Решение по делу № 2а-123/2018 от 21.02.2018

Дело № 2а-123/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 марта 2018 года                          с. Кызыл-Мажалык                                

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Салчак М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Н.А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского <адрес> о признании незаконным бездействия по не исполнению обязанностей в сфере дорожной деятельности и не обеспечения дорожной безопасности и возложении обязанностей,

с участием помощника прокурора <адрес> И.Б.Ш., представителя административного ответчика С.В.О., действующей на основании прав по должности,

у с т а н о в и л :

прокурор <адрес> Н.А.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации сельского поселения <адрес>, указывая на то, что по результатам проведенной проверки соблюдения администрацией муниципального образования законодательства при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог для обеспечения безопасности дорожного движения выявлены нарушения. Так, в нарушение ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 5 Закона <адрес> от 28 ноября 2008 года № 966 ВХ-2 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в <адрес>», ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, не оформлено, меры по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения не приняты. Вопросы ведения реестров муниципальной собственности органов местного самоуправления регламентируются Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ № 424 от 30 августа 2011 года. Решением Хурала представителей муниципального образования реестр муниципальной собственности дополнен разделом «Улично-дорожная сеть сельского поселения». При этом, автомобильные дороги общего пользования в границах сельского поселения в реестр муниципального имущества администрации сумона не включены. Органом местного самоуправления в нарушение вышеуказанных требований закона сведения об автомобильных дорогах местного значения в границах сельского поселения в единый государственный реестр автомобильных дорог не представлены. Таким образом, бездействие администрации муниципального образования, выразившиеся в не принятии мер по постановке на кадастровый учет и в не принятии мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования по не исполнению обязанностей в сфере дорожной деятельности и не обеспечению безопасности дорожного движения, в частности в не принятии мер по постановке автомобильных дорог местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги на кадастровый учет, по оформлению права собственности на них, по не внесению в реестр муниципальной собственности и в единый государственный реестр автомобильных дорог сведений об автомобильных дорогах, подлежащих обязательному включению в реестры; возложить обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства путем принятия мер по постановке автомобильных дорог местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги на кадастровый учет, по оформлению права собственности на них, по внесению в реестр муниципальной собственности в единый государственный реестр автомобильных дорог сведений об автомобильных дорогах, расположенных на <адрес> протяженностью 1,8 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,8 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида; на переулке Барлык протяженностью 1,8 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,6 км. грунтового вида.

В судебном заседании помощник прокурора И.Б.Ш. административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в нем.

Представитель ответчика С.В.О. согласился с исковыми требованиями прокурора.

Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия)…

Исходя из содержания данных норм, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц либо реальная угроза их нарушения.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.

Законом Республики Тыва от 28.11.2008 года N 966 ВХ-2 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в <адрес>" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения

При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.

Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.

Из материалов дела установлено, что постановлением Хурала представителей муниципального образования от 16 февраля 2015 года утвержден перечень автомобильных дорог местного значения сельского поселения <адрес>: на <адрес> протяженностью 1,8 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,8 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,8 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,1 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,6 км. грунтового вида.

При этом, в письменном объяснении С.О.П. от 23 ноября 2017 года отражено, что он работает в администрации сельского поселения <адрес>, автомобильные дороги местного значения в границах сельского поселения в реестр муниципального имущества не включены; порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и об осуществлении муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения не установлен, соответствующий нормативно-правовой акт не имеется, должностное лицо, ответственное за осуществлением дорожного контроля, не назначено; земельный участок, расположенный под автомобильными дорогами на государственный кадастровый учет не поставлен; право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах сельского поселения не оформлено; работа по ежегодной оценке технического состояния автомобильных дорог нормативным документам не проводится; в бюджете администрации муниципального образования на 2017 год финансовые средства, предусмотренные по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство» на расходы, связанные с дорожной деятельностью не предусмотрены; все финансовые средства, поступающие из дорожного фонда республики, поступают в бюджет администрации кожууна.

Административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств надлежащего содержания автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения, а именного того, что автомобильные дороги местного значения как объекты транспортной инфраструктуры, предназначенные для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, поставлены на кадастровый учет, на них оформлены права собственности; сведения об автомобильных дорога внесены в реестр муниципальной собственности и в единый государственный реестр автомобильных дорог.

Отсутствие надлежащего оформления права собственности, а также не включение в реестр муниципальной собственности, в единый государственный реестр указанных автомобильных дорог, включающих в себя земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог и расположенные на них конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, в связи с чем оспариваемое прокурором в рамках настоящего дела бездействие администрации муниципального образования нарушает и права неопределенного круга лиц, что также свидетельствует о наличии у прокурора предусмотренных статьей 39 КАС РФ полномочий для обращения в суд. При этом бездействие административного ответчика, выраженное в неоформлении в собственность и невнесении в реестры перечисленных выше автомобильных дорог местного значения нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку административный ответчик не исполняет возложенной обязанности в сфере дорожной деятельности и обеспечения дорожной безопасности, а доказательств обратного в соответствии со статьей 62 КАС РФ административным ответчиком суду не представлено.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Для реального исполнения решения суда суд считает необходимым установить срок исполнения в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, считая данный срок разумным для исполнения решения суда.

Кроме того, суд обязывает Администрацию сообщить об исполнении решения прокурору в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,227,228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Тыва Н.А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия по не исполнению обязанностей в сфере дорожной деятельности и не обеспечения дорожной безопасности и возложении обязанностей – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения <адрес>, выразившееся в не исполнении обязанностей в сфере дорожной деятельности и не обеспечении безопасности дорожного движения, в том числе не принятии мер по постановке автомобильных дорог местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги на кадастровый учет, по оформлению права собственности на них, по не внесению в реестр муниципальной собственности и в единый государственный реестр автомобильных дорог сведений об автомобильных дорогах, подлежащих обязательному включению в реестры.

Возложить на Администрацию сельского поселения <адрес> обязанность устранить допущенные нарушения законодательства путем:

- принятия мер по постановке автомобильных дорог местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, на кадастровый учет, по оформлению права собственности на них;

- внесения в реестр муниципальной собственности и в единый государственный реестр автомобильных дорог сведений об автомобильных дорогах, автомобильные дороги общего пользования, расположенных в <адрес>:

- на <адрес> протяженностью 1,8 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 1,8 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 2,1 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 1,8 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 1,5 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 1,5 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 1,1 км. грунтового вида;

- на <адрес> протяженностью 1,6 км. грунтового вида.

Установить срок устранения допущенных нарушений в 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию муниципального образования сообщить об исполнении решения суду прокурору <адрес> в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2017 года (с учетом выходных дней 17 и 18 марта 2018 года).

Судья                     С.Ш. Манчыылай

2а-123/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Барун-Хемчикского района РТ
Ответчики
Администрация сельского поселения сумона Эрги-Барлыкский Барун-Хемчикского района РТ
Суд
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва
Судья
Манчыылай Светлана Шынат-ооловна
Дело на странице суда
barun-hemchikskiy.tva.sudrf.ru
21.02.2018Регистрация административного искового заявления
21.02.2018Передача материалов судье
22.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2018Судебное заседание
22.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее