Решение по делу № 33а-10982/2020 от 28.10.2020

Дело № 2а-2426/2020

33а-10982/2020

судья Зыкова Е.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 09 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Шалагиновой Е.В., Никитиной Т.А.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сталагмит – Экскурс» на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 07 сентября 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью «Сталагмит – Экскурс» к Кунгурскому городскому прокурору о признании незаконным представления от 10.06.2020 № 2-19-233-2020, отказать».

Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., объяснения представителя административного истца (ООО «Сталагмит-Экскурс») – Ожгибесовой С.В., прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Общество с ограниченной ответственностью «Сталагмит-Экскурс» (далее – административный истец, ООО «Сталагмит-Экскурс», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления Кунгурского городского прокурора от 10.06.2020 № 2-19-233-2020.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в РФ нерабочих дней с 30 марта по 03 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. В соответствии с п.2 данного Указа он не распространяет свое действие, в том числе на работников: непрерывно действующих организаций. Далее Указом № 239 от 02.04.2020 (п.4) перефразировано исключение: Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников): непрерывно действующие организации, медицинские и аптечные организации, организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости, организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения, организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы, организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций, иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19) в субъекте РФ. Указом Президента РФ от 28.04.2020 № 294 перечень организаций, на которые не распространяется Указ, не изменен. В Указах Президента РФ данные дни (с 30 марта по 30 апреля и с 5 мая по 8 мая 2020 года) определены как нерабочие. Они не поименованы в качестве выходных или нерабочих праздничных дней. Считает, рассматриваемые нерабочие дни не являются ни праздничными, ни выходными и имеют особый статус, не указанный в ТК РФ, а числа с 1 по 5 мая нерабочими днями не объявлены и их статус определяется в зависимости от того, какой режим работы установлен работнику. Виды деятельности Общества приведены в ЕГРЮЛ. ООО «Сталагмит-Экскурс» имеет лицензию на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, имеет лицензию на ведение экскурсионной деятельности на участке недр Кунгурской ледяной пещеры – особо охраняемой природной территории регионального значения «Ледяная гора и Кунгурская ледяная пещера». Согласно лицензионному соглашению об условиях пользования участком недр для ведения экскурсионной деятельности в Кунгурской ледяной пещере ООО «Сталагмит-Экскурс» осуществляет экскурсионную деятельность, в том числе с условиями по безопасному ведению работ и охране недр, сроком их проведения. Недропользователь обязан обеспечить выполнение «Особых требований», своевременное проектирование опасных производственных объектов, соблюдение требований законодательства, норм, правил, технических регламентов по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, надлежащее и своевременное ведение геологической, гидрологической, гидрогеологической, гидротехнической, гидрохимической, топографо-геодезической маркшейдерской и иной документации в процессе эксплуатации Кунгурской ледяной пещеры, своевременное проведение технического освидетельствования технических устройств и сооружений, расположенных в пределах участка недр. В весенний период 2020 года на территории Пермского края наблюдался паводок, с повышением уровня реки Сылва, в связи с чем, в течение апреля 2020 года часть Кунгурской ледяной пещеры была затоплена, что вызвало необходимость проведения профилактических, противопаводковых работ, работ по ремонту электро-монтажного оборудования в пещере, работ по восстановлению элементов благоустройства для обеспечения безопасности работы внутри пещеры и безопасного нахождения туристов. Административный истец осуществляет свою деятельность в г.Перми (гостиница Сталагмит», адрес: г.Пермь, ул.Куйбышева, 118а), на данном объекте установлена сеть газопотребления,), а также по адресу: Пермский край, Кунгурский район, с.Филипповка, территория Сталагмит Туркомплекс, где осуществляется деятельность по эксплуатации памятника природы – Кунгурская ледяная пещера. Полагает, что ООО «Сталагмит-Экскурс» относится к непрерывно действующим организациям (организациям, оказывающим гостиничные услуги, предприятию торговли, организациям, эксплуатирующим объект промышленной безопасности). На административного истца не распространяется действие Указов Президента РФ № 206, 239, 294 об установлении нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы, а также Указ. Объемы поступающих в ООО «Сталагмит-Экскурс» средств значительно снизились, а расходы на соблюдение санитарных норм – значительно возросли. В связи с чем, сохранение функционирования всей инфраструктуры ООО «Сталагмит-Экскурс» стало экономически невыгодным, работа отдельных сотрудников, которых невозможно перевести на дистанционный режим, - нецелесообразной. В отношении данных работников введен режим простоя. Остальные работники, в том числе переведенные на дистанционный режим работы, трудились по договорному графику, при этом заработная плата им выплачивалась в соответствии с выполняемым функционалом, графиком сменности и действующими тарифными ставками. В представлении прокурора выдвинуто требование о рассмотрении вопроса о привлечении Хронусовой Е.Г. и Сивковой Т.А. к дисциплинарной ответственности, однако применением к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, содержащееся в представлении императивное требование о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц противоречит нормам Закона о прокуратуре и ТК РФ.

Судом постановлено вышеприведенное решение об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный истец. Указывает на несогласие с изложенными в представлении обстоятельствами и выводами. ООО «Сталагмит-Экскурс» относится к непрерывно действующим организациям (организациям, оказывающим гостиничные услуги, предприятию торговли, организациям, эксплуатирующим объект промышленной безопасности). На административного истца не распространяется действие Указов Президента РФ № 206, 239, 294 об установлении нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы, а также Указ. Вынесенное представление нарушает права и интересы Общества в экономической и предпринимательской сфере. Выводы суда о том, что количественный состав отправленных в простой работников и наименование приказа о простое могут свидетельствовать об отсутствии оснований для отнесения административного истца к непрерывно действующим организациям является необоснованным, поскольку ни в Указе Президента РФ № 316, ни в рекомендациях Минтруда РФ, утвержденных Письмами № 14-4/10/П-2696 от 26.03.2020, № 14/1/10П-2741 от 27.03.2020 отнесение организации к непрерывно действующим не поставлено в зависимость от формулировок приказов по трудовым взаимоотношениям исполнительного органа предприятия. Также является ошибочным вывод суда относительно требования о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Представитель административного ответчика, прокурор Пермской краевой прокуратуры полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку представление было вынесено обоснованно.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу положений пункта 3 статьи 22 данного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.

На основании пункта 1 статьи 24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кунгурской городской прокуратурой на основании поручения прокуратуры Пермского края от 19.05.2020 № 7-34-2020 было принято решение от 08.06.2020 № 245 о проведении проверки соблюдения трудового законодательства ООО «Сталагмит – Экскурс» в период распространения новой коронавирусной инфекции (л.д. 107).

По результатам проведенной проверки установлены нарушения трудового законодательства при объявлении простоя, в связи с чем 10.06.2020 Кунгурским городским прокурором в отношении ООО «Сталагмит-Экскурс» вынесено представление № 2-19-233-2020 об устранении нарушений трудового законодательства. На основании ст.ст. 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре» Кунгурский городской прокурор потребовал рассмотреть представление с участием прокурора, принять меры к устранению выявленных нарушений закона, рассмотреть вопрос о привлечении Х. и С. к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления сообщить Кунгурскому городскому прокурору (л.д. 9-12).

Из представления усматривается, что в период установления на территории Пермского края с 30.03.2020 по 30.04.2020 и с 06.05.2020 по 08.06.2020 нерабочих дней с сохранением заработной платы ООО «Сталагмит-Экскурс» объявлен простой, влекущий уменьшение заработной платы. Поскольку в нерабочие дни деятельность предприятия не предполагается, объявить простой работодатель не может. Таким образом, ООО «Сталагмит-Экскурс» нарушены трудовые права 42 работников.

07.04.2020 директором ООО «Сталагмит-Экскурс» издан приказ № 17 о переводе 13 сотрудников на удаленную работу (л.д. 32).

Приказом директора ООО «Сталагмит-Экскурс» от 07.04.2020 № 18 с 07.04.2020 в связи с приостановлением деятельности организации объявлен простой для 39 работников, оплата труда установлена в размере 2/3 оклада (тарифной ставки) (л.д. 34-35).

Приказом директора ЗАО «Сталагмит» от 30.07.2020 № 19 в связи с дальнейшим приостановлением деятельности предприятия простой объявлен для 42 работников с 01.05.2020 до отмены режима самоизоляции (л.д. 38-39).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление прокурора об устранении нарушений трудового законодательства не носило произвольного характера, а было основано на результатах проведенной Кунгурской городской прокуратурой проверки, отраженных в оспариваемом представлении.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Частью 3 статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера).

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (часть 2 статьи 157 ТК РФ).

Согласно письму Роструда от 09.04.2020 № 0147-03-5 простой означает остановку деятельности с уменьшением заработной платы сотрудника. Однако в нерабочие дни деятельность предприятия не предполагается, поэтому объявить простой, влекущий за собой уменьшение зарплаты, работодатель не может.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» установлены с 30 марта по 03 апреля 2020 нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Пунктом 2 указанного правового акта определены категории организаций, на работников которых режим нерабочих дней не распространяется.

Указами Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» режим нерабочих дней установлен с 04 по 30 апреля 2020 года включительно и с 06 по 08 мая 2020 года включительно с сохранением за работником заработной платы.Роси

Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» определено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа (пункт 1). В случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей за работниками таких организаций и лицами, работающими у индивидуальных предпринимателей, сохраняется заработная плата.

Меры, принимаемые в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа, не распространяются на непрерывно действующие организации, организации, имеющие оборудование, предназначенное для непрерывного технологического процесса (пункт 4).

Согласно рекомендациям, направленным Письмом Минтруда России от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696, к данному виду организаций относятся работающие в сфере энергетики, теплоснабжения, водоподготовки, водоотчистки и водоотведения; эксплуатирующих опасные производственные объекты и в отношении которых действует режим постоянного государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности; организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения; организаций атомной промышленности; строительных организаций, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей; организаций сельскохозяйственной отрасли, занятых на весенних полевых работах.

Указом Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 (в ред. Указа Губернатора Пермского края от 20.05.2020 № 67) "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" деятельность всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации), за исключением их деятельности, направленной на обеспечение сохранности принадлежащего им имущества, приостановлена до 08.06.2020.

Поскольку в данном случае деятельность предприятия была приостановлена, то оснований для объявления работодателем простоя и начисления работникам за апрель-мая 2020 заработной платы в размере 2/3 оклада не имелось.

Оспариваемое представление является одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов, представляет собой правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер, целью, которого является предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.

Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, обоснованно исходил из того, что при вынесении оспариваемого представления прокурор действовал в рамках своей компетенции в соответствии с нормами Закона о прокуратуре, представление обоснованно признано судом первой инстанции законным, поскольку были выявлены нарушения ООО «Сталагмит-Экскурс» трудового законодательства.

Вопреки утверждениям заявителя, оспариваемое представление не нарушает прав и законных интересов ООО «Сталагмит-Экскурс», при том, что из положений главы 22 КАС РФ следует, что нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий и решений должностных лиц органа государственной власти и рассмотрения административного дела по существу. Отсутствие указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и оценке доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

В ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.

В оспариваемом представлении не содержится императивного требования о необходимости привлечения конкретных лиц к дисциплинарной ответственности, а указывается лишь на возможность реализации представителем работодателя - директором общества дискреционного права на привлечение виновных в нарушение закона работников к соответствующему виду юридической ответственности.

При вышеуказанных обстоятельствах оснований полагать, что меры прокурорского реагирования в виде оспариваемого представления, не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о непрерывности деятельности организации были предметом судебного разбирательства, им судом первой инстанции дана оценка, основания для сомнений в ее правильности отсутствуют, в связи с чем, они не могут повлечь отмену или изменение решения суда.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кунгурского городского суда Пермского края от 07 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сталагмит-Экскурс» без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33а-10982/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Сталагмит-Экскурс"
Ответчики
Кунгурский городской прокурор
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Попова Надежда Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.10.2020Передача дела судье
09.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2020Передано в экспедицию
09.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее