Решение по делу № 8Г-7723/2024 [88-9555/2024] от 10.04.2024

УИД 89RS0001-01-2023-001005-59
Дело № 88-9555/2024
2-1045/2023
Изготовлено в окончательной форме 13 июня 2024 г

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 6 июня 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Бурматовой Г.Г.,
судей Зориной С.А.,
Малоедовой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пуровского района в интересах Куниной Елизаветы Александровны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

по кассационной жалобе Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2024 г.

Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г., объяснения прокурора Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Потапченко А.Е., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действуя в интересах Куниной Е.А., обратился с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилищного помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа была проверена проверка по обращению Куниной Е.А., <данные изъяты> г.р. о защите её жилищных прав на обеспечение жилым помещением, в ходе которой установлено, Кунина Е.А. в связи со смертью родителей, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа по договору найма специализированного жилищного помещения и включена в список лиц, имеющих соответствующее право, согласно дате подаче заявления от 5 апреля 2019 г. Обстоятельства, дающие право на обеспечение жилым помещением, у Куниной Е.А. наступили 15 марта 2023 г. по достижению возраста 18 лет и прекращению установленной над ней опеки. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение Куниной Е.А. не предоставлено.

Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июля 2023 г. в удовлетворении требований иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2024 г. решение отменено в части отказа в удовлетворении требований с принятием нового решения, которым принято новое решение о возложении обязанности по предоставлению Куниной Е.А. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м., соответствующее санитарным и техническим и иным требованиям жилищного законодательства. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения жалобы.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кунина Е.А., <данные изъяты> г.р., является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как мать Куниной Е.А. - <данные изъяты> умерла <данные изъяты> г., отец <данные изъяты>. умер 8 <данные изъяты>

Распоряжением Администрации Пуровского района от 28 июня 2016 г. №-18брк над Куниной Е.А. установлена опека, опекуном назначен <данные изъяты>

Приказом и.о.начальника Департамента образования администрации Пуровского района от 31 января 2020 г. № 27-ПК Кунина Е.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа по договору найма специализированного жилого помещения и включена в список лиц, имеющих соответствующее право, согласно дате подаче заявления от 5 апреля 2019 г.

При постановке Куниной Е.А. на учет к пакету документов, в том числе, был приложен акт от 4 марта 2019 г. № 51 обследования жилого помещения, долевым собственником которого является Кунина Е.А., из которого следует, что по адресу: <данные изъяты> никто не проживает, дом закрыт и не числиться на балансе ни у одной из управляющих организаций.

30 января 2020 г. органом местного самоуправления в соответствии с Постановлением Главы района от 25 апреля 2019 г. № 228-РА составлен акт № 1 об установлении факта невозможности проживания Куниной Е.А. по месту регистрации и собственности, а именно по адресу: <данные изъяты>, из которого следует, что проживать по указанному адресу не представляется возможным, поскольку ранее в жилом помещении проживали члены семьи с тяжелыми формами хронических заболеваний.

Родители Куниной Е.А. (Кунина Р.П. и Кунин А.Г.), действуя в интересах детей, в числе которых находилась Кунина Е.А., приобрели индивидуальный жилой дом общей площадью 65,3 кв.м, по адресу: <данные изъяты> на основании договора купли-продажи индивидуального жилого дома от 2 ноября 2011 г., определив по 1/7 доли права собственности на каждого члена семьи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно сведений из Департамента образования администрации Пуровского района от 5 мая 2023 г. № 89-160/2601-08/8 судом установлено, что <данные изъяты> г.р. (брат), является учащимся 9 класса МБОУ ШИООО с. Халясавэй, проживает с опекуном <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>

Кунина Е.А., <данные изъяты> г.р., является студенткой 1 курса ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж», нормативный срок освоения образовательной программы - 2 г. 10 месяцев. Проживает в общежитии колледжа по адресу: <данные изъяты> с 1 сентября 2022 г. по настоящее время.

В настоящее время члены семьи, а именно: <данные изъяты>), имеющие доли в праве собственности на наследственное имущество, умерли.

Наследственное дело после смерти <данные изъяты> не заводилось,

<данные изъяты>. (брат) зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>

Разрешая требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона 36-3AO от 30 мая 2005 г. № 36-3AO «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало- Ненецком автономном округе», Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства от 21 августа 2019 г. № 923-П, статьями 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что Кунина Е.А., как владеющий собственник наследственным имуществом, фактически вступивший в наследство, с учетом доли, принадлежащей ей на праве собственности, не имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывая, что при вступлении Куниной Е.А. в наследство в виде указанного жилого дома, на нее придется 21,7 кв.м., что выше учетной нормы 15 кв.м., установленной решением Думы Пуровского района от 21 февраля 2023 г. № 457.

Отменяя такое решение и принимая новое решение об удовлетворении требований истца, суд апелляционной инстанции, учитывал, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие, что Кунина Е.А. приняла наследство фактически, либо по достижению ею возраста 18 лет обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти своих родителей и братьев, а также учел наличие акта отдела опеки и попечительства Департамента образования администрации Пуровского района о невозможности проживания от 30 января 2020 г. № 1 о невозможности проживания Куниной Е.А. по адресу регистрации, принимая во внимание, что Кунина Е.А. на момент рассмотрения настоящего спора состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению помещениями специализированного жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Аналогичные положения закреплены и в Разделе V-I Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 г. N 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:

1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или

2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 августа 2019 г. № 923-П утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Согласно пункту 2 Порядка невозможность проживания в жилом помещении устанавливается при наличии обстоятельств, установленных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Правильное применение норм материального права, исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств в соответствии с полномочиями суда апелляционной инстанции в силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволили сделать вывод, что наличие не оспоренного в установленном порядке акта о невозможности проживания в жилом доме, доля в котором принадлежит истцу на праве собственности, с учетом непосредственного обследования состояния жилого дома в период рассмотрения настоящего дела, а также учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела по существу истец состоит в соответствующем списке нуждающихся в жилых помещениях, свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения предъявленных прокурором в интересах Куниной Е.А. требований о предоставлении жилого помещения на условиях специализированного найма.

Приходя к такому выводу, судебная коллегия также учла разъяснения, изложенные в пункте 35 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» и Обзоре судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.), в связи с чем верно признала несостоятельными выводы суда первой инстанции относительно предполагаемой возможности принятия истцом наследства в виде долей в праве собственности на жилой дом и, как следствие, предполагаемое увеличение общей площади в жилом помещении, приходящейся на материального истца, приняв во внимание также, что суд, рассматривая дело, должен исходить из установленных, а не предполагаемых обстоятельств.

Доводы кассационной жалобы, основанные на тех же предположениях о возможности принятия наследства, основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не являются, как направленные на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах, иную оценку достаточности и достоверности доказательств, вследствие чего не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств, установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.

Таким образом, судом апелляционной инстанции верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие существенных нарушений процессуального закона.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.

Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2024 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

8Г-7723/2024 [88-9555/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Кунина Елизавета Александровна
Прокурор Пуровского района
Ответчики
Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО
Управление делами Правительства ЯНАО
Правительство ЯНАО
Департамент образования ЯНАО
Другие
Администрация Пуровского района
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бурматова Галина Геннадьевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
06.06.2024Судебное заседание
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее