Производство № 2-2636/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 12 сентября 2022 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Струковой П.С., при секретаре судебного заседания – Гринько Э.Э.,
с участием помощника Прокурора Нахимовского района города Севастополя – Стоянова Л.М., действующего на основании удостоверения,
представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя – Вышковского С.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Нахимовского района города Севастополя к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с иском, в котором просит возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возле сквера «В честь 200-летия Севастополя» по <адрес> (географические координаты №) в районе земельного участка с кадастровым номером № и в районе дома №№ по <адрес> (географические координаты №) общей площадью 580 м кв., в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Нахимовского района города Севастополя совместно с Севприроднадзором проведено обследование территории в районе <адрес>. В результате обследования указанной территории возле сквера «В честь 200-летия Севастополя» выявлено несанкционированное складирование отходов грунта, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, ориентировочной площадью 80 м кв. Также в районе дома №№ по <адрес> установлены факты несанкционированного складирования отходов грунта, отходов коммунальных твердых, отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, ориентировочной площадью 500 м кв.
Земельные участки, где расположены места несанкционированного размещения отходов, относятся к землям города. До настоящего времени ответчиком не предпринято мер по ликвидации свалок на указанных выше территориях, что создает угрозу безопасности окружающей среды в результате загрязнения ее компонентов.
Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что непринятие Департаментом городского хозяйства города Севастополя мер по устранению нарушений природного законодательства нарушает право неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представил письменные возражения на иск, в которых указывает, что на Департамент не возложены обязанности по вывозу твердых коммунальных отходов, опасных отходов, ликвидации несанкционированных свалок. Департаментом утвержден приказ от 12.04.2021 №123-ОД «Об утверждении Порядка ликвидации несанкционированных складирований отходов на территории внутригородских муниципальных образований», что свидетельствует об исполнении Департаментом полномочий в части координации деятельности по организации и осуществлению сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, опасных отходов. Кроме того, полномочия по ликвидации свалок возложены на ГБУ города Севастополя «Парки и скверы».
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения сторон, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ч.2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Прокуратурой Нахимовского района города Севастополя совместно с Севприроднадзором проведены надзорные мероприятия, направленные на выявление несанкционированных свалок, в ходе которых в районе сквера «В честь 200-летия Севастополя» по <адрес> (географические координаты №) в районе земельного участка с кадастровым номером № выявлено несанкционированное складирование отходов грунта при проведении земляных работ, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, ориентировочной площадью 80 кв.м.
Также на территории с географическими координатами № в районе дома №№ по <адрес> (возле линии электропередачи) выявлено несанкционированное складирование отходов грунта при проведении земляных работ, отходов коммунальных твердых, отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, ориентировочной площадью 500 кв.м.
По результатам проверочных мероприятий Севприроднадзором в адрес заместителя Прокурора Нахимовского района города Севастополя направлена справка о проведении обследования территории Нахимовского района на предмет несанкционированного складирования отходов за исх. №№ от 24.05.2022.
Размещение на указанных территориях несанкционированных свалок создает угрозу безопасности окружающей среды и требует принятия неотложных мер по её устранению.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 2 указанной статьи запрещаются сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Таким образом, в соответствии с терминологией Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов).
В нарушение указанных требований законодательства отходы складированы на территории обозначенного земельного участка, который не является объектом размещения отходов.
Согласно п. 4.10 Постановления Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП «Об утверждении правил благоустройства территории города Севастополя» в целях обеспечения надлежащего уровня благоустройства на территории города Севастополя не допускается, в том числе сбрасывание и накапливание мусора, иных отходов вне специально отведенных для этого мест; создание стихийных свалок.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Земельные участки, на которых расположены свалки, находятся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь.
На основании п.1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утверждённого постановлением Правительства Севастополя №875-ПП от 16.09.2016, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере жилищно-коммунального хозяйства. К основным задачам Департамента на основании разд. 9 п.3.1 Положения относятся, в том числе, реализация единой политики города Севастополя в области благоустройства города Севастополя, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязательность участия органа государственной власти субъекта федерации в деятельности по охране окружающей среды и ответственность участия органа государственной власти субъекта федерации в деятельности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В ст. 4 названного Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в т.ч., земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде.
Исходя из положений п. е ч. 1 ст. 11 Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами, разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Таким образом, Департаментом городского хозяйства города Севастополя должны осуществляться мероприятия по ликвидации свалки в районе сквера «В честь 200-летия Севастополя» по <адрес> (географические координаты №) и в районе дома №№ по ФИО6 (географические координаты №) общей площадью 580 м кв.
До настоящего времени указанные свалки ответчиком не ликвидированы.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возможно путем возложения обязанностей на Департамент городского хозяйства города Севастополя по ликвидации несанкционированных свалок возле сквера «В честь 200-летия Севастополя» по <адрес>географические координаты №) в районе земельного участка с кадастровым номером № и в районе дома №№ по <адрес> (географические координаты №) общей площадью 580 м кв. Непринятие Департаментом городского хозяйства города Севастополя таких мер нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства, суд считает исковые требования Прокурора Нахимовского района города Севастополя к Департаменту городского хозяйства города Севастополя обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При определении срока, в течение которого ответчику подлежит выполнить возложенную на него обязанность, суд исходит из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, согласно которой в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, и с учетом мнения прокурора полагает необходимым такой срок установить – в течение 30-ти дней, поскольку указанный срок представляется суду разумным и отвечающим принципу исполнимости судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Нахимовского района города Севастополя к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок, – удовлетворить.
Возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возле сквера «В честь 200-летия Севастополя» по ул. <адрес> (географические координаты №) в районе земельного участка с кадастровым номером № и в районе дома №№ по ул. <адрес> (географические координаты №) общей площадью 580 м кв., в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2022
Судья П.С. Струкова