Дело № 2-1/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,
при секретаре Поморцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства к Рыжковой А. М. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке,
У С Т А Н О В И Л:
Изначально Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Рыжковой А.М. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка.
Уточнив требования, Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, обратился в суд с иском к Рыжковой А.М. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке.
В обоснование требований указал, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок площадью 1086657522 кв.м. с кадастровым номером ХХХ, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель «земли лесного фонда», запись регистрации от 23 января 2001 года номер ХХХ.
15 апреля 2019 года между Бурлаковой М.С. и Рыжковой А.М. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ площадью 40001 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использования «для сельскохозяйственного использования». 22 апреля 2019 года произведена государственная регистрация права собственности Рыжковой А.М. на данный земельный участок.
Согласно выписке из государственного лесного реестра от 18 декабря 2020 года № 386 лесные участки, расположенные по адресу: <адрес>, включены в лесной реестр с кадастровым номером ХХХ.
Из заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» № 2 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий следует, что имеет место пересечение границ лесного участка по адресу: <адрес> с земельным участком с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001 кв.м., категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», площадь пересечения 38890 кв.м.
Доказательствами, подтверждающими отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, являются свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером ХХХ сформирован на землях лесного фонда и пересекает границы земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, право на который является ранее возникшим в силу прямого указания закона.
Следовательно, имеет место нарушение права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка из состава земель лесного фонда, в связи с чем передача его в собственность Рыжковой А.М. была осуществлена с нарушением требований действующего законодательства. При этом федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Ссылаясь на данные обстоятельства, нормы права, с учетом уточнения требований (т. 4 л.д. 27-35), просит суд: признать отсутствующим право собственности Рыжковой А.М. на земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001 кв.м., расположенный: <адрес>, категория земли «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования»; исключить из ЕГРН сведения о данном земельном участке.
В судебном заседании представитель истца – Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Григорьева О.О. уточненные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в первоначальном и уточненном иске (т. 4 л.д. 27-35).
Представитель истца - Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменные пояснения, в которых просит исковые требования удовлетворить (т. 3 л.д. 224-233, т. 5 л.д. 116).
Ответчик Рыжкова А.М. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, возвращенным в адрес суда (т. 5 л.д. 114), явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, не просила суд об отложении.
Представитель ответчика Рыжковой А.М. – Белкин А.А., о судебном разбирательстве извещен надлежащим образом (т. 5 л.д. 92). В предыдущих судебных заседаниях исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениям к ним, просил в удовлетворении требований отказать (т. 3 л.д. 14-20, т. 4 л.д. 4-7), подтвердил, что на участке частично имеются лесные насаждения, но пояснить, что конкретно находится на земельном участке Рыжковой А.М. и каким образом он используется ответчиком не смог. При этом оспорил факт наложения границ земель лесного фонда на границы земельного участка Рыжковой А.М. сельскохозяйственного назначения.
Представитель третьего лица - Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области (до переименования 10 октября 2023 года Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление просил исковые требования удовлетворить (т. 3 л.д. 237-242, т. 5 л.д. 119).
Третье лицо Бурлакова М.С. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представила.
Представитель третьего лица – Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В ранее представленном отзыве на исковое заявление просил исковые требования удовлетворить (т. 1 л.д. 118-122).
Представитель третьего лица - Межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях не явился, в представленном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие (т. 3 л.д. 161).
Представитель третьего лица – Филиала ППК «Роскадастр» по Смоленской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, представил письменный отзыв на иск (т. 4 л.д. 20-21, 163-164, т. 5 л.д. 98-99).
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области не явился, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение спора оставляет на усмотрение суда (т. 3 л.д. 45-47).
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение спора оставляет на усмотрение суда (т. 3 л.д. 114, т. 4 л.д. 168).
Представитель третьего лица – Филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, представил письменный отзыв на иск (т. 3 л.д. 196-197).
Представитель третьего лица – ООО «Компас Гео» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По настоящему делу изначально Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Рыжковой А.М. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 22 июня 2021 года по делу № 2-533/2021 исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворены частично: признан недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенный 15 апреля 2019 года между Бурлаковой М.С. и Рыжковой А.М.; исключены (аннулированы) из ЕГРН запись о регистрации договора купли-продажи от 15 апреля 2019 года земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Бурлаковой М.С. и Рыжковой А.М.; истребованы из чужого незаконного владения Рыжковой А.М. в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) часть земельного участка, площадью 38890 кв.м., являющейся землями лесного фонда и входящую в состав земельного участка площадью 40001 кв.м. с кадастровым номером ХХХ, расположенного по адресу: <адрес>, в координатах поворотных точек, определенных в заключение от 16 декабря 2020 года № 2 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» Западного филиала ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» Федерального агентства лесного хозяйства. Снят (исключен) с (из) ГКН земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, исключены (аннулированы) из ЕГРН сведения о нем (т. 2 л.д. 43-51).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 сентября 2021 года по делу № 33-3208/2021 решение Вяземского районного суда Смоленской области от 22 июня 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Рыжковой А.М. - без удовлетворения (т. 2 л.д. 195-204).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 3 марта 2022 года по делу № 8Г-1905/2022 решение Вяземского районного суда Смоленской области от 22 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 сентября 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 2 л.д. 248-258).
При новом рассмотрении дела Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах Российской Федерации, уточнил исковые требования к ответчику Рыжковой А.М., просил признать отсутствующим право собственности на земельный участок, исключить из ЕГРН сведения о земельном участке.
При разрешении заявленных требований суд исходит из следующего.
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР леса являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. Леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (ст. 3 Закона РСФСР от 8 августа 1978 года «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР»).
Согласно п. в ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
В силу п. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
На основании ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 19, ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе: проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов; установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки.
На основании ст. 72 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющих ведение лесного хозяйства организаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также границ национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 утвержден порядок ведения государственного лесного реестра, согласно которому государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр осуществляется, в том числе, и на основании лесоустроительной документации. Ведение государственного лесного реестра осуществляется по утвержденным формам. Информация из государственного лесного реестра предоставляется в форме выписок.
В соответствии со ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ на землях лесного фонда создаются лесничества, являющиеся основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с Лесным кодексом РФ. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (ч. 4 ст. 6.1 ЛК РФ).
Право установления границ лесничеств в силу определенного законом является исключительным и принадлежит Федеральному агентству лесного хозяйства.
В силу ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Исходя из анализа названных норм местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
При этом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права. Лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность граждан или юридических лиц.
Судом установлено, что в 1975 году Витебской экспедицией Белорусского лесоустроительного предприятия В/О «Леспроект» был разработан Проект организации и развития лесного хозяйства Вяземского межсовхозного лесхоза Смоленского областного производственного объединения совхозов Министерства совхозов РСФСР (том 1, объяснительная записка), в главе 5 которой площадь лесного фонда совхоза «Поляновский» указана - 5660 га, текущее лесоустройство - 7029 га. корректировка планов землеустройства – 1973 год (т. 3 л.д. 246-248, т. 4 л.д. 37-41).
Аналогичный проект Витебской экспедицией Белорусского лесоустроительного предприятия В/О «Леспроект» составлен 1990-1999 годы, (том 1, объяснительная записка), в главе 2 которой площадь лесного фонда совхоза «Поляновский» указана – 7197 га (т. 4 л.д. 42-46), а совхоз «Поляновский» входит в Вяземское лесничество в количестве 47 кварталов, каждый по 255 га (т. 4 л.д. 49). В параграфе 5 Характеристика лесного фонда указано о том, что в соответствии с законом СССР от 17 июня 1977 года № 5906-IX «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и Союзных республик» (ст. 4), леса совхозов являются единым Государственным лесным фондом (т. 4 л.д. 50).
Лесоустройство 1989 года отражено:
- в Плане насаждений совхоза «Поляновский» Вяземского лесничества межхозяйственного лесхоза «Вяземский» Смоленской области с указанием графически уточненных границ лесного фонда и в цветовом отображении, по условным обозначениям отнесено к средневозрастным-спелым перестойным породам деревьев: березы, сосны, тополя (т. 4 л.д. 51-55);
- в Планшете № 3 лесоустройства на 1989 год (т. 3 л.д. 252, т. 4 л.д. 60).
23 января 2001 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель «земли лесного фонда», разрешенное использование «под лесами», площадью 1086657522 кв.м., с кадастровым номером ХХХ, расположенный по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 14) (далее – Лесной участок с кадастровым номером ХХХ).
Выписка из ЕГРН от 4 июня 2021 года на Лесной участок с кадастровым номером ХХХ содержит площадь 1001942794 кв.м., в особых отметках указано «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства» (т. 1 л.д. 227-248).
23 декабря 2004 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, общей площадью 534220000 кв.м., из которых Семлевское лесничество – 97190000 кв.м., Вяземское лесничество – 101050000 кв.м., с кадастровым номером ХХХ, категория земель «земли лесного фонда», расположенный по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 13).
5 декабря 2007 года распоряжением Администрации Смоленской области № ХХХ отнесены к землям лесного фонда лесоустроенные участки земель общей площадью 1090794 гектара, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций по перечню согласно приложению (т. 3 л.д. 33-34). В перечне под № 2 указан, в том числе, Вяземский сельский лесхоз, дата государственной регистрации 30 октября 2001 года, площадь 108700 га, а всего 1090794 га (т. 3 л.д. 35-36).
3 февраля 2017 года Федеральным агентством лесного хозяйства утверждено государственное задание № 053-00011-17-00-1 на 2017-2019 годы ФГБУ «Рослесинформ» (т. 3 л.д. 199-200), а также утверждено техническое задание по сбору данных государственного лесного реестра на 2017 год, формирование обзорных схем участковых лесничеств с отображением границ муниципальных образований, населенных пунктов и пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий, формирование и согласование карт-схем лесничеств и лесопарков с отображением границ лесничеств и лесопарков, участковых лесничеств, лесных кварталов, оформление графической и текстовой части описания местоположения границ лесничеств и лесопарков с перечнем координат поворотных точек в соответствии с действующим законодательством и др. Объектами работ указаны регионы РФ, в том числе, Смоленская область (Вяземское, Сычевское) (т. 3 л.д. 208-212).
18 сентября 2019 года документы для внесения сведений о границах Вяземского лесничества Смоленской области в ЕГРН направлены в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Смоленской области» (т. 1 л.д. 131). Филиал ГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области в ответе от 29 сентября 2022 года на запрос суда указал о том, что Федеральным агентством лесного хозяйства на основании приказа Рослесхоза № 329 от 13 апреля 2018 года направлен пакет документов для внесения в реестр границ ЕГРН сведений о Вяземском лесничестве, по которому заведено обращение от 30 октября 2019 года. В настоящее время производится обработка обращения. Разъяснено, что границы лесничества являются самостоятельными объектами реестра границ и не являются объектами недвижимости (земельными участками с категорией земель «земли лесного фонда»). В силу ст. 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельные участки иных категорий исключаются из границ лесничеств при их внесении (т. 3 л.д. 236).
18 декабря 2020 года Выписка из Государственного лесного реестра № 386 лесные участки, расположенные по адресу: <адрес>, включены в лесной реестр с кадастровым номером ХХХ, имеют вид целевого назначения лесов – леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов). В особых отметках указано «материалы лесоустройства 1989 года (т. 1 л.д. 45). На карте-схеме расположения и границ лесных участков графически отражен квартал 4 выдел 4-6 (т. 1 л.д. 46-47), а также приведены его характеристики (т. 1 л.д. 48).
Таким образом, работы по установлению границ Вяземского лесничества проведены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с использованием материалов лесоустройства, а также материалов по инвентаризации земель и топографических материалов земель Смоленской области, в том числе картографическими материалами внутрихозяйственного устройства совхоза «Поляновский», хранящихся в фонде данных Управления Росреестра по Смоленской области.
На основании вышеизложенных норм законодательства и правоустанавливающих документов, следует, что право собственности Российской Федерации на Лесной участок с кадастровым номером ХХХ зарегистрировано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Документами, подтверждающими отнесение Лесного участка с кадастровым номером ХХХ к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из Государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, карт-схем лесничеств, планов землеустройства, планов лесных насаждений, являющихся источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о Лесном участке с кадастровым номером ХХХ внесены в ЕГРН как о ранее учтенном объекте недвижимости со статусом «актуальные, ранее учтенные».
В письме Министерства экономического развития РФ от 18 апреля 2017 года № ОГ-Д23-4496 по вопросу уточнения местоположения границ ранее учтенных объектов недвижимости разъяснено, что ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения границ и внесения соответствующих сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов.
Истец в обоснование требований указывает, что земельный участок Рыжковой А.М. сформирован на землях лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из: лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование (ст. 4 Закона РСФСР от 8 августа 1978 года «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» (вместе с «Лесным кодексом РСФСР»)).
Постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968 года № 144 утверждено «Положение о колхозных лесах», согласно которому колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Ведение хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами непосредственно или через межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства.
Лесной кодекс РСФСР, принятый в соответствии с Конституцией РСФСР и действовавший до 17 апреля 1993 года, провозгласил в преамбуле исключительную государственную собственность на леса основой лесных отношений. Распоряжение единым государственным лесным фондом отнесено к компетенции Союза СССР, РСФСР (на территории республики), автономных советских социалистических республик вне пределов компетенции Союза СССР и РСФСР.
В силу ст. 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли относятся к землям лесного фонда Российской Федерации.
Согласно ст. 116 Лесного кодекса РСФСР для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесосечного фонда за счет государства проводится государственный учет лесов по единым для Союза ССР системам.
Согласно ст. 25 Лесного кодекса РСФСР леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
Согласно ст. 118 Лесного кодекса РСФСР лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включает следующие лесоустроительные действия: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации. Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти, в том числе через лесничества (ранее лесхозы и лесничества).
В соответствии со ст. 74 Основ лесного законодательства Российской Федерации при лесоустройстве осуществляется определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов.
Согласно п. 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 4 марта 1968 года № 144 (действующего до 20 февраля 2020 года), колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
Из материалов дела следует, что 1 апреля 1977 года Государственным актом на право пользования землей за совхозом «Поляновский» при д. Поляново закреплено бессрочное и бесплатное пользование 13756 га земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для сельскохозяйственного производства (т. 3 л.д. 22-23). План землепользования содержит координаты и описание границ (т. 3 л.д. 24-32).
8 июля 1994 года постановлением главы администрации Вяземского района Смоленской области № ХХХ переданы СП «Красный Юг» земли совхоза «Поляновский» в связи с его реорганизацией площадью 1733,3 га, в том числе, лесов - 906,9 га, кустарников – 21,4 га (т.1 л.д.67-68, 70).
25 апреля 2008 года постановлением главы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области № ХХХ прекращено право постоянного бессрочного пользования лесоустроенными земельными участками КП Семлево площадью 11595 га (т. 3 л.д. 38).
4 июня 2008 года постановлением и.о. главы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области № 448 в п. 1.2 постановления от 8 июля 1994 года № ХХХ внесены изменения, а именно после слов «кормовых угодий» дополнено словами «Оставшиеся земли передать в бессрочное пользование» (т. 1 л.д. 66).
11 июля 2008 года за СПК «Красный Юг» зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 9780749 кв.м., с кадастровым номером ХХХ, местоположением: <адрес> вид права «постоянное (бессрочное) пользование», объект права «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного использования» (т. 1 л.д. 65).
16 февраля 2012 года Департамент Смоленской области по лесному хозяйству направил в адрес председателя СХПК «Красный Юг» С.И. ответ на обращение, в котором указано о государственной регистрации 30 октября 2001 года права Российской Федерации на лесные участки категории «земли лесного фонда», площадью 108700000 кв.м., в том числе, участки лесного фонда СПК «Красный Юг» площадью 22360000 кв.м. Приведено нормативное регулирование и предложено отказаться от права постоянного бессрочного пользования на землю под лесными участками или отстаивать свои права в установленном законом порядке с собственником данных участков – Российской Федерацией (т. 1 л.д. 74-76).
6 сентября 2013 года кадастровым инженером ООО «Геокад» подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 506445 кв.м. путем раздела земельного участка с кадастровым номером ХХХ, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 181-211).
17 декабря 2013 года постановлением главы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ХХХ переоформлено право СХПК «Красный Юг» постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, входящим в категорию земель «сельскохозяйственного назначения», расположенным по адресу: <адрес>, площадью 506445 кв.м. с кадастровым номером ХХХ, с передачей в собственность за плату для сельскохозяйственного использования (т. 1 л.д. 31).
17 декабря 2013 года между администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее – Администрация) (продавец) и СПК «Красный Юг» (покупатель) заключен договор купли-продажи ХХХ, в соответствии с которым продавец на основании постановления Администрации ХХХ от 17 декабря 2013 года продает, а покупатель покупает в собственность земельный участок в границах указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемого к Договору: площадь 506445 кв.м., кадастровый номер с кадастровым номером ХХХ, категория земли «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес>, стоимостью 31 321 рубль 09 копеек (п.п. 1.1.,2.1.) (далее – Земельный участок с кадастровым номером ХХХ) (т. 1 л.д. 30).
21 февраля 2014 года за СПК «Красный Юг» зарегистрировано право собственности на Земельный участок с кадастровым номером ХХХ (т. 1 л.д. 32).
Согласно выписки из ЕГРН с 16 декабря 2015 года собственником Земельного участка с кадастровым номером ХХХ является С.И. (т. 1 л.д. 222).
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 10 февраля 2016 года по делу № 2-141/2016, вступившим в законную силу 16 марта 2016 года, признаны недействительными результаты межевания Земельного участка с кадастровым номером ХХХ (изготовлен в сентябре 2013 года ООО «Геокад»), принадлежащего на праве собственности сельскохозяйственному производственного кооперативу «Красный Юг». Исключены в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости сведения о координатах поворотных точек границ Земельного участка с кадастровым номером ХХХ (т. 1 л.д. 223-226).
В кадастровом деле Росреестра объекта недвижимости с кадастровым номером ХХХ имеется вышеуказанное решение Вяземского районного суда Смоленской области от 10 февраля 2016 года (т. 2 л.д. 155-158), решение Росреестра от 10 апреля 2016 года об исправлении технической ошибки на основании указанного решения суда в кадастровых сведениях и исключении сведений о координатах поворотных точек земельного участка с кадастровым номером ХХХ, а также решение Росреестра от 23 декабря 2016 года, которым выявлено отсутствие координат при уточненной площади и принято решение исправить техническую ошибку (т. 3 л.д. 160, 161). Иные сведения об исполнении судебного акта от 10 февраля 2016 года кадастровое дело не содержит.
22 ноября 2018 года кадастровым инженером ООО «Компас Гео» подготовлен межевой план в связи с образованием четырех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером ХХХ расположенного по адресу: <адрес>, образованы два земельных участка с кадастровыми номерами ХХХ и ХХХ (т. 2 л.д. 14-33).
4 февраля 2019 года кадастровым инженером ООО «Компас Гео» подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером ХХХ, расположенного по адресу: <адрес> образованы два земельных участка с кадастровыми номерами ХХХ и ХХХ (т. 1 л.д. 166-179).
6 февраля 2020 года между Бурлаковой М.С. (дарителем) и З.А. (одаряемой) заключен договор дарения, согласно которому даритель безвозмездно передает, а одаряемая принимает в собственность земельный участок с кадастровым номером ХХХ площадью 446 444 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> (т.1 л.д. (далее – Земельный участок с кадастровым номером ХХХ).
15 апреля 2019 года между Бурлаковой М.С. и Рыжковой А.М. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001 кв.м., категория земли «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес>, стоимостью 200 000 рублей (п.п. 1,2) (далее – Земельный участок с кадастровым номером ХХХ) (т. 1 л.д. 36, 41). Данный договор не содержит указание на Акт приема-передачи, План земельного участка или иную землеустроительную документацию).
22 апреля 2019 года за Рыжковой А.М. зарегистрировано право собственности на Земельный участок с кадастровым номером ХХХ (т. 1 л.д. 37).
Выписками из ЕГРН подтверждено право собственности Рыжковой А.М. с 22 апреля 2019 года на Земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001 кв.м.+-1750 (т. 1 л.д. 19-23, 143-145). По сведениям Росреестра Земельный участок с кадастровым номером ХХХ образован путем раздела Земельного участка с кадастровым номером ХХХ (т. 1 л.д. 154).
16 декабря 2020 года филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» составлено Заключение № 2 от 16 декабря 2020 года о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий следует, что имеет место пересечение границ Лесного участка по адресу: <адрес> с Земельным участком с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001 кв.м. Заключение содержит графическое отображение пересечения площадью 38 890 кв.м. и его координаты (т. 1 л.д. 43).
9 февраля 2021 года заместителем Вяземского межрайонного прокурора получено объяснение Рыжковой А.М., в котором она поясняет, что на законных основаниях является собственником Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, с разрешенным видом использования для «сельскохозяйственного назначения» и не располагает сведениями о том, что на нем расположены земли лесного фонда. Часть земель заросло деревьями, работы по их спиливанию не производит (т. 1 л.д. 18).
25 января 2021 года Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания направил в адрес прокурора Смоленской области обращение, в котором указал о том, что на кадастровый учет поставлен, в том числе, Земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001 кв.м., на который зарегистрировано право собственности физического лица и Земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью 466444 кв.м., на который зарегистрировано право собственности юридического лица. При сопоставлении границ земельных участков сельскохозяйственного назначения установлено масштабное пересечение границ, и пересекаемые части земельных участков покрыты многолетними лесными насаждениями. Площадь пересечения с Земельным участком с кадастровым номером ХХХ составляет около 38890 га. Согласно материалам лесоустройства, пересекаемые части земельных участков отнесены к землям лесного фонда кв. 4, выд. 4-6 Семлевского сельского участкового лесничества (совхоз «Поляновский») Вяземского лесничества. В ходе выполнения Государственных работ по установлению границ земель лесного фонда Вяземского лесничества, пересекаемые земельные (лесные) участки вошли в границы указанного лесничества (т. 1 л.д. 9-12).
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 9 августа 2021 года по делу № 2-534/2021 признан недействительным договор дарения Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 466444 кв.м, заключенный 6 февраля 2020 года между Бурлаковой М.С. и З.А.; исключена (аннулирована) из ЕГРН запись о регистрации договора дарения от 6 февраля 2020 года Земельного участка с кадастровым номером ХХХ; истребована из чужого незаконного владения З.А. в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) часть земельного участка площадью 466418 кв.м., являющаяся землями лесного фонда и входящая в состав земельного участка площадью 466444 кв.м. с кадастровым номером ХХХ, в координатах поворотных точек, определенных в заключение от 16 декабря 2020 года № 1 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» Западного филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Федерального агентства лесного хозяйства, со снятием (исключением) с (из) государственного кадастрового учета недвижимости Земельного участка с кадастровым номером ХХХ; исключены (аннулированы) из ЕГРН сведения о Земельном участке с кадастровым номером ХХХ (т. 5 л.д. 131-140).
Из мотивировочной части данного решения от 9 августа 2021 года следует, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт наложения границ спорного земельного участка с кадастровым номером ХХХ на земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, в определенных границах, следовательно, часть спорного земельного участка также является федеральной собственностью, относится к категории земель лесного фонда, доказательства его переведения в иную категорию земель отсутствует, в связи с чем в соответствии со ст. 301 ГК РФ независимо от обстоятельств, на основании которых отчуждалось спорное имущество, законный собственник вправе истребовать выбывшие из собственности Российской Федерации земли лесного фонда из чужого незаконного владения ответчика. Спорный земельный участок частично сформирован за счет земель лесного фонда, при отсутствии у органа местного самоуправления права распоряжаться данным участком лесного фонда, при отсутствии согласования границ участка с представителем Российской Федерации, земельный участок с кадастровым номером ХХХ подлежит снятию (исключению) с (из) государственного кадастрового учета недвижимости, как сформированный с нарушением норм действующего законодательства, а также в отношении данного земельного участка подлежат исключению (аннулированию) сведения из ЕГРН.
Апелляционным определением судебной коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда от 23 ноября 2021 года по делу № 33–3724/2021 решение Вяземского районного суда Смоленской области от 9 августа 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба З.А. – без удовлетворения (т. 5 л.д. 141-150).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции решение от 24 мая 2022 года по делу № 88-7682/2022 решение Вяземского районного суда Смоленской области от 9 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 23 ноября 2021 года оставлены без изменения, кассационная жалоба З.А. – без удовлетворения (т. 5 л.д. 151-160).
Как было указано выше, 10 февраля 2016 года решением Вяземского районного суда Смоленской области по делу № 2-141/2016, вступившим в законную силу 16 марта 2016 года, признаны недействительными результаты межевания Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, принадлежащего на праве собственности СПК «Красный Юг»; исключены в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости сведения о координатах поворотных точек границ Земельного участка с кадастровым номером ХХХ.
В связи с оспариванием ответчиком пересечения границ земель лесного фонда с земельным участком Рыжковой А.М., определением суда от 12 апреля 2023 года по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Авторитет» (т. 4 л.д. 106-107).
В Заключении эксперта ООО «Авторитет» № 65/2023 от 22 ноября 2023 года (т. 5 л.д. 20-82) приведены следующие выводы:
по первому и второму вопросам:
По сведениям ЕГРН об объекте недвижимости, Земельный участок с кадастровым номером ХХХ, принадлежит на праве собственности Рыжковой А.М. (собственность от 22 апреля 2019 года), что следует из выписки из ЕГРН (т. 1 л.д. 19-29). Исходя из документов регистрационного дела (т. 1 л.д. 91-103), включающего заявления Бурлаковой М.С. и Рыжковой А.М. от 15 апреля 2019 года, к договору купли-продажи от 15 апреля 2019 года не приложено каких-либо графических документов (планов, схем и т.д), позволяющих определить границы Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, исходя из правоустанавливающих документов Рыжковой А.М. Из чего следует, что определить (восстановить) границы Земельного участка с кадастровым номером ХХХ в соответствии с правоустанавливающими документами не представляется возможным. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 22 сентября 2020 года (т. 1 л.д. 19-29), как документ подтверждающий право, содержит сведения о характерных точках границ земельного участка в системе координат МСК-67, что позволяет определить (воспроизвести) местоположение границ Земельного участка с кадастровым номером ХХХ исходя из сведений ЕГРН. Однако, ввиду того, что непосредственно правоустанавливающий документ Рыжковой А.М. (договор купли-продажи) не содержит какого-либо графического приложения, то произвести сравнительный анализ границ Земельного участка с кадастровым номером ХХХ по правоустанавливающим документам с границами данного участка по сведениям ЕГРН экспертам не представляется возможным. Местоположение границ спорного земельного участка с кадастровым номером ХХХ определено в результате кадастровых работ, связанных с процедурой образования земельного участка. Исходя из документов, включенных в гражданское дело, установлены следующие обстоятельства истории образования спорного земельного участка, имеющие, по мнению экспертов, значение для рассмотрения и разрешения дела. Земельный участок с кадастровым номером ХХХ образовался из земельного участка с кадастровым номером ХХХ (т. 1 л.д. 19). Из хронологии возникновения и перехода права в совокупности с документами кадастровых дел, следует, что ввиду реорганизации совхоза «Поляновский» земли по постановлению администрации Вяземского района Смоленской области ХХХ от 8 июля 1994 года были, в том числе переданы СП «Красный Юг». Общая площадь переданных земель составляла 1733,3 га (из них лесов - 906,9 га), из общей площади – 639,6 га передано в коллективную собственность. 14 июля 2008 года за ТОО «Красный Юг» было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью 9 780 749 кв.м., категория земель – земли сельхозназначения, разрешенное использование – для с/х производства. 5 сентября 2013 года в результате подготовки кадастровым инженером В.Б. (ООО «Геокад») межевого плана по образованию земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером ХХХ в измененных границах был образован земельный участок с кадастровым номером ХХХ (при проведении кадастровых работ использовался картографический материал, предоставленный Заказчиком – «Проект землеустройства (пераспределения земель) Товарищества с ограниченной ответственностью «Красный Юг» от 1992 года) Земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью 506445 кв.м. на основании постановления администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ХХХ от 17 декабря 2013 года администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области был передан в собственность сельскохозяйственному производственному кооперативу «Красный Юг» по договору купли-продажи ХХХ от 17 декабря 2013года (т. 1 л.д. 30). Приложением к договору являлся кадастровый паспорт земельного участка. Решением Вяземского районного суда от 10 февраля 2016 года по делу № 2-141/2016 по иску А.Б., В.Б. к сельхозкооперативу «Красный Юг» о признании недействительными результаты межевания, установления границ земельного участка, из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером ХХХ (т. 3 л.д. 155-158). 5 апреля 2016 года органом кадастрового учета с учетом судебного акта принято решение об исключении координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 67:02:0060204:69 (Протокол № 6700/901/2016-6324, решение от 5 апреля 2016 года № ХХХ (т. 2 л.д. 159). 23 декабря 2016 года согласно Протоколу выявления технической ошибки № 6700/901/2016-37934 органом кадастрового учета «выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте с кадастровым (учетным) номером ХХХ в отношении сведений о местоположении границ земельного участка, а именно «в ГКН отсутствуют координаты», при этом указано, что «координаты, содержатся в кадастровом деле земельного участка». Способ исправления технической ошибки: «внести отсутствующие координаты». Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 23 декабря 2016 года №67/16-104227 принято решение: «исправить техническую ошибку». Таким образом, сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ХХХ, являющегося исходным для земельного участка с кадастровым номером ХХХ, в сведения ГКН повторно были внесены не по результатам проведения кадастровых работ, а на основании решения органа кадастрового учета ввиду выявления технической ошибки, в соответствии с которой координаты из кадастрового дела были воспроизведены вновь. При этом, в имеющемся кадастровом деле на земельный участок 67:02:0060204:69 (т. 3 л.д. 124-160) координат характерных точек, кроме как по межевому плану кадастрового инженера В.Б. (ООО «Геокад») от 5 сентября 2013 года, признанных судебным актом от 10 февраля 2016 года недействительными, не имеется. В Приложении № 1 приведен совмещенный чертеж границ Земельного участка с кадастровым номером ХХХ по межевому плану кадастрового инженера В.Б. (ООО «Геокад») от 5 сентября 2013 года относительно карты «Проекта землеустройства (перераспределения» земель) ТОО «Красный Юг» 1992 года (инв. № 6553 от 15 января 2008 года Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области). Экспертами отмечается, что по материалам перераспределения ТОО «Красный Юг» (из Совхоза «Поляновский») площадь земель ТОО «Красный Юг» составляла 1994 га, из них 827 га – сельхозугодий. Согласно экспликации земель по состоянию на 12 октября 1992 года (лист 4-7 материалов перераспределения) площадь 1994 га складывалась, в том числе, из земель: леса (покрыт лесными культурами) - 900 га, древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в гослесфонд – 57 га и др. В Приложении № 1 графически отображено, что границы Земельного участка с кадастровым номером ХХХ по межевому плану кадастрового инженера В.Б. (ООО «Геокад») от 5 сентября 2013 года накладываются на земли ТОО «Красный Юг», отнесенные согласно экспликации, к землям, покрытым лесными культурами. Экспертами также установлено, что исходя из Проекта внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Поляновский» Вяземского района Смоленской области от 23 октября 1977 года (фрагмент приведен ниже) Земельный участок с кадастровым номером ХХХ по межевому плану кадастрового инженера В.Б. (ООО «Геокад») от 5 сентября 2013 года накладывается на земли, отнесенные согласно условным обозначениям к «лесу» (номер участка «Л-11»). В Приложении № 2 приведен совмещенный чертеж границ земельного участка с кадастровым номером ХХХ по межевому плану кадастрового инженера В.Б. (ООО «Геокад») от 5 сентября 2013 года и границ Земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ (ЗУ2) и ХХХ (ЗУ1), образованных на основании Межевого плана кадастрового инженера А.Е. от 4 февраля 2019 года. Следует отметить, что согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, доступной на официальном сайте Росреестра, сведения о земельном участке площадью 466444 кв.м., с кадастровым номером ХХХ находятся в статусе «погашено» (присваивается неактуальным на любой текущий момент времени сведениям о характеристиках объекта недвижимости). Решением Вяземского районного суда Смоленской области 9 августа 2021 года по делу 2-534/2021 (раздел судебное делопроизводство официального сайта суда), в том числе установлено: из Единого государственного реестра недвижимости исключить (аннулировать) сведения о земельном участке площадью 466444 кв.м., снять (исключить) с (из) государственного кадастрового учета недвижимости. Т.е. сведения об одном из земельных участков, образованных на основании Межевого плана кадастрового инженера А.Е. от 4 февраля 2019 года, исключены из ЕГРН на основании судебного акта. Из Приложения № 2 следует, что местоположение границ земельных участков, образованных в 2019 году путем раздела Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, не соответствует местоположению границ Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, воспроизведенному по координатам из межевого плана кадастрового инженера В.Б. (ООО «Геокад») от5 сентября 2013 года. При том, что судебным актом 10 февраля 2016 года результаты межевания земельного участка с кадастровым номером ХХХ признаны недействительными, в документах кадастрового дела на данный земельный участок (т.3 л.д.124-160), иных координат, кроме, как по межевому кадастрового инженера В.Б. (ООО «Геокад») от 5 сентября 2013 года, не содержится. Вместе с тем, в результате технической ошибки, установленной органом кадастрового учета, принято решение о внесении координат характерных точек, содержащихся в документах кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером ХХХ. Документов, свидетельствующих о проведении кадастровых работ в отношении исходного Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, после признания результатов его межевания недействительными и аннулирования из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек, в кадастровом деле на Земельный участок с кадастровым номером ХХХ не содержится. Исходя из вышеизложенного, в совокупности с графическим Приложением № 3, можно сделать вывод, что согласно Проекту внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Поляновский» Вяземского района Смоленской области от 23 октября 1977 года, «Проекту землеустройства (перераспределения» земель) ТОО «Красный Юг» 1992 года, Земельный участок с кадастровым номером ХХХ по межевому плану кадастрового инженера В.Б. (ООО «Геокад») от 5 сентября 2013 года, а также Земельный участок с кадастровым номером ХХХ образован из земель, отнесенных согласно условным обозначениям и экспликации земель к «лесам» (к землям, покрытым лесными культурами). Приложения № 1, № 2, № 3, графически отображающие границы спорного земельного участка относительно границ исходного Земельного участка с кадастровым номером ХХХ в совокупности с «Проектом землеустройства (перераспределения» земель) ТОО «Красный Юг» 1992 года, и указанными обстоятельствами истории образования спорного земельного участка с кадастровым номером ХХХ и исходного земельного участка с кадастровым номером ХХХ, по мнению экспертов, могут иметь значение для рассмотрения и разрешения дела.
По третьему вопросу:
В Приложении № 4 приведен совмещенный чертеж границ лесотаксационного выдела 4 лесного квартала 4 Семлевского сельского участкового лесничества (совхоз «Поляновский») Вяземского лесничества Смоленской области в соответствии с лесоустроительной документацией на период проведения лесоустройства 1989 года (с указанием координат характерных точек) и границ земельного участка с кадастровым номером ХХХ по сведениям ЕГРН. Сведения о координатах характерных точек границ лесотаксационного выдела 4 <адрес> в соответствии с лесоустроительной документацией на период проведения лесоустройства 1989 года приведены в целях ответа на поставленный вопрос и не могут быть воспроизведены для внесения в ЕГРН сведений о границах лесного участка, поскольку не учитывают актуальные сведения ЕГРН о границах других земельных участков.
По четвертому вопросу:
В Приложении № 5 приведен совмещенный чертеж границ лесотаксационного выдела 4 лесного квартала 4 Семлевского сельского участкового лесничества (совхоз «Поляновский») Вяземского лесничества Смоленской области в соответствии с лесоустроительной документацией на период проведения лесоустройства 1989 года и границ Земельного участка с кадастровым номером ХХХ по сведениям ЕГРН, из которого эксперты приходят к выводу: имеется пересечение границ Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001+/-1750кв.м., определенными по сведениям ЕГРН, с границами лесного участка в лесном квартале 4, лесотаксационном выделе <адрес>, определенными исходя из лесоустроительной документации. Площадь пересечения составляет 38660 кв.м. Выявленное пересечение является следствием образования Земельного участка с кадастровым номером ХХХ в результате выполнения кадастровых работ (межевой плана кадастрового инженера А.Е. от 4 февраля 2019 года) в границах лесотаксационного выдела <адрес>, определенных в соответствии с лесоустроительной документацией на период проведения лесоустройства 1989 года. В разрезе технического решения вопроса по устранению выявленного пересечения, с учетом требований к проведению кадастровых работ и осуществлению государственного кадастрового учета, предъявляемых Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости) (т. 5 л.д. 50-65).
У суда нет сомнений в достоверности выводов Заключения эксперта ООО «Авторитет» № 65/2023 от 22 ноября 2023 года, поскольку судебная землеустроительная экспертиза проведена специализированной организацией, с соблюдением установленного процессуального порядка лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов и имеющими длительный стаж экспертной работы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности. Заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы в достаточной степени носят ясный и полный характер со ссылкой на соответствующие данные из представленных в распоряжение экспертов материалов и исходных объективных данных. По форме и содержанию Заключение эксперта ООО «Авторитет» № 65/2023 от 22 ноября 2023 года отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности доказательств, поэтому может быть положено в основу решения суда.
Заключение ООО «Авторитет» № 65/2023 от 22 ноября 2023 года сторонами по делу не оспорено, каких-либо возражений суду не представлено.
Доводы ответчика и его представителя о приоритете принадлежности Земельного участка с кадастровым номером ХХХ к определенной категории земель в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, суд отклоняет по следующим основаниям.
Как указано выше, по данным кадастрового учета Земельный участок с кадастровым номером ХХХ относится к категории земель «сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование, для сельского производства».
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу п. 3 ч. 6 ст. 14 названного Федерального закона положения ч. 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исходя из указанных положений закона, лесоустроенный земельный участок не подлежит отнесению к землям сельскохозяйственного назначения, если по результатам государственного земельного надзора установлено, что данный участок не используется для нужд сельского хозяйства.
Как указано выше, 25 марта 2021 года Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания направил в адрес прокурора Смоленской области обращение, в котором указал о том, что при сопоставлении границ земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами ХХХ и ХХХ установлено масштабное пересечение границ, и пересекаемые части земельных участков покрыты многолетними лесными насаждениями. Согласно материалам лесоустройства, пересекаемые части земельных участков отнесены к землям лесного фонда <адрес>. В ходе выполнения Государственных работ по установлению границ земель лесного фонда Вяземского лесничества, пересекаемые земельные (лесные) участки вошли в границы указанного лесничества (т. 1 л.д. 9-12).
Выкопировка из Публичной кадастровой карты подтверждает, что Земельный участок с кадастровым номером ХХХ и смежный Земельный участок с кадастровым номером ХХХ практически полностью заняты лесом (т.4 л.д. 61).
Ответчиком Рыжковой А.М. и ее представителем не оспорено и не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих факт того, что Земельный участок с кадастровым номером ХХХ представляет собой пространство, занятое многолетними лесными насаждениями, что не препятствует суду рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам.
Таким образом, Земельный участок с кадастровым номером ХХХ, занятый многолетними лесными насаждениями исключает использование участка для сельскохозяйственного назначения.
Проведенной судебной землеустроительной экспертизой (Заключение эксперта ООО «Авторитет» № 65/2023 от 22 ноября 2023 года) установлено пересечение границ Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001+/-1750кв.м., определенными по сведениям ЕГРН, с границами Лесного участка в лесном квартале 4, лесотаксационном выделе 4 Семлевского сельского участкового лесничества (совхоз «Поляновский») Вяземского лесничества Смоленской области, определенными исходя из лесоустроительной документации на период проведения лесоустройства 1989 года (ответ на пятый вопрос).
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Исходя из данных обстоятельств, и поскольку достоверными и бесспорным доказательствами ответчик не доказал иное, суд приходит к выводу о том, что спорный Земельный участок с кадастровым номером ХХХ относится к лесному фонду в соответствии с его фактическим использованием.
Следовательно, имеет место нарушение права собственности Российской Федерации в отношении Лесного участка из состава земель лесного фонда.
Кроме того, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 101 Земельного кодекса РФ, ст. 63 Лесного кодекса РФ перевод земель лесного фонда в иные земли осуществляется Правительством Российской Федерации.
Особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Вместе с тем, каких-либо доказательств изменения в установленном законом порядке категории Лесного участка с согласия собственника – Российской Федерации ответчиком не представлено, как не представлено доказательств передачи спорного Земельного участка с кадастровым номером ХХХ из государственной собственности в муниципальную собственность.
Право государственной собственности на землю было законодательно закреплено положениями статьи 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (Закон ССССР от 17 июня 1977 года № 5906-?Х), статьями 3, 4 Лесного кодекса РСФСР, в связи с этим органы местного самоуправления такими земельными участками распоряжаться не могли, администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (Вяземского района Смоленской области) полномочиями на передачу участка в муниципальную собственность наделена не была, правом на принятие постановления о передаче земель лесного фонда в муниципальную собственность не обладала.
Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», а также положения Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года № 374-1 «О земельной реформе», право на распоряжение земельными участками лесного фонда органам местного самоуправления не предоставляли.
Распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
На основании пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В силу ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Между тем, судебным постановлением от 10 февраля 2016 года, вступившим в законную силу, признаны недействительными результаты межевания Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, из которого образованы два земельных участка с кадастровым номером ХХХ (принадлежал З.А.) и с кадастровым номером ХХХ (принадлежит ответчику Рыжковой А.М.).
Поскольку результаты межевания Земельного участка с кадастровым номером ХХХ признаны в 2016 году недействительными и исключены из ГКН, границы Земельного участка с кадастровым номером ХХХ, образованные из Земельного участка с кадастровым номером ХХХ также недействительны. Соответственно, ответчик Рыжкова А.М. приобрела у З.А. в 2019 году Земельный участок с кадастровым номером ХХХ с недостоверными границами.
При этом в отношении смежного Земельного участка с кадастровым номером ХХХ судебным постановлением от 9 августа 2021 года, вступившим в законную силу, сделка по его отчуждению признана недействительной с исключением из ЕГРН сведений о ней. Часть земельного участка площадью 466418 кв.м., являющаяся землями лесного фонда и входящая в состав земельного участка площадью 466444 кв.м., с кадастровым номером ХХХ истребована из чужого незаконного владения З.А. в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).
Таким образом, спорный Земельный участок с кадастровым номером ХХХ сформирован за счет земель лесного фонда, при отсутствии у органа местного самоуправления права распоряжаться данным участком лесного фонда, при отсутствии согласования границ участка с представителем Российской Федерации.
В соответствии с п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав " в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Согласно приведенным разъяснениям, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим. При этом указано два условия необходимых для подачи такого иска: если запись в ЕГРП нарушает право истца, и оно не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Иск о признании права отсутствующим возможен лишь при фактическом владении истцом и ответчиком спорным имуществом и при отсутствии иных способов защиты.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Постановлении Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 года № 1-П, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России, выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства о признании отсутствующим право собственности на спорный земельный участок, исключении из ЕГРН сведений о нем являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При таком положении право собственности на спорный Земельный участок с кадастровым номером ХХХ, принадлежащий ответчику Рыжковой А.М., на основании настоящего решения подлежит признанию отсутствующим, со снятием (исключением) сведений о земельном участке и его правообладателе из ЕГРН.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами (ч. 3 ст. 95 ГПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 85 ГПК РФ предусмотрено, что эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной.
Из материалов дела следует, что 23 ноября 2023 года ООО «Авторитет» направило в адрес суд заявление об оплате проведенной судебной землеустроительной экспертизы, стоимость которой согласно калькуляции составляет 130 529 рублей (т. 5 л.д. 83, 84).
Определением суда от 12 апреля 2023 года расходы по проведению ООО «Авторитет» судебной землеустроительной экспертизы отнесены на счет федерального бюджета. Расходы по проведению экспертизы не были оплачены.
С учетом изложенного, расходы по оплате судебной землеустроительной экспертизы, произведенной ООО «Авторитет» в размере 130 529 рублей подлежат отнесению на счет федерального бюджета, с перечислением денежных средств в пользу ООО «Авторитет».
При обращении с настоящим иском в суд истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Размер государственной пошлины в соответствии с требованиями подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. ст. 98 и 103 ГПК РФ суд взыскивает с Рыжковой А.М. в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, к Рыжковой А. М. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Рыжковой А. М. на земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001+-1750 кв.м., категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес>.
Исключить (аннулировать) из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ХХХ, площадью 40001+-1750 кв.м., категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного использования», расположенном по адресу: <адрес>, а также сведения о правообладателе земельного участка.
Расходы по оплате судебной землеустроительной экспертизы, произведенной ООО «Авторитет», в размере 130 529 (сто тридцать тысяч пятьсот двадцать девять) рублей отнести на счет федерального бюджета, перечислив данную сумму ООО «Авторитет» (ИНН 3257049613, ОГРН 1173256000390) на расчетный счет: 40702810108000001593 в Брянском ОСБ № 8605, к/с 30101810400000000601, БИК 041501601, КПП 325701001.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление судебного департамента по Смоленской области для перечисления указанной суммы по оплате судебной землеустроительной экспертизы ООО «Авторитет».
Взыскать с Рыжковой А. М. в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Перегонцева
Вынесена резолютивная часть решения 16.01.2024
Изготовлено мотивированно решение 23.01.2024
Решение вступает в законную силу 27.02.2024