УИД 10RS0007-01-2021-000530-05 № 2-218/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2021 года пос. Лоухи
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Поращенко Г.Л.,
при секретаре Васильевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лоухского районного суда Республики Карелия гражданское дело по иску Шимкович А.И. к администрации Лоухского муниципального района об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Шимкович А.И. обратилась в суд с иском к администрации Лоухского муниципального района об обязании включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда в срок один месяц с даты вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ ей гарантировано право на внеочередное получение жилой площади в Лоухском муниципальном районе. 26.09.2019 она обратилась в администрацию Лоухского муниципального района с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и распоряжением администрации Лоухского муниципального района от 20.12.2019 была включена в данный в список. Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от 28.02.2020 №269-Р решение о включении её в список отменено, по тем основаниям, что до достижения 23-х лет она свое право на включение в список не реализовала. Считает, что принимая решение об отказе во включении её в список не было учтено, что она являлась воспитанником организации детей-сирот, ей не была разъяснена обязанность подачи заявления в администрацию района для включения в список. О том, что ей было необходимо подать указанное заявление, стало известно в 2019 году. Полагая указанное распоряжение необоснованным истец просит включить ее в список лиц из числа детей-сирот для обеспечения жилым помещением.
Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 11.10.2021 в дело привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство социальной защиты Республики Карелия.
В письменном отзыве представитель ответчика – администрации Лоухского муниципального района пояснил, что предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей носит, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ, заявительный характер и при условии письменного обращения указанной категории граждан в соответствующий уполномоченный орган. Учитывая, что Шимкович А.И., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, обратилась в администрацию с письменным заявлением по достижении 30 лет, она не может быть включена в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения, для предоставления жилого помещения.
Истец Шимкович А.И., представители ответчика и третьего лица о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. Истец Шимкович А.И. настаивала на удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия сторон.
В судебном заседании 11.10.2021 Шимкович А.И. пояснила суду, что в ХХХХ году её мама была лишена родительских прав, а отец пропал без вести. Она с братом и сестрой были определены в ... детский дом. Окончив в ХХХХ году 11-ть классов, в ХХХХ году поступила в педагогический колледж в .... С ХХХХ года проживает в .... С заявлением в администрацию муниципального района о предоставлении жилья до 23-х лет она не обращалась. Каких-либо препятствий для обращения с заявлением о предоставлении жилья не было. Она не знала и ей никто не разъяснял необходимость обращения с заявлением о предоставлении жилья в администрацию района, поскольку ей было гарантировано, согласно постановления от 15.12.2006, право на получение жилой площади.
Изучив материалы дела, оценив их в совокупности с представленными доказательствами, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом сторонам в соответствии со ст.114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывалось на последствия непредставления доказательств в суд, разъяснялось положение ст.56 ГПК РФ, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. По этим основаниям суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам.
Судом установлено, что Шимкович А.И., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, приказом начальника ... управления образования от ХХ.ХХ.ХХ Номер направлена в ... специальную коррекционную школу-интернат Номер в связи с тем, что родители несовершеннолетней: мать Д. лишена родительских прав решением Лоухского районного суда от ХХ.ХХ.ХХ; отец Ш., место нахождения неизвестно.
Шимкович А.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации местного самоуправления Лоухского района Номер от ХХ.ХХ.ХХ за Шимкович А.И. закреплено жилое помещение по адресу: ....
Распоряжением главы администрации Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ в целях защиты жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, Шимкович А.И., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, гарантируется право на внеочередное получение жилой площади в Лоухском районе. Постановление главы местного самоуправления Лоухского района Номер от ХХ.ХХ.ХХ считать утратившим силу.
Шимкович А.И. обучалась по очной форме в ГОУ ... в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.
ХХ.ХХ.ХХ составлен акт обследования закрепленного жилого помещения за несовершеннолетним, расположенного по адресу: ..., в соответствии с которым: благоустроенная квартира в двухэтажном доме, центральное отопление, квартира 2-х комнатная, жилая площадь 29 кв.м.
Согласно письма администрации Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ Шимкович А.И. не состоит и не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении или улучшении жилищных условий. Обратилась в администрацию с заявлением о постановке на учет в 2019 году, ранее обращений не было.
Шимкович А.И. зарегистрирована по адресу: ....
26.09.2019 Шимкович А.И. обратилась в администрацию Лоухского муниципального района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигала возраста 23 лет, подлежит обеспечению жилым помещением.
Из заключения межведомственной комиссии Лоухского муниципального района о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 24.09.2019 следует, что жилое помещение по адресу: ..., признано непригодным для проживания в соответствии с ч.111 п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства от 28.01.2008 №47.
Распоряжением администрации Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ Шимкович А.И. признана относящейся к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений и включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, по Лоухскому муниципальному органу.
Распоряжением администрации Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ помещение, расположенное по адресу: ..., признано непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Лоухского муниципального района Номер от ХХ.ХХ.ХХ отменено распоряжение администрации Лоухского муниципального района Номер ото ХХ.ХХ.ХХ. Шимкович А.И. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд считает их установленными.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 г. № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из приведенных норм, разъяснений правоприменительной практики Верховным Судом Российской Федерации, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Принимая во внимание изложенное, установленные по делу обстоятельства о том, что Шимкович А.И. до достижения 23 лет не обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» не состояла, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представила доказательств уважительности причин пропуска срока обращения с данным заявлением к ответчику, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 12,56,114,194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шимкович А.И. к администрации Лоухского муниципального района об обязании включить в список «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Л. Поращенко