№ 2-5142/2022
УИД 24RS0056-01-2022-003561-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2022 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Сенькиной Е.М.,
при секретаре Верясове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Тишковой Т.В., Домашенко Н.Н., Домашенко А.Н., Домашенко О.Н. к администрации города Красноярска, департаменту градостроительства администрации г.Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» о возложении обязанности спроектировать и организовать строительство дороги местного значения с твердым покрытием,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска обратился в суд с иском в защиту интересов Тишковой Т.В., Домашенко Н.Н., Домашенко А.Н., Домашенко О.Н. к администрации города Красноярска о возложении обязанности организовать строительство дороги местного значения с твердым покрытием. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной по поручению прокуратуры края проверки законности представления земельного участка Тишковой Т.В. установлено, что дата года последняя обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в мкр. «наименование» южнее земельного участка с кадастровым номером номер. Из заключения департамента о состоянии земельного участка следует, участок обеспечен автономным проездом, при этом, среди многодетных граждан, обратившихся с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, Тишкова Т.В. ранее других была включена в перечень многодетных граждан (дата). По результатам рассмотрения обращения департаментом Тишковой Т.В. дан ответ о том, что решение о предоставлении земельного участка будет принято после постановке земельного участка на кадастровый учет. Администрацией города Красноярска дата года на основании заявления от дата года вынесено распоряжение о предоставлении земельного участка, право собственности заявителем зарегистрировано дата года. Из обращения Тишковой Т.В. в органы прокуратуры следует, что она не намерена отказываться от земельного участка, место его размещения ее устраивает, однако, земельный участок не обеспечен проездом. По результатам выездной проверки 12.12.2021 года прокуратурой района установлено, что подъезд к участку с территории общего пользования с ул. наименование ограничен, имеется наклон, указанный проезд проходит через земли неразграниченной государственной собственности, земельный участок под проездом не сформирован, автомобильная дорога отсутствует. По результатам проверки прокуратурой района в адрес первого заместителя главы города 28.12.2021 года внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено, однако, по результатам рассмотрения нарушения устранены не были, строительство автомобильной дороги не организовано. С учетом уточнений просит суд обязать администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации г.Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» спроектировать и организовать строительство автомобильной дороги местного значения с твердым покрытием на землях неразграниченной государственной собственности к юго-западу от земельного участка с кадастровым номером номер, (расположенного по адресу: г. Красноярск, жилой район «наименование» южнее земельного участка с кадастровым номером номер) до земельного участка с кадастровым номером номер в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Свердловского района г.Красноярска Волков Е.И. поддержал уточненные исковые требования по изложенным выше основаниям.
Представители ответчиков администрации г.Красноярска Харисова М.Х. (доверенность от 21.12.2021г.), департамента градостроительства администрации г.Красноярска Терскова Н.А. (доверенность от 17.06.2022г.), третьих лиц управления архитектуры администрации г.Красноярска Бездубная П.В. (доверенность от 05.05.2022г.), департамента городского хозяйства Валуева Е.П. (доверенность от 29.12.2021г.) предъявленные исковые требования считают необоснованными.
Представитель ответчика МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», третьего лица департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья, Президентом Российской Федерации 7 мая 2012 г. издан Указ N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктом 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что решение вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 4 Закона края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
В силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа.
По дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая Приказом от 9 сентября 2013 г. N 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В судебном заседании установлено, что Тишкова Т.В. относится к категории многодетных граждан, имеющих трех и более детей.
дата года Тишкова Т.В. обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в мкр. «наименование» южнее земельного участка с кадастровым номером номер. Из заключения департамента о состоянии земельного участка следует, что участок обеспечен автономным проездом.
Распоряжением администрации города Красноярска № номер от дата года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью ХХХ кв.м, расположенного по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, жилой район «наименование» южнее земельного участка с кадастровым номером номер, находящегося в охранной зоне инженерных сетей, в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами.
Распоряжением администрации города Красноярска № номер от дата года Тишковой Т.В. как многодетной матери предоставлен бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером номер, общей площадью ХХХ кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, жилой район «наименование» южнее земельного участка с кадастровым номером номер, для индивидуального жилищного строительства.
Из обращения Тишковой Т.В. в органы прокуратуры следует, что она не намерена отказываться от земельного участка, место его размещения ее устраивает, однако, земельный участок не обеспечен проездом.
По результатам выездной проверки 12.12.2021 года прокуратурой района установлено, что подъезд к участку с территории общего пользования с ул. наименование ограничен, имеется наклон, указанный проезд проходит через земли неразграниченной государственной собственности, земельный участок под проездом не сформирован, автомобильная дорога отсутствует, что подтверждается актом осмотра.
По результатам проверки прокуратурой района в адрес первого заместителя главы города 28.12.2021 года внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено, однако по результатам рассмотрения нарушения устранены не были, строительство автомобильной дороги не организовано.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Бюро инвентаризации недвижимости Красноярского края» 12.04.2022 года на территории, предназначенной для доступа к земельному участку с кадастровым номером номер величина уклона поверхности земли не отвечает требованиями действующего законодательства, доступ на автомобильном транспорте ограничен.
Обязанность по организации на территории городского округа вопросов обеспечения жителей теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения, в том числе при предоставлении многодетным гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в силу закона возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем, бездействие администрации г. Красноярска по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной инфраструктурой, от наличия которой зависит реальная возможность использования многодетными семьями предоставленных им земельных участка для возведенных домов и индивидуального жилищного строительства, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы истцов.
В данном случае бесплатное предоставление уполномоченным органом местного самоуправления в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, мерой государственной поддержки многодетных семей, как нуждающихся в особой заботе со стороны государства, исполнительных органов местного самоуправления и общества, а отсутствие транспортной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, предоставленных перечисленным многодетным семьям, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости, права и законные интересы многодетных семей, в том числе на достойные условия проживания, возложение на многодетные семьи финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных им бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков недопустимо, поскольку в значительной мере обесценивает данную меру социальной поддержки.
Согласно п. 3.3 СП.34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги.
Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, с учетом изменений, утвержденных приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 985/пр, автомобильная дорога- комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.
В соответствии с методологическими положениями по статистике транспорта, утвержденными Приказом Росстата от 29.12.2017 № 887 к твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)).
В силу п. 3.47 Свода правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*, утвержденных Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр твердое покрытие представляет собой дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения отнесена к вопросам местного значения.
На основании п. 22 Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного распоряжением администрации г.Красноярска от 17.08.2010 № 114-р, к функциям департамента градостроительства относится обеспечение комплексного развития территорий города в целях жилищного и иного строительства, направленного на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Согласно п. 2.1 Устава МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» учреждение выполняет функции муниципального заказчика при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.
На основании изложенного, бездействие органа местного самоуправления по обеспечению транспортной инфраструктурой земельного участка Тишковой Т.В. нарушает права многодетной семьи на использование земельного участка по целевому назначению.
Поскольку материалами дела подтверждается, что ответчиками не приняты в разумный срок должные меры для обеспечения данного земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, требования истца являются обоснованными.
Определяя срок выполнения ответчиками действий по исполнению установленной законом обязанности, суд принимает во внимание характер спора и приходит к выводу, что разумным и достаточным сроком для исполнения решения суда будет являться срок один год со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации г.Красноярска, МКУ г.Красноярска «Управление капитального строительства» спроектировать и организовать строительство автомобильной дороги местного значения с твердым покрытием на землях неразграниченной государственной собственности к юго-западу от земельного участка с кадастровым номером номер, (расположенного по адресу: г. Красноярск, жилой района «наименование» южнее земельного участка с кадастровым номером номер) до земельного участка с кадастровым номером номер в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна.Судья: Е.М.Сенькина
Мотивированное решение изготовлено 19.12.2022