<Адрес обезличен> Дело <Номер обезличен> (33-1648/2022)
11RS0<Номер обезличен>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Агранович Ю.Н., Батовой Л.А.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании 14 апреля 2022 года дело по апелляционной жалобе ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым
ФИО1 включен в стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления предпринимательской деятельности с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>;
ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> обязано назначить ФИО1 страховую пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата обезличена> и выплатить недополученную пенсию за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>;
В удовлетворении требований ФИО1 о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода осуществления предпринимательской деятельности с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> отказано.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., объяснения представителя ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском об обязании ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> включить периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в стаж работы в районах Крайнего Севера, обязании ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> назначить страховую пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона <Номер обезличен> «О страховых пенсиях» с <Дата обезличена>, выплатить недополученные суммы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. В обоснование своих требований указала, что <Дата обезличена> обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии. ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> истцу отказало в назначении страховой пенсии в виду отсутствия специального стажа работы в районах Крайнего Севера. <Дата обезличена> ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> Республики Коми истцу назначена страховая пенсия. Из стажа в районах Крайнего Севера были исключены периоды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, однако в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Финансово-хозяйственная деятельность в качестве индивидуального предпринимателя осуществлялась на территории <Адрес обезличен> Республики Коми, то есть в районах Крайнего Севера. Считает, что спорные периоды подлежат зачету в стаж в районах Крайнего Севера.
Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> произведена замена ответчика ГУ-УПФ РФ в <Адрес обезличен> Республики Коми правопреемником ГУ-ОПФ РФ по <Адрес обезличен>, ответчика ГУ-УПФ РФ по <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> правопреемником ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен>.
В судебном заседании истец и представители ответчиков участия не принимали, извещались надлежащим образом.
Представитель истца поддержал исковые требования.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда в части удовлетворения требований ФИО1 к ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> отменить как незаконное и необоснованное.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <Дата обезличена> ФИО1 обратилась в ГУ-УПФ РФ по <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением от <Дата обезличена> истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно личному дела пенсионера, ГУ-УПФ РФ по <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> истцу на <Дата обезличена> исчислен следующий стаж работы для права на пенсию: страховой стаж (календарно) – 15 л. 10 мес. 20 дн., льготно 21 г. 01 м. 21 д.; стаж работы в районах Крайнего Севера – 08 л. 09 мес. 15 дн.
<Дата обезличена> ФИО1 обратилась в ГУ-УПФ РФ по <Адрес обезличен> Республики Коми с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением от <Дата обезличена> ФИО1 с <Дата обезличена> назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно личному дела пенсионера, ГУ-УПФ РФ по <Адрес обезличен> Республики Коми истцу на <Дата обезличена> исчислен следующий стаж работы для права на пенсию: страховой стаж (календарно) – 17 л. 04 мес. 20 дн., льготно 20 л. 07 м. 26 дн.; стаж работы в районах Крайнего Севера – 08 л. 10 мес. 13 дн.
При этом периоды работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> были исключены из стажа работы в районах Крайнего Севера.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указала, что при включении вышеуказанных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера она бы имела право на пенсию с момента первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с <Дата обезличена>.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Федерального закона № 400-ФЗ от <Дата обезличена>, п.п. 10, 11, 12 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, разъяснениями, содержащимися в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходил из доказанности осуществления истцом предпринимательской деятельности в районе Крайнего Севера в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (04 года 11 месяцев 18 дней), в связи с чем удовлетворил исковые требования о включении указанных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Вместе с тем оснований для удовлетворения требований о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода осуществления истцом предпринимательской деятельности с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> суд не усмотрел, поскольку документы, подтверждающие непосредственное осуществление деятельности в указанный период в районах Крайнего Севера истцом не представлены, а сам по себе факт регистрации истца в качестве индивидуального предпринимателя и его регистрация по месту жительства в <Адрес обезличен> Республики Коми данные обстоятельства с достоверностью не подтверждают.
С учетом включения спорного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера, периодов, учтенных ответчиком (08 лет 09 месяцев 15 дней), а также периодов, включенных в указанный стаж на основании решения суда от <Дата обезличена> (02 года 09 месяцев 05 дней), суд пришел к выводу о наличии у истца требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с <Дата обезличена>.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, представитель ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> ссылается на отсутствие оснований для назначения истцу пенсии с момента первоначального обращения с <Дата обезличена> и выплаты недополученных сумм.
С данными доводами судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). В редакции на 2016 указанная норма предусматривала право на страховую пенсию по старости мужчин, достигших возраста 60 лет, и женщин, достигших возраста 55 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (до внесения изменений <Дата обезличена>) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При определении права истца на пенсию по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты первоначального обращения (<Дата обезличена>) суд исходил из продолжительности периода работы истца в районах Крайнего Севере, учтенных ответчиком при обращении за назначением пенсии (08 лет 09 месяцев 15 дней), периодов, включенных в указанный стаж на основании решения суда от <Дата обезличена> (02 года 09 месяцев 05 дней), а также учел период осуществления истцом предпринимательской деятельности в районе Крайнего Севера в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (4 года 11 месяцев 18 дней), заявленный при разрешении настоящего спора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (4 года 11 месяцев 18 дней) в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ, ст.ст. 7, 14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» право на страховую пенсию по старости имеют граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, одновременно являющиеся страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы.
В силу ст. 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии.
В силу п.п. 10, 11 указанных Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п.п. 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с п.20 Правил периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до <Дата обезличена> документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с <Дата обезличена> - документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению <Номер обезличен>.
В разъяснениях, изложенных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ необходимо представить документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.Материалами дела подтверждается, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя на основании Постановления администрации <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
В материалы дела представлены Распоряжения отдела по управлению муниципальной собственностью администрации Муниципального образования «<Адрес обезличен>» (Комитета по управлению имуществом <Адрес обезличен>) от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена> от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, которыми продлевался срок действия договора субаренды помещения в Магазине «Сыктывкар», заключенного с ФИО1 <Дата обезличена>. Магазин «Сыктывкар» находился по адресу: <Адрес обезличен> Республики Коми, <Адрес обезличен>. Договор субаренды помещения расторгнут с <Дата обезличена>.
Из материалов наблюдательных дел следует, что у ФИО1 (Озеровой) И.И. имелась переплата по взносам на 1994 год – 188,98 руб., на 1995 год – 70983 руб., на 1996 год – 387870 руб. также имеются расчетные ведомости по страховым взносам за 1997, 1998, 1999 и 2000 годы и согласно реестру передачи данных лицевых счетов у истца недоимки по страховым взносам на <Дата обезличена> не имелось.
В соответствии со справкой ИФНС России по <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> от ФИО1 имеется уплаченный Единый налог на вмененный доход со сроком уплаты 2001 год в размере 10063,36 рублей, что в соответствии с п. 20 Правил <Номер обезличен> является подтверждением уплаты страховых взносов.
<Адрес обезличен>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением ФИО2 от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (действующего на дату обращения) дополнениями) <Адрес обезличен> Республики Коми отнесен к районам Крайнего Севера.
Принимая во внимание, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт осуществления истцом предпринимательской деятельности в <Адрес обезличен>, относящемуся к районам Крайнего Севера, а также уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в указанный период, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции имелись основания для включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (4 года 11 месяцев 18 дней).
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о том, что при обращении с заявлением о назначении пенсии <Дата обезличена> истцу не была разъяснена необходимость предоставления документов, подтверждающих особые условия работы (работы в районе Крайнего Севера), за вышеуказанный период.
Так, в соответствии со ст.22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Согласно п.п. 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного ФИО2 РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-I (в редакции Указа Президента РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, Федерального закона РФ от <Дата обезличена> №77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде РФ), Пенсионный фонд РФ осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд РФ обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ (п. 3 Положения о Пенсионном фонде РФ).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией РФ, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд РФ, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила <Номер обезличен>н).
В силу п. 22 Правил <Номер обезличен>н территориальный орган Пенсионного фонда РФ при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ (п. 23 Правил).
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда РФ, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Из пенсионного дела ФИО1 следует, что при обращении с заявлением о назначении пенсии <Дата обезличена> ей было выдано уведомление, в п. 2 которого указывалось, что для назначения пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ необходимо предоставить справку из образовательного учреждения и справку записи акта гражданского состояния, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
В п. 3 уведомления указывалось, что заявитель вправе по собственной инициативе представить следующие документы: справку о заработной плате, справку, уточняющую характер работы, справку территориального органа ПФР.
При этом не указывалось за какой конкретно период необходимо представить справку, уточняющую характер работы, кем она должна быть выдана.
Данные документы, как указано п. 3 уведомления, запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Такой запрос был направлен ГУ-УПФ РФ по <Адрес обезличен> в ГУ-УПФ РФ в <Адрес обезличен>, из ответа которого от <Дата обезличена> следует, что за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> невозможно подтвердить стаж, так как отсутствуют заверенные ИФНС в <Адрес обезличен> документы о размере дохода. Для предоставления информации о системе налогообложения, а также для подтверждения стажа сделан запрос. Окончательный ответ будет направлен дополнительно, после ответа ИФНС в <Адрес обезличен>.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <Дата обезличена> следует, что окончательный ответ ГУ-УПФ РФ в <Адрес обезличен> не поступил, заявителем требуемых документов представлено не было, по имеющимся документам не представляется возможным подтвердить ведение ФИО1 предпринимательской деятельности в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом указано, что в качестве документов, подтверждающих ведение частным предпринимателем деятельности в районах Крайнего Севера, могут быть справки налоговых органов о наличии у индивидуального предпринимателя доходов или расходов, отраженных в налоговой отчетности за соответствующий период, договоров на выполнение работ или предоставление услуг расположенным в РКС предприятиям и организациям, ведомости на уплату заработной платы при работе в торговых точках, справки об аренде торговых площадей или иные документы, содержащие указание на ведение деятельности в районах Крайнего Севера.
Таким образом, период работы ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не был засчитан пенсионным органом в общий трудовой, страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.
Доказательств, подтверждающих, что истцу разъяснялась необходимость предоставления вышеуказанных документов, подтверждающих особые условия работы (работы в районе Крайнего Севера), а также период, за который необходимо представить соответствующие документы, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что при обращении ФИО1 за назначением пенсии <Дата обезличена> в стаж работы в районах Крайнего Севера подлежал включению период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Как следует из материалов дела, ФИО1 после назначения ей пенсии обращалась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в <Адрес обезличен> о включении неучтенных периодов, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Решением Воркутинского городского суда от <Дата обезличена> в стаж работы ФИО1 в районах Крайнего Севера включены периоды ее работы в качестве индивидуального предпринимателя с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также период работы в качестве младшего воспитателя в Детском саду <Номер обезличен> ДСК и ДОУ администрации МОГО «Воркута» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Данное решение сторонами по делу не обжаловалось и вступило в законную силу.
Из пенсионного дела истицы следует, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (приказ <Номер обезличен>-к от <Дата обезличена>)4 с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет (приказ <Номер обезличен>-к от <Дата обезличена>).
До введения в действие закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (<Дата обезличена>) редакция ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
С принятием указанного закона период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в трудовой стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Следовательно, оснований для включения периода с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в стаж работы в районах Крайнего Севера при обращении истца за назначением пенсии у ГУ-УПФ РФ по <Адрес обезличен> не имелось.
При этом решение Воркутинского городского суда от <Дата обезличена> в силу положений ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ не имеет преюдициального значения при разрешении настоящего спора, поскольку ГУ-УПФ РФ по <Адрес обезличен> не участвовало при разрешении указанного спора.
Данным решением действия ГУ-УПФ РФ по <Адрес обезличен> по не включению вышеуказанных периодов в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, незаконными не признавались, стаж, учтенный при обращении истца за назначением пенсии, не изменялся.
Без учета данного периода право истца на пенсию по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата обезличена> не возникло в связи с чем, оснований для удовлетворения ее исковых требований об обязании ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> назначить пенсию с указанной даты и выплатить недополученную сумму пенсии у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда сторонами по делу не обжалуется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменить в части возложения на ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> обязанности назначить ФИО1 страховую пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата обезличена> и выплатить недополученную пенсию за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Принять в указанной части новое решение, которым
В удовлетворении требований ФИО1 к ГУ-ОПФР РФ по <Адрес обезличен> об обязании назначить страховую пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата обезличена> и выплатить недополученную пенсию за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменен
ия.
Мотивированное определение составлено <Дата обезличена>.
Председательствующий
Судьи