Дело №
УИД 75RS0№-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Рыбакова В.А., при секретаре Новожиловой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов,
установил:
<адрес> обратился в суд, просил взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу ФИО2 расходы на приобретение лекарственных препаратов «метопропол сукцинат», «аторвастатин», «калия и магния аспарагинат», «ацетилсалициловая кислота», «дапаглифлозин», «валсартан-сакубитрил» на общую сумму 12 994 рубля.
Свои требования мотивирует следующим. В ходе проверки исполнения законодательства о здравоохранении в части обеспечения граждан лекарственными средствами для лечения имеющихся у них заболеваний, установлено следующее. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ перенесла инфаркт миокарда, и до настоящего времени лекарственными средствами, предназначенными для лечения имеющихся у нее заболеваний, не обеспечивается. В связи с необеспечением, ФИО2 приобрела их за свой счет в сумме 12 994 рубля.
По мнению прокурора необеспечение ФИО2 лекарственными препаратами свидетельствует о нарушении права последней на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.
В судебное заседание прокурор <адрес> не явился, извещался о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещалась в установленном порядке, причину неявки не сообщила.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещались в установленном порядке, причину неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела и оценив их в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», установлено право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан, устанавливает право граждан на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья граждан, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; а также с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствие с п. 2 ст. 9 Закона об основах охраны здоровья граждан, органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с законом <адрес> от 25.11.2010 № 433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным Правительством <адрес> в области здравоохранения.
Министерство здравоохранения <адрес>, согласно Положению о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, как орган исполнительной власти <адрес>, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, обладает широкими полномочиями, включая вопросы лекарственного обеспечения населения <адрес>, в том числе, обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан. Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета <адрес>, в том числе за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета.
Министерство в указанной сфере организует оказание медицинской помощи, предусмотренной законодательством <адрес> для определенных категорий граждан; осуществляет защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом.
Согласно ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.10.2008 № 953-О-О указал, что нормы части 4 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» о том, что граждане, перечисленные в данном Федеральном законе, вправе отказаться от получения социальных услуг в следующем году при условии подачи ими соответствующего заявления в срок до 1 октября текущего года, направлены на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи и потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
При этом закон не ограничивает право гражданина на выбор формы оказываемой социальной поддержки и предоставляет возможность неоднократного ее изменения исходя из имеющихся у гражданина потребностей в конкретный период. Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2009 № 1027-О-О, направлено на реализацию права граждан на социальное обеспечение и какие-либо конституционные права и свободы граждан не нарушает, поскольку изменения в нормативном содержании прав, гарантий и льгот, ранее установленных для тех или иных категорий граждан, не может рассматриваться как лишение их возможности пользоваться соответствующими социальными благами в натуральной форме либо получать взамен определенную денежную компенсацию.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
ФИО2 является получателем федеральной льготы, перенесла «инфаркт миокарда», в связи с чем лечащим врачом рекомендованы лекарственные препараты, а именно «метопропол сукцинат», «аторвастатин», «калия и магния аспарагинат», «ацетилсалициловая кислота», «дапаглифлозин», «валсартан-сакубитрил». Однако, указанными препаратами не обеспечивается.
С учетом того, что лекарственные препараты назначены ФИО6 по медицинским показаниям, не обеспечение препаратами нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Для поддержания жизненно-важного состояния ФИО2 была вынуждена приобрести лекарственные препараты на собственные средства.
Приобретение лекарственных препаратов подтверждается квитанциями, чеками на суммы 3476 рублей, 80 рублей, 2787 рублей, 6651 рублей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> (ОГРН №, ИНН №) в пользу ФИО3 (паспорт №) расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 12 994 рубля.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Судья В.А. Рыбаков
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2024 года.