Тляратинский районный суд РД
судья Магомедов Н.Г.
дело № 2-288/2023
УИД: 05RS0041-01-2023-000288-56
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2024 года, № 33-2851/2024, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,
судей Алиевой Э.З. и Пономаренко О.В.
при секретаре судебного заседания Эскендеровой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Газимагомедова Темирхана Магомед-Тагировича к Отделу УСФР по РД в Цунтинском районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе представителя ОСФР по РД Камилова С.Р. на решение Тляратинского районного суда РД от 1 августа 2023г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя ОСФР по РД Камилова С.Р., просившего решение суда отменить, возражения представителя истца – Газимагомедова З.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Газимагомедов Т.М-Т. обратился в суд с иском к Отделу ОСФР по РД в Цунтинском районе о признании незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет, включении в его стаж периоды работы: с 03.10.1988 по 01.08.1989, с 22.08.1989 по 02.01.1990, с 02.01.1990 по 01.04.1992, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 08.12.2022 и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с этой даты. В обоснование указал, что 08.12.2022 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением от 03.03.2023 ему незаконно отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа.
Решением Тляратинского районного суда РД от 1 августа 2023г. исковые требования Газимагомедова Т.М-Т. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по РД Камилов С.Р., ссылаясь на обстоятельства, приведенные в обоснование отказа в назначении пенсии, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Также указывает на необоснованное принятие судом объяснений опрошенных в суде свидетелей, полагает также, что в решении суда сделаны противоречивые выводы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда этим требованиям не соответствует.
Из материалов дела усматривается, что <дата> ФИО3-Т. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением от <дата> ему было отказано в связи с тем, что на момент подачи заявления у него нет необходимого льготного страхового стажа 30 лет как работника здравоохранения в городе (имеется льготный (медицинский) стаж -25 лет, 11 мес., 24 дня).
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата>г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - ФЗ "О страховых пенсиях") ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего закона, досрочная страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применение положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от <дата> N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением ФИО1 от <дата> N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению ФИО2 от <дата> N 1397 "о пенсиях за выслугу лез работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <дата>
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет непосредственно осуществлявшие в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Соответственно, к спорному периоду работы ФИО3-Т.; <дата> по <дата> в должностях патронажного медбрата Цунтинского ЦРБ, а также заведующего Мококского и Цебаринского ФАП (фельдшерско-акушерские пункты) подлежат применению:
-Перечень учреждений, организаций и должностей работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение в Постановлению ФИО2 от <дата> N 1397 пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения сельского хозяйства");
-Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию - выслугу лет, утвержденный Постановлением ФИО1 от <дата> N 464.
Суд включил в льготный стаж истца период его работы с <дата> по <дата> - заведующим Мококской ФАП и со <дата> по <дата> - заведующим Цебаринской ФАП.
Однако, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением ФИО2 от <дата>г. N 1397 такая должность, как заведующий ФАП не поименована, в перечень включены фельдшеры и акушеры.
В абзаце пятом пункта 2 Постановления ФИО1 от сентября 1991г. N 464 определено, что в стаж, дающий право на пенсию - выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В этом Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением ФИО1 от <дата>г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников содержит наименование должности: заведующий фельдшерско- акушерским пунктом - фельдшер (акушер, медицинская сестра).
Записи в трудовой книжке истца (заведующий ФАП) не содержит наименование должности фельдшер или акушер.
Проверить выполнение истцом обязанностей в вышеуказанных должностях не представляется возможным в связи с тем, что документы не сохранены (согласно ответа ГБУ РД «ЦБР Бежтинского участка <адрес>» документы уничтожены пожаром в 2018 году.).
Судом необоснованно были приняты во внимание представленные истцом объяснительные.
Между тем, если документы о работе утрачены в связи со стихийными бедствиями (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.), периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. При этом характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Закона N 400-ФЗ; п. 37 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1015).
Кроме того, нельзя согласиться и с выводом суда о том, что всего общий стаж работы ФИО3-Т., дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на дату обращения к ответчику составляет 33 года и 8 месяцев и что такой стаж работы даёт ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом, суд ошибочно включил в специальный стаж истца и его общий стаж и сделал вывод о наличии у него права на пенсию.
Однако, даже с учётом включения спорных периодов работы (3 года 6 месяцев 3 дня), истец не набирает необходимых 30 лет.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 350-ФЗ от <дата> N 350-ФЗ в Федеральный закон N 400-ФЗ, закрепляется общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону N 400-ФЗ, а для лиц, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у которых право на назначение страховой пенсии по старости не зависит от возраста (пункты 19-21 части 1 статьи 30.1 увеличивается срок выхода на пенсию с учетом приложения 7 к указанному Федеральному закону.
В соответствии с частью 1.1. статьи 30 Федерального закона N 350-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, страховая пенсия по старости может быть назначена досрочно (до достижения общего пенсионного возраста), однако не ранее чем через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период в 2022 г. составляет 48 месяцев (п. 20 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30, ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ, Приложение N 7 к Закону N 400-ФЗ).
Таким образом, даже при условии возникновения права на пенсию страховая пенсия по старости может быть назначена истцу, с учетом приложения 7, не ранее, чем через 48 месяцев, т.е. в 2026 году.
При указанных обстоятельствах решение ответчика об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, являлось обоснованным.
В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3-Т. у суда не имелось.
Ввиду изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тляратинского районного суда РД от <дата>г. отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении исковых требований ФИО3-Т. отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи