Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2984/2024 ~ М-2198/2024 от 15.07.2024

                                                                                              24RS0002-01-2024-004011-98                                                              2-2984(2024)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 сентября 2024 Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

при секретаре Истоминой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федеральной службы судебных приставов России к Ворониной Ирине Сергеевне о взыскании денежных средств в порядке регресса,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба судебных приставов России (далее ФССП России) обратилась в суд с иском к Ворониной И.С. о взыскании в доход Российской Федерации денежных средств в порядке регресса, мотивируя свои требования тем, что решением Советского районного суда г. Красноярска от 24.06.2024 г. с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации в пользу Лозинской И.А. взыскано в счет возмещения убытков 98 507,76 руб., судебные расходы в сумме 10 000 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 2 761 руб. Решение суда в части взыскания в пользу Лозинской И.А. 98 507,76 руб. определено считать исполненным, подлежала выплате сумма 12 761 руб. При принятии решения суд исходил из того, что убытки у Лозинской И.А. возникли в связи с незаконными действиями судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Ворониной И.С., выразившимися в несвоевременном направлении постановления об отмене постановления об обращении взыскания на доходы должника в ОАО «РЖД», что привело к незаконному удержанию из доходов должника Лозинской И.А. 98 507,76 руб. Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем приняты меры по возврату излишне удержанных денежных средств в размере 98 507,76 руб. Однако судебные расходов в сумме 12 761 руб. взысканы с РФ в лице ФССП России за счет казны РФ в пользу Лозинской И.А. Платежным поручением от 26.01.2024 г. №554163 Министерство финансов РФ перечислило на счет Лозинской И.А. взысканную с казны денежную сумму. На основании ст. 1081 ГК РФ ФССП России просит взыскать с Ворониной И.С. в пользу Российской Федерации в порядке регресса выплаченную сумму возмещения в общем размере 12 761 руб. (л.д.4-5).

В судебное заседание представитель истца ФССП России, представитель третьего лица ГУФССП России по Красноярскому краю, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д.47,48), в суд не явился, в заявлении представитель Елизарьева И.В., действующая на основании доверенности от 01.02.2024 г. сроком по 31.12.2025 г. (л.д.6), на основании доверенности от 01.02.2024 г. сроком по 31.12.2025 г. в порядке передоверия (л.д.8,9), просила о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 41).

Ответчик Воронина И.С., извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела судебным извещением по месту жительства (л.д.46), не явилась, в представленном отзыве против исковых требований не возражала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.50).

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ, извещенный о слушания дела судебным извещением (л.д.46), в зал суда не явился, заявлений и ходатайств не представил.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФССП России подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 6.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее - органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее - сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

Частью 5 ст. 6.4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее - дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

На основании п. 3 ст. 10 указанного Федерального закона N58-ФЗ нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 10 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Ущерб, причиненный сотрудником органов принудительного исполнения гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации").

Отношения, связанные с возмещением вреда, регулируются нормами гл. 59 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 названного Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение (п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, в частности, следует, что в случае причинения федеральным государственным гражданским служащим при исполнении служебных обязанностей вреда гражданину или юридическому лицу его возмещение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации. Лицо, возместившее вред, причиненный федеральным государственным гражданским служащим при исполнении им служебных обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Как следует из материалов дела, на основании приказа ФССП России от 25 ноября 2020 года №2026-лс Воронина И.С. назначена на должность судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам. (л.д.25 оборот).

Согласно разделу 5 должностной инструкции судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам, судебный пристав-исполнитель несет предусмотренную действующим законодательством дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией, задачами и функциями, возложенными на территориальный орган (л.д.23-25).

Решением Советского районного суда г. Красноярска от 24.07.2023 года рассмотрены исковые требования Лозинской И.А. к Российской Федерации о взыскании материального и морального вреда. При рассмотрении дела установлено, что при совершении исполнительных действий судебным приставом-исполнителем Ворониной И.С. не было направлено работодателю постановление об окончании исполнительного производства, что повлекло излишнее взыскание денежных средств с должника в размере 111 654, 81 руб., истцом ко взысканию в просительной части иска указана сумма в размере 98 507, 76 руб. Денежные средства в размере 13 147,05 руб. были перечислены истцу 29.03.2022 г., в связи с чем, с РФ в лице ФССП России за счет средств казны РФ в пользу Лозинской И.А. взысканы убытки в размере 98 507,76 руб., судебные расходы в размере 10 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 2 761 руб. Решение суда в части взыскания с РФ в лице ФССП России за счет средств казны РФ в пользу Лозинской И.А. суммы 98 507,76 руб. признано исполненным (л.д.11-12), указанное решение вступило в законную силу 03 сентября 2023 года.

Во исполнение решения Советского районного суда г. Красноярска от 24.07.2023 г., платежным поручением N554163 от 26.01.2024 г. Министерством финансов РФ перечислено Лозинской И.А. в счет возмещения расходов по делу №2-2678/2023 12 761 руб. (л.д.13).

Вышеуказанный судебный акт, имеющий в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение для настоящего спора, подтверждает, что действия судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам ГУФССП России по Красноярскому краю Ворониной И.С. повлекли за собой необходимость возмещения вреда за счет казны Российской Федерации, в связи с чем у ФССП России, выступающей от имени Российской Федерации, являющейся главным распорядителем бюджетных средств и возместившей причиненный ответчиком при исполнении служебных обязанностей вред, возникло право регрессного требования к данному сотруднику службы.

Специальным законодательством (Федеральным законом от 21 июля 1997 года N118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации") не определены основания, порядок и виды материальной ответственности государственных гражданских служащих за ущерб, причиненный нанимателю, в том числе при предъявлении регрессных требований в связи с возмещением вреда, а потому на основании ст. 73 Закона от 27.07.2004 N79-ФЗ к спорным правоотношениям подлежат применению федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, регулирующие служебные отношения с гражданскими служащими в органах Федеральной службы судебных приставов содержатся в Отраслевых соглашениях, заключенных директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации и председателем профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.

В отраслевом соглашении по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2024 - 2026 годы и в отраслевом соглашении по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2024 - 2026 годы, заключенных директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации и общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, ФССП России соответственно 30.01.2024, предусмотрен в п.2.1, что Служебные отношения сотрудников регулируются федеральными законами N 328-ФЗ, от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минюста России, нормативными и иными правовыми актами органов принудительного исполнения, принятыми в пределах их компетенции. В случаях, не урегулированных указанными нормативными правовыми актами, к правоотношениям, связанным со службой в органах принудительного исполнения, применяются нормы трудового законодательства.

По смыслу изложенных выше нормативных положений к спорным отношениям по возмещению в порядке регресса вреда, причиненного судебным приставом-исполнителем вследствие ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей, подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ о материальной ответственности работника. Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом РФ в определении Судебной коллегии по гражданским делам от 22 января 2018 года N 18-КГ17-236.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" разъяснено, что под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.

В силу ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм.

Как было указано выше, денежные средства, взысканные решением Советского районного суда г. Красноярска от 24.07.2023 г. в пользу Лозинской И.А., были перечислены взыскателю платежным поручением N554163 от 26.01.2024 г.

При таких обстоятельствах, исходя из установленного решением суда и допущенного судебным приставом-исполнителем Ворониной И.С. нарушения по направлению работодателю постановления об окончании исполнительного производства, что повлекло излишнее взыскание денежных средств с должника в размере 111 654, 81 руб., в результате чего Лозинской И.А. были причинены убытки, суд полагает, что между виновными действиями (бездействием) ответчика при исполнении должностных обязанностей сотрудника службы судебных приставов и причинением ущерба третьему лицу имеется причинно-следственная связь, в связи с чем, на нее должна быть возложена материальная ответственность за причиненный государству ущерб в размере выплаченной Лозинской И.А. суммы.

Судом при рассмотрении дела не установлены обстоятельства, исключающие материальную ответственность Ворониной И.С. в порядке ст. 239 ТК РФ.

Кроме этого, ответчиком при рассмотрении дела заявлено о согласии с исковыми требованиями истца и выплате добровольно указанной суммы.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета, поэтому с Ворониной И.С. в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 4 000 руб.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования ФССП России удовлетворить, взыскать с Ворониной И.С. в пользу Российской Федерации в лице ФССП России в счет возмещения ущерба сумму 12 761 руб., в доход местного бюджета госпошлину в сумме 4 000 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федеральной службы судебных приставов России удовлетворить.

Взыскать с Ворониной Ирины Сергеевны в пользу Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России в счет возмещения ущерба 12 761 (двенадцать тысяч семьсот шестьдесят один) рубль.

Взыскать с Ворониной Ирины Сергеевны в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                                                                                   Н.В. Панченко

2-2984/2024 ~ М-2198/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральная служба судебных приставов России
Ответчики
Воронина Ирина Сергеевна
Другие
Министерство финансов РФ
ГУФССП России по Красноярскому краю
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Панченко Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
achinsk--krk.sudrf.ru
15.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2024Передача материалов судье
17.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2024Подготовка дела (собеседование)
09.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2024Судебное заседание
11.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее