64RS0045-01-2024-002095-45
Решение
Именем Российской Федерации
13 мая 2023 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Стоносовой О.В.,
при секретаре Карповой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальникова С.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,
установил:
Сальников С.А. обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Требования обоснованы тем, что истец является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Истцу принадлежит 1/10 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 12,8 кв.м, что составляет менее учтенной нормы. Собственником или нанимателем другого жилого помещения истец никогда не был, собственником собственного жилого помещения, пригодного для проживания у истца не имеется, право на получение жилого помещения истцом не реализовано. Обратившись в Министерство строительства и ЖКХ с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по г. Вольску истцу было отказано по причине достижения им 23 лет.
На основании вышеизложенного истец просит возложить на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанности включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец Сальников С.А. в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области представил письменные возражения против удовлетворения исковых требований, указывая на несоблюдение заявителем требований ч. 2 ст. 5 Закона Саратовской области от 02.12.2012 № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» о пропуске срока на обращение с заявлением о включении в список.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст.57 ГПК РФ.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9).
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции названного Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со ст. 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 3).
Если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (п. 4).
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства, а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 (далее по тексту – Правила).
В соответствии с абз. 4 п. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сальников С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам, ранее имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении Сальникова С.А., решением Перелюбского районного народного суда Саратовской области от 05.11.1993, которым ФИО3 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, Сальникова С.А., ФИО6 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего Сальникова С.А. (л.д.35, 36).
Из документов из личного дела на жилую площадь Сальникова С.А., представленных управлением образования администрации Перелюбского муниципального района Саратовской области, следует, что сопроводительным письмом от 02.12.2005 №890 ГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>ёва направляло в отдел образования администрации ОМО Перелюбского района Саратовской области для специалистов органа опеки и попечительства документы в отношении Сальникова С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт) для оформления постоянной регистрации в ПВС РОВД Перелюбского района Саратовской области по месту закреплённой за ними жилой площади. У Сальникова С.А. имеется приватизированная квартира по адресу: <адрес> № <адрес> (договор на приватизацию от 21.02.1996).
Согласно договору на приватизацию жилого помещения от 21.02.1996, заключенному между Перелюбской районной администрацией и ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Сальниковым С.А., проживающими по адресу: <адрес>, администрация передала вышеуказанным гражданам безвозмездно в совместную собственность квартиру в двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, состоящую из трех комнат, имеющую общую площадь 44,6 кв.м (л.д. 76, 77, 78-79, 80).
Из акта №208 от 12.01.2006 о сохранности жилой площади, принадлежащей Сальникову С.А., составленного администрацией Перелюбского муниципального района Саратовской области, следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в сохранности (л.д.80).
ФИО3 – мать истца, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти ФИО3 (л.д. 37).
Согласно справке от 05.10.2011 №267, выданной ГОУ СПО «ПАТ», Сальников С.А. обучался в ГОУ СПО «Перелюбский аграрный техникум» с 01.09.2011 дата окончания обучения – 30.06.2013 (л.д.39).
Из сообщения администрации ГАПОУ СО «Перелюбский аграрный техникум» от 17.04.2024 №335 следует, что Сальников С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проходил обучение в ГОУ СПО «Перелюбский аграрный техникум» в период с 01.09.2011 по 30.06.2013 по профессии «Тракторист - машинист с/х производства». Сальникова С.А. не состоял на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения т.к., имел долю в жилом доме по адресу <адрес>. Документы для поставки на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений не направлялись (л.д.70).
Согласно сведениям, предоставленным ГАУ СО КЦСОН Перелюбского района 12.04.2024 № 144, информации о том состоял ли Сальников С.А. на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области в учреждении не имеется. ГАУ СО КЦСОН Перелюбского района не направляло документы в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области для постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области, так как данный вопрос не входит в компетенцию деятельности учреждения (л.д. 68).
Из ответа управления образования администрации Перелюбского муниципального района Саратовской области следует, что у Сальникова С.А. имеется приватизированное жилое помещение, а именно квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 44,6 кв.м на основании договора приватизации жилого помещения от 21.20.1996.
По информации администрации Перелюбского муниципального района Саратовской области жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 02.05.2024 не признан непригодным для проживания (л.д.84).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Сальникову С.А. на основании договора купли-продажи комнаты от 09.11.2016 принадлежит комната площадью 12,8 кв.м, 1/10 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 181,7 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, помещение 38, <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (л.д.48-56).
Сальников С.А. был зарегистрирован с 11.10.1991 по 11.08.2023 по месту жительства по адресу: <адрес>, с 11.08.2023 по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д.21).
Из письма администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» от 31.10.2023 № 01-23/13796 следует, что Сальников С.А.на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» не состоит. Договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» не заключался, указанное жилое помещение непригодным для проживания (аварийным) не признавалось.
25.10.2023 Сальников С.А. обратился с заявлением к ответчику по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.
На обращение Сальникова С.А. распоряжением министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 25.01.2024 № 69-р было отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области, в связи с достижением 23 лет и отсутствием оснований.
Не согласившись с данным отказом, Сальников С.А. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
По смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Вместе с тем, истец Сальников С.А. обратился с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений, только в 2023 года (в 32 года), по прошествии длительного времени с момента достижения 23-летнего возраста.
Как ошибочно полагает истец, положения п. 3 Правил не свидетельствуют о безусловном включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц старше 23-х лет, которые по каким-либо причинам не были включены в соответствующий список ранее, но обладали таким правом.
Объективные и исключительные обстоятельства, препятствовавшие своевременному обращению Сальникову С.А. в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением до достижения им 23 лет, (с достижения 18-летнего возраста), равно как доказательства о его обращении в органы опеки по данному вопросу, отсутствуют.
Установленный законодательством возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовывать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо иных объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, равно как и уважительных причин столь длительного необращения в Министерство и суд по данному вопросу, суду истцом не представлено.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Учитывая вышеприведённые положения закона, в том числе в их официальном толковании, данном управомоченными органами, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сальникова С.А. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сальникова С.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области, оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Стоносова