Дело № 2-425/2021
УИД 02RS0002-01-2021-000578-35
Категория 2.209
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2021 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи |
Ватутиной А.А., |
при секретаре судебного заседания |
Каташевой С.М., |
помощник судьи |
Ахметова О.А., |
с участием помощника прокурора Кош-Агачского района Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кош-Агачское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай о возложении обязанности сдать декларацию и произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кош-Агачское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай о возложении обязанности сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования установлено, что ответчик использует котельную, которая является объектом негативного воздействия III категория согласно региональному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Республики Алтай. Владельцы объектов ЖКХ наряду с иными полномочиями предоставления жилищно-коммунальных услуг обязаны нести бремя содержания имущества, не предоставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду может нанести существенный ущерб качеству предоставления услуг в сфере ЖКХ и срыва отопительного сезона. Согласно ответу Отдела государственного экологического надзора по республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора администрация администрации МО Кош-Агачское сельское поселение не предоставила декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ответчиком расчета такой платы и его представления в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. Ответчик нарушает интересы Российской Федерации, Республики Алтай и муниципального образования «Кош-Агачский район» которые заключаются в том, что бюджеты Российской Федерации, Республики Алтай и муниципального образования «Кош-Агачский район» недополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем Российская Федерация, Республика Алтай и МО «Кош-Агачский район» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Не уплатой ответчиком денежных средств за природопользование нарушаются интересы государства и неопределенного круга лиц, а именно граждан в части права на благоприятную окружающую среду и на её защиту от негативных воздействия, вызванных хозяйственной и иной деятельностью. Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Кош-Агачское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду и произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Яндикова Н.Ю. на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кош-Агачское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствие с ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ч.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11).
К негативным воздействиям на окружающую среду относится воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1).
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (ст. 16).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. (ст. 16.1).
Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. (ч.ч. 1.2,3 ст. 16.4).
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
Порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и форма декларации установлены Приказом Минприродных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 года №1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы», зарегистрированного Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2020 г. № 62017.
Согласно п. 2 указанного Приказа декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
В случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 6 настоящего Порядка, декларация о плате на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы, по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления. Декларация о плате на бумажном носителе может быть представлена лицами, обязанными вносить плату, непосредственно или через уполномоченного представителя лица, обязанного вносить плату, либо может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении. Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет природопользователя»). Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации о плате с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления (п. п. 7, 8, 9 Приказа).
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», которым утверждены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила).
Согласно п. 7 Правил учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Из материалов дела следует, что прокуратурой Кош-Агачского района Республики Алтай, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования установлено, что администрация муниципального образования Кош-Агачское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай использует котельную, которая является объектом негативного воздействия III категории, согласно региональному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Республики Алтай. Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ответчиком расчета такой платы и его представления в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Из приложенного к материалам дела ответа Отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора следует, что по состоянию на 13 мая 2021 года администрация муниципального образования Кош-Агачское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай не предоставила декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Таким образом, суд исходя из установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу, что администрацией муниципального образования Кош-Агачское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай не соблюдается законодательство в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Невыполнение требований законодательства об охране окружающей среды нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, поскольку в силу своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, денежные средства от которой направляются на природоохранные мероприятия.
Доказательств об устранении выявленных нарушений на момент рассмотрения гражданского дела в суде ответчиком в судебное заседание не представлено.
При вынесении решения суд учитывает, что обращение прокурора в рамках настоящего дела в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обоснованно.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования прокурора Кош-Агачского района подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом срок для исполнения решения, который просит установить прокурор, суд считает разумным и достаточным для устранения имеющихся нарушений.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика администрации муниципального образования Кош-Агачское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай в пользу бюджета муниципального образования «Кош-Агачский район» подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины, от уплаты которых истец при подаче иска освобожден, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кош-Агачского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Кош-Агачское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду и произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Взыскать с администрации муниципального образования Кош-Агачское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай в пользу бюджета муниципального образования расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2021 года