые помещения в закрытых и обособленных военных городках выдавала квартирно-эксплуатационная часть района.

Пунктом 2 Постановления Совмина СССР от 6 мая 1983 года №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» предусмотрено, что ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Из системного толкования названных норм следует, что в закрытых военных городках, как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, так и военнослужащие обеспечивались только служебными жилыми помещениями.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 октября 1997 года №116-О, жилые помещения в домах закрытых военных городков относятся к ведомственному (Министерства обороны Российской Федерации) жилищному фонду, который согласно пункту 1 части второй статьи 7 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» состоит в государственной собственности Российской Федерации и находится в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности. Образование закрытых военных городков как особого, специализированного комплекса зданий и сооружений (расположенных вне обычных населенных пунктов либо имеющих систему пропусков) обусловлено их функциональным предназначением в системе обеспечения обороны страны. Жилые помещения в домах закрытых военных городков предназначены для расквартирования воинских частей, размещения военнослужащих и проживающих совместно с ними членов их семей. Именно специализированным характером закрытых военных городков обусловлен запрет на приватизацию находящихся в них жилых помещений. Данное обстоятельство, однако, не означает, что граждане, проживающие в этих помещениях, по сравнению с другими лицами ограничены в праве на жилище или в праве иметь имущество в собственности, как эти права закреплены в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем из положений статей 6 (часть 2), 19, 35 и 40 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи с предписанием ее статьи 8 (часть 2) о том, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, не вытекают право гражданина на приватизацию жилого помещения и, соответственно, обязанность государства обеспечивать гражданину реализацию этого права применительно к жилым помещениям в закрытых военных городках. Указанные конституционные положения не препятствуют отнесению жилых помещений в закрытых военных городках как особой (специализированной) части жилого фонда к государственной собственности и притом не подлежащей приватизации.

Таким образом, нахождение спорного жилого помещения в закрытом военном городке на момент его предоставления, автоматически относило его к специализированной части жилого фонда, не подлежащего приватизации.

Допустимых доказательств того, что в дальнейшем данное жилое помещение изменило свой статус с исключением городка из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, материалы дела не содержат.

Таким образом, несмотря на то, что выданный на занятие спорной квартиры ордер не содержит отметок о служебном статусе предоставляемого жилья, сам факт предоставления жилого помещения в закрытом военном городке указывает на то, что указанное в иске жилое помещение относится к служебному жилому помещению.

При этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования ими на условиях договора социального найма, действующее законодательство не содержит.

Поэтому независимо от того, принималось ли решение о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд, данное жилое помещение на момент его предоставления являлось служебным.

Так как последующее исключение военного городка из Перечня закрытых военных городков, само по себе, не влечет утрату жилым помещением статуса служебного, а решение органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда не принималось, на момент разрешения спора данное жилое помещение относится к служебному жилому помещению.

При таких обстоятельствах, поскольку занимаемая истцом Заболотским А.В. квартира № ** в доме № ** ... на основании ст.4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежит приватизации, постольку правовых оснований для признания за последним права собственности на указанную квартиру не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Заболотскому А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.

Ответчик вправе подать в Починковский районный суд Смоленской области заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                    В.А.Шабанова

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 18 мая 2020 года.

2-149/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заболотский Андрей Валентинович
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации
ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации
ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Другие
ООО "Жилищный стандарт"
Заболотская Любовь Георгиевна
Суд
Починковский районный суд Смоленской области
Судья
Шабанова Валентина Анатольевна
Дело на сайте суда
pochinok.sml.sudrf.ru
06.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2020Передача материалов судье
10.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
18.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее