<данные изъяты>
Дело № 2-907/2020
УИД 29RS0021-01-2020-001405-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2020 года п. Плесецк
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Сергеевой М.Н.,
при секретаре Терехиной Х.С.,
с участием истца Мальцева Д.Ю., представителя ответчика ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, Панфиловой О.В., одновременно представляющей интересы ответчика ФСИН России и третьего лица УФСИН по Архангельской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению Мальцева Д. Ю. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 29 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области об обязании обеспечения техническими средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Мальцев Д. Ю. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 29 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области об обязании обеспечения техническими средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН по Архангельской области с 13.02.2019 года, является <адрес>, имеет индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую технические средства реабилитации, а именно, <данные изъяты>). Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР определен с 28 марта 20914 года по 01 апреля 2022 года. В конце января 2020 года им было написано письменное заявление о выдаче ему ТСР по ИПР. В период с 30 января 2020 года по 08 мая 2020 года ежедневно ему выдавалось по <данные изъяты>. 08 мая 2020 года администрация ИУ сказала, что больше ТСР ему не будут выдаваться в связи с их отсутствием, с 09 мая 2020 года он не получает ТСР. В связи с неисполнением ИПР он испытывает мучения, унижения, постоянное беспокойство и боли. Просит обязать администрацию ФКУ ИК-29 УФСИН по Архангельской области обеспечить его по индивидуальной программе реабилитации ТСР (<данные изъяты>), взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Определением Плесецкого районного суда Архангельской области от 01 октября 2020 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена ФСИН России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УФСИН по Архангельской области и ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России.
Истец Мальцев Д.Ю. в судебном заседании, опрошенный с использованием системы видеоконференц-связи, настаивал на удовлетворении исковых требований по тем же основаниям, изложенным в иске. Указал, что после написания заявления на имя начальника ИК-29 в период с 30 января 2020 года по 08 мая 2020 года он был обеспечен ТСР, а именно, <данные изъяты>. После 08 мая 2020 года ему перестали их выдавать в связи с отсутствием <данные изъяты>. После последнего судебного заседания по данному гражданскому делу с 29 октября 2020 года выдача <данные изъяты> ему была возобновлена, при этом сотрудниками ИУ было указано, что более никаких заявлений ему писать не надо. В период невыдачи ему <данные изъяты> он испытывал нравственные и физические страдания. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, по доверенности Панфилова О.В., одновременно представляющая интересы ответчика ФСИН России и третьего лица УФСИН по Архангельской области, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Мальцева Д.Ю., пояснив, что обязанность по обеспечению реабилитационными мероприятиями возлагается на администрацию исправительного учреждения, предоставление данных средств носит заявительный характер. Мальцев Д.Ю. с вопросом получения средств реабилитации к администрации ИК-29 не обращался. Какие-либо объективные доказательства причинения нравственных и физических страданий действиями ответчика, нарушающие или посягающие на личные неимущественные права и другие нематериальные блага, Мальцевым Д.Ю. не представлены. Просили в удовлетворении исковых требований Мальцева Д.Ю. отказать в полном объеме.
Третье лицо ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. Согласно отзыву обязанность по обеспечению реабилитационными мероприятиями возлагается на администрацию исправительного учреждения, а не на медико-санитарные части уголовно-исполнительной системы. Какие-либо объективные доказательства причинения нравственных и физических страданий действиями ответчика, нарушающие или посягающие на личные неимущественные права и другие нематериальные блага, Мальцевым Д.Ю. не представлены. Просили в удовлетворении исковых требований Мальцева Д.Ю. отказать в полном объеме.
Суд в соответствии с ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
В силу ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе, специальные средства для ухода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила), которые определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид2 (далее - инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р.
Согласно п. 2 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу п. 4 и п. 5 Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана), или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
В силу п. 17 Правил, заявление о предоставлении (ремонте или замене) технического средства (изделия), подаваемое инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, и документы, предусмотренные настоящими Правилами, подаются на бумажном носителе или в форме электронного документа. Заявление и документы в случае их направления в форме электронных документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью соответственно заявителя или уполномоченных на подписание таких документов должностных лиц органов или организаций, если законодательством Российской Федерации для подписания этих документов не установлен иной вид электронной подписи.
Пунктом 16 Правил установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, предусмотрены такие технические средства реабилитации инвалида, как специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) (пункт 21).
Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 года № 86н утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, согласно которой к специальным средствам при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) относятся анальные тампоны (средство ухода при недержании кала), номер вида технического средства реабилитации 21-01027.
В силу п. 7 ст. 101 УИК РФ порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 года № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее - Порядок).
В силу пункта 2 указанного Порядка, условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.
Согласно п. 4 и п. 5 Порядка, обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.
В силу пунктов 192, 194 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Администрация ИУ обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.
Таким образом, исходя из вышеизложенных правовых норм обязанность по обеспечению инвалида из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, возлагается на администрацию исправительного учреждения, а не на медико-санитарные части уголовно-исполнительной системы.
При этом, как следует из пунктов 4, 5 и 17 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 № 240, в их взаимосвязи с положениями ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о том, что индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом, предоставление инвалиду технических средств реабилитации носит заявительный характер.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец Мальцев Д.В. с 13 февраля 2019 года отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области. Мальцев Д.В. является <данные изъяты>, для него в установленном законом порядке разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, которой предусмотрено, что он в период с 28 марта 2014 года по 03 апреля 2022 года обеспечивается техническими средствами реабилитации <данные изъяты>
Как следует из объяснений истца Мальцева Д.Ю. и подтверждается материалами дела, в том числе ведомостью, в период с 30 января 2020 года по 08 мая 2020 года он обеспечивался ежедневно техническими средствами реабилитации в виде <данные изъяты>. Основанием для обеспечения указанными средствами явилось его личное заявление на имя начальника ИК-29.
Представитель ответчика ФКУ ИК-29 УФСИН по Архангельской области в судебном заседании пояснила, что с 08 мая 2020 года обеспечение Мальцева Д.Ю. ТСР не производится в связи с тем, что Мальцев Д.Ю. к администрации ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации – анальными тампонами не обращался. Такое заявление в ИК-29 отсутствует.
Вместе с тем, в материалах дела имеется копия заявления, представленная из ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, написанная Мальцевым Д.Ю. 20 января 2020 года на имя начальника ФКУ ИК-29 УФСИН по Архангельской области с просьбой обеспечить его техническими средствами реабилитации – <данные изъяты>.
Таким образом, в судебном заседании на основании исследованных материалов дела установлено, что обеспечение Мальцева Д.Ю. техническими средствами реабилитации - <данные изъяты> в период с 30 января 2020 года по 08 мая 2020 года осуществлялось на основании личного заявления осужденного. Обеспечение истца ТСР прекратилось с 09 мая 2020 года. Доводы ответчика об отсутствии заявления Мальцева Д.Ю. суд находит несостоятельными. Заявление Мальцевым Д.Ю. было написано лично, в связи с чем и по какой причине указанное заявление отсутствовало в исправительном учреждении, а находится в ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, не должно умалять и нарушать права истца на обеспечение техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе инвалида. Кроме того, в судебном заседании был установлено, что обеспечение Мальцева Д.Ю. указанными средствами возобновилось с 29 октября 2020 года в период рассмотрения настоящего гражданского дела, при этом представитель ответчика настаивала на отсутствии личного заявления Мальцева Д.Ю. в исправительном учреждении, в связи с чем, суд находит обоснованными доводы истца и полагает необходимым возложить на ФКУ ИК-29 УФСИН по Архангельской области обязанности обеспечить истца техническими средствами реабилитации <данные изъяты>) согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида на период нахождения в данном исправительном учреждении.
Кроме того, право Мальцева Д.Ю. на получение технических средств реабилитации не оспаривается, ему не может быть отказано в предоставлении таких средств по мотиву недостаточности финансирования из федерального бюджета и связанной с этим невозможностью заключения государственного контракта. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Одним из способов защиты гражданских прав является взыскание компенсации морального вреда (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).
В силу ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье гражданина отнесены к личным неимущественным правам личности.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу п. 1 ст. 10641064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием) посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Бремя доказывания в суде неправомерности действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, причинения вреда и наличия причинно-следственной связи между вредом и противоправным поведением возлагается на самого потерпевшего.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса РФ1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу ст. 1100 Гражданского кодекса РФ1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Положения ст. ст. 150150, 151, 1064, 1069, 1099, 1101 Гражданского кодекса РФ, в их взаимосвязи, направлены на обеспечение восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц, защиту прав потерпевших в деликтных обязательствах, реализацию требований ст. ст. 4646, 52 и 53 Конституции РФ, и предполагают возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, при наличии общих и специальных условий, необходимых для наступления данного вида деликтной ответственности.
Таким образом, для наступления деликтной ответственности ответчика должно быть доказано наличие ряда специальных условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между двумя первыми элементами; вина причинителя вреда. При этом, истец должен доказать как факт незаконных, противоправных действий должностных лиц, так и причинение вреда противоправными действиями в их причинной связи.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что по общему правилу, необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Таким образом, исследованными в ходе судебного заседания доказательствами факт не обеспечения истца техническими средствами реабилитации повлек нарушение прав истца, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения исковых требований Мальцева Д.Ю. о взыскании компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования Мальцева Д.Ю. на основании установленных судом обстоятельств в сумме 5 000 рублей, что будет соответствовать требованиям разумности и справедливости.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пунктом 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
При этом, в соответствии с п. 14 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред.
Согласно подп. 6 п. 7 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314 (ред. от 08.09.2017) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) органа и их должностными лицами на территории Архангельской области, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации, если установлены, как юридический факт: незаконность действий органа или его должностных лиц; наличие вреда (убытков) и доказан его размер; причинно-следственная связь между решениями, действиями (бездействия) органа и его должностных лиц и наступившим вредом (убытком); установлена вина должностного лица органа в причинении вреда (убытков) лицу; истцом были предприняты все возможные меры к предотвращению вреда (убытков) и уменьшению его размера.
Финансирование учреждений, исполняющих наказание, осуществляется за счет средств федерального бюджета, где главным распорядителем бюджетных средств по отношению к данному органу является ФСИН России.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости взыскания компенсации морального вреда с ФСИН России за счет казны Российской Федерации. Оснований для освобождения ответчика от ответственности в ходе судебного разбирательства не установлено.
Таким образом, исковые требования Мальцева Д.Ю. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Мальцева Д. Ю. удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония 29 УФСИН по Архангельской области обеспечить Мальцева Д. Ю. техническими средствами реабилитации (<данные изъяты>) согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида на период нахождения в данном исправительном учреждении.
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Мальцева Д. Ю. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области.
Председательствующий подпись М.Н. Сергеева
Мотивированное решение
изготовлено 30 ноября 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты> М.Н. Сергеева