РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2024 г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Абишева М.С.,
при секретаре судебного заседания Гришиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1841/2024
по исковому заявлению прокурора Красноярского района Самарской области в интересах Максимовой Любови Сергеевны к администрации м.р. Красноярский Самарской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Максимовой Л.С. в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить Максимовой Л.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное на территории м.р. Красноярский Самарской области.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что Максимова Л.С. включена в список на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон № 159). Как показала проверка, Максимова Л.С. в собственности жилых помещений не имеет, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Бездействие органа местного самоуправления по обеспечению Максимовой Л.С. жилым помещением нарушает ее право, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Закона № 159, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, при этом Максимова Л.С. относится к социально незащищенной группе населения.
В судебное заседании прокурор Красноярского района Самарской области не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Истец Максимова Л.С. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации муниципального района Красноярский в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно письменного отзыва на иск не отрицает право Максимовой Л.С. на предоставление жилья. Максимова Л.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Красноярский Самарской области. Жилое помещение будет предоставлено в порядке очередности и поступления денежных средств.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Красноярского района Самарской области проведена проверка по исполнению администрацией муниципального района Красноярский жилищного законодательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Судом установлено, что Максимова Л.С. распоряжением заместителя главы администрации муниципального района Красноярский Самарской области № 800-р/2 от 10.07.2018 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Красноярский Самарской области (далее по тексту - Список) в соответствии с Законом № 159, ст.ст. 2, 4, 5 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (далее по тексту – Закон № 135) (л.д. 21-22).
Также установлено, что Максимова Л.С. в собственности жилых помещений не имеет, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Право Максимовой Л.С. согласно требованиям федерального законодательства, на получение жилья возникло 09.09.2021.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 2 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - граждане, уволенные с военной службы), а также государственными полномочиями Самарской области по постановке на учет и учету граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Законом № 159).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 159 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона № 159 указано, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Статьями 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД, в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области № 135-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ № 131 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не ставится в зависимость от своевременности предоставления соответствующих субвенций органам местного самоуправления и от наличия у органов местного самоуправления специализированного жилого фонда.
Из материалов дела следует, что истец Максимова Л.С. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Красноярский Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом установлено, что ответчик не оспаривает факт нуждаемости истца в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени Максимова Л.С. жильем не обеспечена.
Доводы о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке очередности приняты быть не могут, поскольку действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть, по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.
Также нельзя принять доводы о том, что категория граждан, к которой относится истец, будет обеспечиваться жилыми помещениями по мере поступления средств и об отсутствии у ответчика свободного муниципального жилого фонда, поскольку в силу вышеприведенных норм законодательства, предусматривающих обязанность государства по обеспечению жилыми помещениями из муниципального жилого фонда лиц данной категории, не предусматривают исполнение государством данной обязанности в зависимости от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.
На основании изложенного, оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установлено, что Максимова Л.С. включена в Список, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района Красноярский Самарской области жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда ей не предоставлено. Бездействие органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения нарушает права Максимовой Л.С. В свою очередь недостаточное финансирование переданных государственных полномочий не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту социальных прав гражданин РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Красноярского района Самарской области в интересах Максимовой Любови Сергеевны к администрации м.р. Красноярский Самарской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию м.р. Красноярский Самарской области предоставить Максимовой Любови Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженке <адрес>, паспорт гражданина РФ серия № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ; по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное на территории м.р. Красноярский Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение подлежит изготовлению 21.10.2024.
Судья Абишев М.С.
В окончательной форме решение изготовлено 21.10.2024.
Судья___________________________Абишев М.С.