Дело №2-4271/2024
59RS0007-01-2024-002117-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 14 августа 2024 года
Свердловский районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Кокаровцевой М.В.,
при ведении протокола секретарем ФИО3,
с участием представителя истца помощника прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор Пермского района в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивирует тем, что ФИО1 на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее по тексту — ИПРА) от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ/2023 поставлена на учет в ОСФР по Пермскому краю по обеспечению следующими техническими средствами реабилитации: кресло – коляска с ручным приводом комнатная (1 шт.); кресло – коляска с ручным приводом прогулочная (1 шт.); противопролежневый матрац полиуретановый (1 шт.).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не обеспечена ОСФР по Пермскому краю вышеуказанными техническими средствами реабилитации.
Таким образом, Пермским отделением Фонда социального страхования Российской Федерации не были исполнены обязательства по предоставлению ФИО1 вышеуказанных технических средств реабилитации, чем нарушили её права, как инвалида, на своевременное обеспечение в полном объеме техническими средствами реабилитации.
ФИО1 является инвали<адрес> группы, ей оформлена индивидуальная программа реабилитации, на основании которой она подлежит обеспечению указанными в ней средствами реабилитации с учетом состояния здоровья. В связи с длительным отсутствием у ФИО1 необходимых и положенных ей технических средств реабилитации она вынуждена претерпевать физические неудобства, связанные с этим, чувствовала себя ущемлённой, что в свою очередь причиняло моральные и нравственные страдания. Учитывая, что ответчиком нарушено право ФИО1 на социальное обеспечение средствами реабилитации при наличии у истца права на их бесплатное получение, что привело к переживаниями истца по поводу состояния своего здоровья и невозможности получения гарантированного государством социального обеспечения, то имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, полагает необходимым принять во внимание обстоятельства, с которыми связаны нарушение прав ФИО1, характер заболевания истца, степень физических и нравственных страданий истца, обусловленных состоянием его здоровья, длительность нарушения её прав, в связи с чем полагает, что размер компенсации морального вреда в размере должен составить 5 000 рублей.
На основании изложенного, истец просит возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обязанность по обеспечению ФИО1 техническими средствами реабилитации – кресло – коляска с ручным приводом комнатная (1 шт.); кресло – коляска с ручным приводом прогулочная (1 шт.); противопролежневый матрац полиуретановый (1 шт.). Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю компенсацию морального вреда в пользу ФИО1 в сумме 5 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора требования поддержала, просила их удовлетворить.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была поставлена на учет в Отделении Фонда по обеспечению кресло-коляской с ручным приводом комнатной (1 шт.); кресло-коляской с ручным приводом прогулочной (1 шт.).
В заявлении о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, поданным лицом представляющем интересы заявителя ФИО2, в перечне технических средств реабилитации услуг с указанием вида обеспечения отсутствует такое техническое средство как противопролежневый матрац полиуретановый (1 шт.).
Уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено по мету жительства ФИО1 посредством Почты России.
В настоящее время отделением Фонда ведется работа по размещению и проведению процедур закупок на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2024 году.
Направления на получение/изготовление кресло-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов); кресло-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) будут высланы ФИО1 посредством Почты России на ее домашний адрес после согласования Центральным аппаратом Социального фонда России закупочной процедуры, проведения Отделением Фонда процедуры закупки и заключения государственного контракта, поставки товара на территорию г. Перми и проверки товара на соответствие требованиям.
Помимо изложенного выше, ФИО1 может быть обеспечена TCP не только путем непосредственного предоставления соответствующего TCP, но и другими способами.
С требованием о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю компенсации морального вреда в пользу ФИО1 в сумме 5 000 руб. не согласны. Так, в исковом заявлении не указано, какие конкретно действия (бездействия) отделения Фонда не соответствуют закону (неправомерны), не подтверждены документально или иным образом нравственные страдания, не подтверждено наличие причинно-следственной связи между предполагаемыми действиями (бездействием) отделения Фонда и наступившим вредом, не представлено доказательств вины отделения СФР, не определена форма вины (умысел, неосторожность), а также ее степень.
Отсутствует и нарушение Отделением Фонда установленного порядка обеспечения ФИО1 техническими средствами реабилитации.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее по тексту - ИПРА) от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ/2023 поставлена на учет в ОСФР по Пермскому краю по обеспечению следующими техническими средствами реабилитации, в том числе: кресло – коляска с ручным приводом комнатная (1 шт.); кресло – коляска с ручным приводом прогулочная (1 шт.); противопролежневый матрац воздушный (с компрессором) (1 шт.), впитывающие простыни (пеленки), подгузник для взрослых.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была поставлена на учет в Отделении Фонда по обеспечению кресло-коляской с ручным приводом комнатной (1 шт.); кресло-коляской с ручным приводом прогулочной (1 шт.).
Уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено по мету жительства ФИО1 посредством Почты России.
Истец, указывая, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не обеспечена ОСФР по Пермскому краю техническими средствами реабилитации, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя, как следует из содержания статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно п. 4 Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 5 Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика, как государственный орган, на который возложена обязанность по обеспечению инвалидов ТСР, обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, а именно: кресла – коляски с ручным приводом комнатной, креслом – коляской с ручным приводом прогулочной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 03.10.2023 №1158.4.59/2023, поскольку доказательства предоставления данных средств инвалиду на момент рассмотрения дела судом, в материалах дела отсутствуют.
Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Ссылка ответчика на возможность получения денежной компенсации либо сертификата не свидетельствует о том, что ответчиком не допущено нарушений в сфере защиты прав инвалидов, а также не свидетельствует об отсутствии обязательства по его восстановлению.
Вместе с тем, поскольку ни в заявлении о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, поданным лицом представляющем интересы заявителя ФИО2, ни в ИПРА ФИО1 не имеется такого ТСР как противопролежневый матрац полиуретановый (1 шт.), в удовлетворении искового заявления в данной части следует отказать.
В настоящем деле истец заявлял о нарушении его права как инвалида на социальную защиту, на гарантированные федеральным законом меры по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
При решении вопроса о моральном вреде, суд исходит из требований статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение изделиями медицинского назначения тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Поскольку в результате бездействия ответчика, выразившегося в не предоставлении истцу установленных программой реабилитации технических средств реабилитации, нарушены права истца как инвалида, не созданы необходимые для него как инвалида условия, чем причинены нравственные и физические страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Суд, руководствуясь положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходит из того, что в результате бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении инвалида техническими средствами реабилитации, было нарушено право истца на бесплатное обеспечение жизненно важными для него изделиями медицинского назначения.
ФИО1 является инвалидом 1 группы, страдающим заболеванием (социально значимым заболеванием), ей оформлены индивидуальные программы реабилитации, на основании которых истец подлежит обеспечению указанными в них средствами реабилитации с учетом ее состояния здоровья. Установив, что ответчиком нарушено право истца на социальное обеспечение средствами реабилитации при наличии у истца права на их бесплатное получение, что привело к переживаниями истца по поводу состояния своего здоровья и невозможности получения гарантированного государством социального обеспечения, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание обстоятельства, с которыми истец связывает нарушение своих прав, характер заболевания истца, степень физических и нравственных страданий истца, обусловленных состоянием его здоровья, удовлетворение требований истца ответчиком до рассмотрения гражданского дела, в связи с чем определяет размер компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Оснований для взыскания морального вреда в меньшем размере суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Пермского района в интересах ФИО1 удовлетворить частично.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обязанность обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес>, техническими средствами реабилитации в виде кресло – коляска с ручным приводом комнатная (1 шт.) и кресло – коляска с ручным приводом прогулочная (1 шт.).
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719) в пользу ФИО1 (СНИЛС №) 5 000 (пять тысяч) рублей компенсации морального вреда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья М.В. Кокаровцева
Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2024 года.