Дело № 2-1413 /2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2017 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Е.Ю., с участием представителя Министерства труда и социального развития Чувашской Республики – Новикова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайкина ФИО8 к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики, администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении обязанности выдать сертификат на улучшение жилищных условий,
установил:
Шайкин И.П. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики, администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении обязанности выдать сертификат на улучшение жилищных условий, указав в нем, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалид второй группы. На учете нуждающихся в жилом помещении по месту жительства состоит с дата года. Истец также указывает, что дата ему выдано удостоверение о праве на льготы, установленные для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1. дата он обратился в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о включении его в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2016 год. Данное заявление удовлетворено, о чем он был уведомлен письмом от дата -----. Однако Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики в выдаче сертификата отказало. Данное решение, полагает истец, противоречит положениям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 29.12.2016) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", предусматривающим предоставление жилищных сертификатов участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ранее данное право им реализовано не было.
В судебном заседании истец не присутствовал, направил в адрес суда заявление с просьбой разрешить данный спор без его участия.
Представитель ответчика иск не признал и просил отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам (ст. 167 ГПК РФ).
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, удостоверение о праве на льготы, установленные для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1, истцу выдано дата. Он является инвалидом II группы.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 29.12.2016) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 также были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Согласно п. 16 данных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м (в том числе в отношении категории граждан, указанной в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил). При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
В п. 16.1 Правил указано, что норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
В силу абзаца первого пункта 16.2 в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а", "б", "е" или "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16(1) настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
В данной правовой норме также закреплено положение о том, что Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Приведенный порядок расчета размера социальной выплаты применяется в равной мере в отношении всех участников подпрограммы, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым был бы установлен иной порядок расчета социальной выплаты и которому противоречило бы данное положение Правил, не имеется.
Таким образом, по смыслу приведенных положений сертификат не может быть выдан без учета общей площади жилого помещения, находящегося в пользовании гражданина - участника подпрограммы и (или) членов его семьи (подпункт "а" пункта 16.1 Правил).
Пункт 21 Правил предусматривает, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В п. 19 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1.
В заявлении (рапорте) об участии в подпрограмме гражданину необходимо указать, что он ознакомлен с условиями участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность и обязуется их выполнять.
К заявлению (рапорту) об участии в подпрограмме граждане, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящих Правил прилагают:
справку об общей продолжительности военной службы (службы);
выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;
выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;
выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Согласно п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:
а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;
б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;
в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;
з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил;
и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Судом установлено, что истец состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Ленинского района г. Чебоксары с дата на общих основаниях и по заявлению от дата он в был включен в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2016 год и 2017 год с составом семьи из двух человек под номером «-----». С учетом изложенного доводы истца о наличии оснований для возложения на Министерство труда и социального развития Чувашской Республики обязанности признать его нуждающимся в жилом помещении нельзя признать обоснованными.
Из материалов дела также следует, что постоянным местом жительства истца является квартира № ----- дома № ----- по адрес. Названное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО5, бывшей супруге истца (брак расторгнут дата). В данной квартире вместе с истцом и его бывшей супругой проживает их сын – ФИО6 Общая площадь данной квартиры составляет ------ кв. м.
Согласно п.16 Правил гражданам - участникам подпрограммы социальная выплата на приобретение жилья предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади, определенного для семей разной численности при соблюдении условий, предусмотренных п. 16.1 и 16.2 данных Правил.
Применительно к данному спору истец и члены его семьи (сын) обеспечены жильем для постоянного проживания, а его доводы об утрате права пользования жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений с собственником нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
Действительно, по общему правилу, закрепленному частью 4 статьи 31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи.
Исключение из данного правила установлено и нормами статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой действие положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации", к названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).
В данном споре установлено, что основанием возникновения права собственности на жилое помещение, в котором проживает истец, послужил договор передачи ----- от дата. Из материалов приватизационного дела следует, что истец был включен в ордер на данное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя, проживал в нем в качестве такового и на момент заключения договора передачи утратившим данное право не признавался.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, согласно ч. 2 ст. 69 ЖК РФ, имеют равные с нанимателем права и обязанности. Закрепив равенство прав и обязанностей, вытекающих из договора социального найма, нанимателя жилого помещения и членов его семьи, законодатель в положениях ч.4 данной правовой нормы сохранил совокупность этих правомочий и при прекращении семейных отношений и предусмотрел возможность самостоятельной ответственности бывших членов семьи. Аналогичные положения содержались и в статье 53 Жилищного кодекса РСФСР, действующего до 1 марта 2005 года. В силу этого при оформлении договора передачи истец имел право стать участником приватизации - ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», однако, исходя из установленного названным законом принципа добровольности приватизации, от участия в договоре передачи отказался, дав согласие на передачу спорного объекта недвижимости в собственность своей супруги.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 июля 2013 года N 1033-О, бывшие члены семьи собственника, отказавшиеся от участия в приватизации, сохраняют право постоянного (бессрочного) пользования данным жилым помещением и осуществляют его на условиях, предусмотренных жилищным законодательством; гражданам, проживающим совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, предоставляется право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между ними, и право требовать устранения нарушения своих прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника такого помещения.
Таким образом, в спорной правовой ситуации прекращение между сторонами семейных отношений не влечет за собой прекращение жилищных прав истца, т.к. его право пользования жилым помещением, в силу положений ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", не обусловлено наличием этих отношений и носит бессрочный характер, что является тем исключением, о котором указано в ч.4 ст. 31 ЖК РФ.
Данное обстоятельство в силу положений п. 16.1 Правил исключает возможность предоставления ему жилого помещения по нормативам, указанным в пункте 16 Правил.
При разрешении данного спора суд также учитывает и то обстоятельство, что обеспеченность общей площадью жилого помещения по месту постоянного проживания на указанный истцом состав семьи (2 человека) составляет ------ кв.м. Исходя из норматива общей площади, определенного для семьи из двух человек (------ кв. м.) разница, принимаемая для расчета размера социальной выплаты, составляет менее 18 кв.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика об отсутствии оснований для выдачи сертификата в текущем и предшествующем годах.
Ссылка истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 17-П лишена правового основания, поскольку в данном постановлении выражена правовая позиция о необоснованности дифференциации уровня социальной защиты инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Применяемые в данном споре правовые нормы не приводят к какой-либо дифференциации объема социальных прав граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и имеющих право на получение социальной выплаты в размере и порядке, определенных пунктами 12 - 16.3 Правил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Шайкина ФИО9 о возложении на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанности признать его нуждающимся в жилом помещении и выдать сертификат для улучшения жилищных условий, как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 12 апреля 2017 года.