Решение по делу № 2-1910/2024 от 26.01.2024

Дело № 2-1910/2024

УИД 41RS0001-01-2024-000682-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2024 года                         г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Белоусова А.С.,

при секретаре ФИО9 Э.С.,

с участием прокурора ФИО10 В.В., представителя истца и третьего лица ФИО11 А.В., представителя ответчика ФИО12 Р.Р. оглы,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к ФИО13 Светлане Николаевне об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности и признании права муниципальной собственности, признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении, возложении обязанности,

                     У С Т А Н О В И Л:

Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обратилось в суд с иском к ФИО14 С.Н. об изъятии путем выкупа в муниципальную собственность жилого помещения – квартиры № дома № по улице <адрес> с выплатой выкупной цены 3 436 000 руб., путем перечисления денежных средств на расчетный счет ответчика в течение 30 рабочих дней со дня получения банковских реквизитов; прекращении права собственности ответчика и признании права собственности за Петропавловск-Камчатским городским округом на указанное жилое помещение; признании ответчика утратившей право пользования указанным жилым помещением и выселении путем освобождения занимаемого жилого помещения от личного присутствия и личных вещей в течение 30 календарных дней со дня перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение, возложении обязанности в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу предоставить банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

В обоснование иска истец указал, что на основании распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 1 июня 2017 года № многоквартирный дом № по улице <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчику ФИО15 С.Н. в указанном доме принадлежит на праве собственности квартира № на основании договора купли-продажи жилого помещения от <адрес>.

20 июня 2017 года в адрес ответчика направлено требование о сносе дома в срок до 1 июня 2018 года. Однако каких-либо мер по сносу дома ответчиком принято не было. Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2023 года № принято решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка с кадастровым номером площадью 1 356 кв.м по улице <адрес>, дом № , находящегося в общей долевой собственности собственников жилых помещений МКД, а также жилого помещения – квартиры № дома № по улице <адрес>, кадастровый номер , общей площадью 23,9 кв.м.

Согласно отчету № от 2 августа 2023 года стоимость указанного жилого помещения составляет 3 436 000 руб.

    19 октября 2023 года Управление ознакомило ФИО16 С.Н. с отчетом об оценке квартиры № , также ей вручен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилого помещение. До настоящего времени соглашение по вопросу определения выкупной цены спорного жилого помещения с ответчиком не достигнуто.

          В судебном заседании представитель истца и третьего лица (администрации Петропавловск-Камчатского городского округа) ФИО17 А.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Ответчик ФИО18 С.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещена, в суд не явилась.

    Представитель ответчика ФИО19 Р.Р. оглы, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что с размером выкупной цены ответчик не согласна, поскольку, исходя из нынешней ценовой политики, приобрести себе другое жилье на предложенные денежные средства не сможет. Кроме того, в силу действующего жилищного законодательства ответчик имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. Истец же право выбора ответчику не предоставил, другое жилое помещение взамен аварийного не предлагал, несмотря на то, что ФИО20 С.Н. неоднократно обращалась с заявлениями о предоставлении ей жилого помещения взамен изымаемого.

Третьи лица: Управление Росреестра по Камчатскому краю, Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещались, представителей в суд не направили.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования необоснованными, поскольку истцом нарушено право ответчика на выбор способа реализации жилищных прав, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно ч.ч. 6, 8 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Порядок определения выкупной цены жилого помещения определен ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с которой при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 данной статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1. ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 9 ст. 32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

Таким образом, жилищные права собственника (собственников) жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются, по общему правилу, в предусмотренном статьей 32 ЖК РФ порядке, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, многоквартирный дом № по улице <адрес> <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 1 июня 2017 года № 119-р.

Ответчик ФИО21 С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником квартиры № дома по ул. <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17 января 2024 года.

          20 июня 2017 года в адрес ответчика направлено требование о сносе, в котором ответчику предлагалось принять меры к проведению сноса дома в срок до 1 июня 2018 года.

Из содержания искового заявления следует, что каких-либо мер по сносу дома ответчиком не предпринято.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2023 года № принято решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка с кадастровым номером площадью 1 356 кв.м по улице <адрес>, дом № , находящегося в общей долевой собственности собственников жилых помещений МКД, а также жилого помещения – квартиры № дома № по улице <адрес>, кадастровый номер , общей площадью 23,9 кв.м.

Согласно отчету № от 2 августа 2023 года, выполненному специалистами ООО «Камчатский центр независимой оценки», стоимость изымаемого жилого помещения составляет 3 436 000 руб.

         19 октября 2023 года ФИО22 С.Н. лично вручен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение и отчет № от 2 августа 2023 года.

До настоящего времени соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение между истцом и ответчиком не достигнуто.

    В судебном заседании представитель ответчика выразил несогласие с исковыми требованиями, полагая, что у ответчика имеется право выбора: либо выкуп жилья, либо предоставление другого равнозначного жилого помещения. Предложение о предоставлении иного равнозначного жилого помещения в адрес ответчика от Управления не поступало, получен лишь проект соглашения на выплату выкупной цены изымаемой квартиры и отчет. При этом ФИО23 С.Н. неоднократно обращалась с заявлениями о предоставлении ей жилого помещения взамен изымаемого. Для ответчика предпочтителен способ обеспечения жилищных прав путем предоставления взамен другого изымаемого помещения, поскольку предлагаемая денежная компенсация является неразумной.

          В целях реализации подпункта «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда и привлечения средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на реализацию мероприятий, направленных на расселение многоквартирных аварийных жилых домов, расположенных на территории Камчатского края, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, постановлением Правительства Камчатского края от 17 мая 2023 года № 271-П утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Камчатского края».

Ответственным исполнителем программы назначено Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края. Цель программы: обеспечение устойчивого сокращения жилищного аварийного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года.

Судом установлено, что многоквартирный дом № по ул. <адрес> включен в адресный перечень региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Камчатского края» (приложение 1 к Программе п. 198).

В рамках Мероприятия Программы предусмотрено переселение граждан из аварийного жилищного фонда следующими способами (п. 23 Программы): строительство многоквартирных домов; участие в долевом строительстве жилых домов; строительство и (или) приобретение индивидуальных жилых домов; приобретение жилых помещений у застройщиков; приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками; приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан; выплата собственнику возмещения за изымаемое жилое помещение; предоставление субсидий лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, на приобретение жилых помещений; заключение договоров комплексного развития территорий, в том числе в целях строительства стандартного жилья.

Согласно п. 24 Программы в целях обеспечения жилищных прав граждан - собственников жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, расселяемом в рамках Программы, в связи с изъятием указанных жилых помещений (с учетом применения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) может предоставляться:

гражданам - собственникам жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, расселяемом в рамках Программы, не имеющим иных жилых помещений (с даты признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования), предоставленных по договору социального найма либо принадлежащих на праве собственности, предоставляется право выбора любого из нижеуказанных способов обеспечения их жилищных прав: а) выплата денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с действующим законодательством; б) по согласованию с собственниками жилого помещения предоставление взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по договору мены или иных правовых основаниях другого свободного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, или приведенного в пригодное для постоянного проживания состояние.

гражданам - собственникам жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, расселяемом в рамках Программы, имеющим иные жилые помещения (с даты признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), предоставленные по договору социального найма либо принадлежащие на праве собственности, предоставляется право выбора любого из нижеуказанных способов обеспечения их жилищных прав: а) выплата денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с действующим законодательством; б) по согласованию с собственниками жилого помещения предоставление взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по договору мены или иных правовых основаниях другого жилого помещения. В случае превышения стоимости предоставляемого жилого помещения над суммой денежного возмещения (определяется органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае) разница оплачивается гражданином за счет собственных (заемных) средств.

Принимая во внимание, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ФИО24 С.Н., постановлением Правительства Камчатского края от 17 мая 2023 года № 271-П включен в адресный перечень адресный перечень региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Камчатского края», суд приходит к выводу, что ответчик ФИО25 С.Н. имеет право выбора реализации своих жилищных прав либо путем выкупа жилого помещения, либо путем предоставления другого жилого помещения в собственность.

           Как установлено в судебном заседании, в рамках реализации расселения граждан из аварийного жилья истец вручил ФИО26 С.Н. лишь проект соглашения на выплату выкупной цены изымаемого жилого помещения, переселение в другое равнозначного жилого помещения истец ФИО27 С.Н. не предлагал, чем нарушил её право на выбор способа реализации жилищных прав и процедуру изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, предусмотренную ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что ответчик в качестве способа реализации своих прав выбрал получение денежного возмещения за изымаемое жилое помещение.

Вручение ФИО28 С.Н. проекта соглашения об изъятии жилого помещения с предложением его выкупной стоимости, само по себе не свидетельствует о надлежащем исполнении истцом процедуры изъятия жилого помещения и предоставление собственнику изымаемого жилого помещения возможности реализации своих жилищных прав.

         Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к ФИО29 Светлане Николаевне об изъятии путем выкупа жилого помещения, расположенного по адресу: г. <адрес>, с выплатой выкупной цены, прекращении права собственности ФИО30 Светланы Николаевны на указанное жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, возложении обязанности предоставить банковские реквизиты для перечисления денежных средств – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через          Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 6 мая 2024 года.

Председательствующий            подпись                А.С. Белоусов

Копия верна

Судья                                                          А.С. Белоусов

Подлинник решения находится в деле Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края № 2-1910/2024.

2-1910/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Прокуратура г. Петропавловска- Камчатского
Ответчики
Лобастова Светлана Нколаевна
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края
Администрация ПКГО
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Белоусов Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
26.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2024Передача материалов судье
30.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее