Дело №2-2226/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
26 июня 2019 года город Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Санкиной Н.А.
при секретаре Чеботаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой Нины Семеновны к УПФРв г.Липецке Липецкой области, УФССП России по Липецкой области, ФССП России о возврате излишне удержанных денежных средств, компенсации морального вреда,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Полякова Н.С. обратилась с вышеназванными исковыми требованиями к ответчику УПФРРоссии в г.Липецке, Советскому РОСП УФССП России по Липецкой области, указав, что размер её пенсии составляет 9187 руб. С пенсии постоянно производятся удержания, оставляя ей для проживания 4593 руб., которых недостаточно. Кроме того, в 2017 году у нее были удержаны 2161 руб. 74 коп. От судебного пристава-исполнителя ей стало известно, что эта сумма удержана излишне. Принимая во внимание, что размер пенсии после удержаний меньше прожиточного минимума, считает указанные действия незаконными. Просила взыскать с ответчика излишне удержанные денежные средства в размере 16500 руб. за период с июня 2018 года по ноябрь 2018 года из расчета излишне удержанных 2750 руб. в месяц; взыскать с Советского РОСП УФССП России по г.Липецку излишне удержанные 2161 руб. 74 коп., а также взыскать с ответчиком компенсацию морального вреда, которую она оценивает в размере 30 000 руб.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела СЃСѓРґРѕРј была произведена замена ненадлежащего ответчика Советского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области РЅР° надлежащего УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области, РІ качестве соответчика было привлечено ФССП Р РѕСЃСЃРёРё, РІ качестве третьих лиц, РЅРµ заявляющих самостоятельные требования относительно СЃРїРѕСЂР°, взыскатели РІ исполнительных производствах РћРђРћ «Ростелеком», РћРњ РЈР’Р” Рі.Липецка, РћРћРћ «Газпром Межрегионгаз Липецк», РђРћ ЛГРРљ, РћРћРћ «Городская энергосбытовая компания», РћРћРћ «УК «Советская», УФК РїРѕ Липецкой области, РњРФНС в„– 6 РїРѕ Липецкой области, ЦАФАП ОДД Р“РБДД ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Липецкой области, РћРћРћ «Строй-Сервис РВ», РђРћ «Липецкая городская энергетическая компания», РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Липецку, Р° также судебные приставы -исполнители Советского Р РћРЎРџ РџРѕРїРѕРІР° Рђ.РЎ., Гусейнов Р .РҐ.Рѕ., Ваганова Рђ.Рђ., Выриков Рљ.Рђ., Маркин Рђ.Рђ., Хлебникова Р“.Рќ.. Титов Р”.Р’., Кочетков Рђ.Р®., Сухенко Рљ.Р’.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Представители третьих лиц УФК РїРѕ Липецкой области Рё РњРФНС в„– 6 РїРѕ Липецкой области полагали РёСЃРє РЅРµ обоснованным Рё РЅРµ подлежащим удовлетворению.
Третье лицо - РђРћ «ЛГРРљВ» своего представителя РІ СЃСѓРґ РЅРµ направило, РІ письченэги отзыве просило РІ РёСЃРєРµ отказать, РїРѕ тем основаниям, что удержания СЃ пенсия гстш производились РІ рамках возбужденных исполнительных производств.
Рные лица, участвующие РІ деле, РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ слушании С…СЏ извещались надлежащим образом.
2
Ранее в суде представитель ответчика УФССП России по г.Липецку иск не признал, поскольку в отношении Поляковой Н.С. возбуждены исполнительные производства. В добровольном порядке должник оплату не производил, в связи с чем было вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию в размере 50%. С заявлением о снижении размера удерживаемой пенсии Полякова Н.С. не обращалась. Относительно суммы в размере 2161 руб. 74 коп. пояснила, что указанная сумма была признана излишне удержанной, однако впоследствии, в связи с тем, что имеются многочисленные исполнительные производства, возбужденные в отношении Поляковой Н.С., указанные средства были перераспределены по другим исполнительным производствам.
Представитель ответчика УПФРРоссии в г.Липецке просил в удовлетворении иска отказать, поскольку пенсионный фонд действовал в рамках полученного постановления судебного пристава-исполнителя об удержании денежных средств должника из пенсии.
Выслушав объяснения истца, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства по правилам главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российский Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Полякова Н.С. является получателем пенсии по старости. Размер её пенсии составляет 9 187 руб.
Также установлено, подтверждается сторонами, что из пенсии истца производятся удержания в размере 50% от размера пенсии, в результате чего размер её пенсии составляет 4593 руб.
Удержания производились в период с июня по ноябрь 2018 года.
Рстец, заявляя исковые требования Рѕ взыскании денежных средств, указывает РЅР° незаконность действий судебных приставов -исполнителей Советского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Липецку, УПФРРоссии РІ Рі.Липецке, которые производили РІ спорный период удержания РІ размере 50% пенсии, что лишало её средств Рє существованию.
Суд, проверяя законность требований Поляковой Н.С. установил, что в отношении последней в Советском РОСП УФССП России по г.Липецку в период с 02.08.2012 года по настоящее время имеется более 25 исполнительных производств, последнее из которых было возбуждено в январе 2019 года.
Часть исполнительных производств окончена в связи с фактическим исполнением.
В рамках исполнения актов о взыскании денежных средств с Поляковой Н.С., было вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника в размере 50%.
Так, в рамках исполнительного производства № №, судебным приставом-исполнителем 10.10.2018 года было принято постановление об обращении взыскания на пенсию должника в размере 50% от пенсии. Указанное постановление окончено исполнением.
Аналогичным образом такие постановления выносились в рамках других исполнительных производств.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Рсполнительное производство осуществляется РЅР° основании принципов законности, своевременности совершения исполнительных действий Рё применения мер принудительного исполнения, уважения чести Рё достоинства гражданина, неприкосновенности РјРёРЅРёРјСѓРјР° имущества, необходимого для существования должника гражданина Рё членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя Рё мер принудительного исполнения, что предусмотрено СЃС‚.СЃС‚.12, 13 Федерального закона РѕС‚ 21.07.1997 РіРѕРґР°в„– 118-ФЗ «О судебных приставах».
3
В соответствии со ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «О исполнительном производстве» (в актуальной редакции), содержащиеся исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производств* за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 настоящей статьи (ч.1).
Г лавной задачей исполнительного производства является правильное i своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц. a i предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иньг документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан i организаций.
Правильным исполнением судебных и иных актов будет исполнение указанны* актов в строгом соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве и в точном соответствии с их содержанием.
Задачи исполнительного производства по правильному и своевременному исполнению должны быть решены в совокупности, только в таком случае можно будет говорить о достижении цели защиты нарушенных прав.
Процесс принудительного исполнения должен осуществляться в соответствии с определенными принципами, под которыми понимается совокупность нормативно закрепленных основных положений, определяющих сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве.
В соответствии с п.2 ч.З ст.68 Закона об исполнительном производстве, мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
При исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч.2 ст.99 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, законодатель не связывает возможный размер удержаний с понятием прожиточный минимум и позволяет удерживать из заработной платы, пенсии других выплат до 50%.
В этой связи, суд не находит доводы истца о незаконности произведенных удержаний основанными на законе.
Судом установлено и не оспаривается истцом, что с заявлениями об уменьшении размера удержаний из пенсии в связи с тяжелым материальным положением не обращалась.
Вследствие чего у суда отсутствуют законные основания для признания действий по удержанию пенсии истца Поляковой Н.С. в размере 50% от пенсии незаконными.
По тем же причинам, принимая во внимание, что УПФРРоссии в г. Липецке производило удержания только на основании постановления судебного пристава- исполнителя, суд не усматривает в действиях этого ответчика нарушений прав Поляковой Н.С.
Что касается доводов истца о взыскании излишне удержанных 2161руб. 74 коп., указанное требование не подлежит удовлетворению в виду следующего.
РР· РїРёСЃСЊРјР° судебного пристава-исполнителя Вырикова Рљ.Рђ. усматривается, что РІ адрес Поляковой Рќ.РЎ. РёРј было направлено РїРёСЃСЊРјРѕ, РІ котором содержалась РїСЂРѕСЃСЊР±Р° предоставить банковские реквизиты для перечисления денежных средств РІ размере 2 161 СЂСѓР±. 74 РєРѕРї., как излишне удержанных РїРѕ постановлению в„– 7131 РѕС‚ 28.12.2017 РіРѕРґР° РњРФНС в„– 6 РїРѕ Липецкой области.
В силу ч. 11 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве», в случае поступления на депозитный счет службы судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, то есть размера, необходимого для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст.110 Федерального закона об исполнительном производстве, денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;
во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;
в третью очередь уплачивается исполнительский сбор;
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме (ч.5).
Денежные средства, оставшиеся после удовлетворения всех указанных требований, возвращаются должнику. О наличии остатка денежных средств и возможности их получения судебный пристав-исполнитель извещает должника в течение трех дней (ч.б).
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РЅР° момент образования излишней СЃСѓРјРјС‹ РІ рамках исполнения постановления РњРФНС в„– 6 РїРѕ Рі.Липецку РѕС‚ 28.12.2017 РіРѕРґР°, РЅР° исполнении Советского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Липецку имелись Рё РґСЂСѓРіРёРµ исполнительные производства, возбужденные РІ отношении должника Поляковой Рќ.РЎ.
РР· представленных СЃСѓРґСѓ постановлений Рѕ распределении денежных средств, платежных поручений следует, что денежные средства РІ размере 2161 СЂСѓР±. 74 РєРѕРї. были распределены РІ рамках РґСЂСѓРіРёС… исполнительных производств, что соответствует требованиям законодательства РѕР± исполнительном производстве.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве" Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы являются органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Денежные средства должников поступают в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов лишь во временное распоряжение, в связи с чем нет оснований для взыскания удержанных средства в качестве неосновательного обогащения со стороны службы судебных приставов в порядке ст. 1102 ГК РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
5
Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
На основании ст. 1100 ПС РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, для решения вопроса о взыскании компенсации морального вреда необходима составляющая в виде совершения незаконных действий. В данном случае установление незаконных действий по списанию с Поляковой Н.С. денежных средств из пенсии.
Поскольку судом установлено, что действия ответчиков по списанию денежных средств из пенсии Поляковой Н.С. совершались в рамках требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являлись законными, то оснований к взысканию в пользу Поляковой Н.С. компенсации морального вреда, суд не находит.
Оценив все доводы иска в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
В иске Поляковой Нины Семеновны к УПФРв г.Липецке Липецкой области, УФССП России по Липецкой области, ФССП России о возврате излишне удержанных денежных средств, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Санкина
Мотивированное решение изготовлено 01.07.2019 года