Решение по делу № 33-8281/2024 от 09.08.2024

Судья Богут Е.Б.      Дело № 33-8281/2024 (№ 2-1456/2024)         25RS0002-01-2024-001605-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 сентября 2024 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шульга С.В.

судей Симоновой Н.П., Вишневской С.С.

при ведении протокола помощником судьи Интыкбаевой Д.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г.Владивостока в защиту интересов Российской Федерации к МБОУД «Детский сад №151 общеразвивающего вида г.Владивостока» (МБДОУ «Детский суд №151»), администрации г.Владивостока, третье лицо Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока о возложении обязанности

по апелляционной жалобе администрации г.Владивостока на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 27.06.2024

Заслушав доклад судьи Симоновой Н.П., объяснения прокурора Парфентьевой К.И., представителя МБОУД «Детский сад №151 общеразвивающего вида г.Владивостока» Барабиной Т.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    Прокурор Фрунзенского района г.Владивостока обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к МБОУД «Детский сад №151 общеразвивающего вида г.Владивостока», администрации г.Владивостока о возложении обязанности, в обосновании заявленных требований указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в детских группах дошкольного учреждения, выполняющих, в том числе, функции игровых комнат и помещений для занятия детей, не соблюдаются гигиенические требования к обеспечению допустимых параметров микроклимата. Так в период с 18.12.2023 по 22.12.2023 в групповом помещении №1 температура воздуха находилась в пределах 19°С до 20°С, в групповом помещении №2 от 17°С до 19°С, в групповом помещении №3 в пределах 20°С, в групповом помещении №4 от 17°С до 19°С, в групповом помещении №5 – от 17°С до 18°С, в групповом помещении №6 от 18°С до 20°С, в групповом помещении №7 от 18°С до 20°С. При этом мер, направленных на поддержание температурного режима в пределах допустимых значений в игровых помещениях Детского сада №151 в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды Обитания» не принято. В нарушение норм федерального законодательства образовательной организацией МБДОУ «Детский сад №151 общеразвивающего вида г.Владивостока» до настоящего времени не приняты надлежащие и своевременные меры по содержанию и контролю технического состояния здания, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в организации. Непроведение обследования технического состояния здания препятствует оценки возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкций, что не отвечает требованиям закона, а также не обеспечивает защищенность образовательной организации и безопасность граждан. Просит суд возложить на МБОУД «Детский сад №151 общеразвивающего вида г.Владивостока» обязанность провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Амурская, д.25а в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    18.04.2024 в качестве ответчика привлечена Администрация г.Владивостока, в качестве третьего лица привлечено Управление по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г.Владивостока.

    Решением Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 27.06.2024 исковые требования прокурора Фрунзенского района г.Владивостока в защиту интересов Российской Федерации в МБДОУ «Детский суд №151 общеразвивающего вида г.Владивостока» о возложении обязанности удовлетворено: на МБДОУ «Детский суд №151 общеразвивающего вида г.Владивостока» возложена обязанность провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Амурская, д.25а в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    С указным решением не согласилась Администрация г.Владивостока, в апелляционной жалобе просит решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 27.06.2024 отменить, ссылаясь на отсутствие средств по предоставлению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями образования г.Владивостока, поскольку администрация не выдает муниципальные задания учреждениям образования и не является для них главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа. Также указывает, что в адрес Управления по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г.Владивостока поступали заявки о необходимости проведения обследования технического состояния здания МБДОУ «Детский суд №151», однако бюджетом Владивостокского городского округа на 2024-2025 года выделение денежных средств на проведение обследования технического состояния здания МБДОУ «Детский суд №151» не предусмотрено. Кроме того, указывает, что применение ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» является добровольным.

В судебном заседании прокурор возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представитель МБДОУ «Детский суд №151» пояснила, что заведующая после получения копии искового заявления прокурора обращалась в Управление по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г.Владивостока с заявками на финансирование работ по техническому обследованию здания, до настоящего времени финансирование на указанные цели не выделено.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, возражения истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.

Разрешая указанный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004; принимая во внимание ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», учитывая, что непроведение обследования технического состояния здания препятствует оценке возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкция, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Судом установлено и из материалов дела следует, что МБДОУ «Детский суд №151 общеразвивающего вида г.Владивостока» (сокращенное наименование МБДОУ «Детский суд №151») зарегистрирован и фактически реализует образовательную деятельность (дошкольное образование) по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Амурская, д.25а. В соответствии с уставом образовательной организации учреждение создано в целях осуществления, в том числе образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 15.08.2002 следует, что здание по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Амурская, д.25а, на основании договора об использовании муниципального имущества, переданного на праве оперативного управления от 05.06.2002 №ОУ-ОБ-170, акта приема-передачи от 05.06.2002, передано на праве оперативного управления МДОУ «Детский сад №151».

В соответствии с лицензией №298 от 30.11.2015 МБДОУ «Детский сад № 151» вправе оказывать образовательные услуги (дошкольное образование). Учредителем организации является Владивостокский городской округ в лице администрации города Владивостока.

Здание, в котором расположено образовательное учреждение, построено в 1971 году, согласно ответа МБДОУ «Детский сад № 151» на требование прокурора комплексное обследование технического состояния здания не проводилось.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч.9 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Довод Администрации г.Владивостока о том, что ГОСТ 31937-2011 подлежит применению на добровольной основе, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку данный факт не освобождает от обязанности проведения технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренной положениями ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также Градостроительным кодексом Российской Федерации.

При этом с 01.05.2024 взамен ГОСТ 31937-2011 Приказом Росстандарта от 10.04.2024 N 433-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31937-2024 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".

В силу п.4.2 ГОСТ 31937-2024 первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).

В соответствии с ч.6,7 ст.55.24, ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Кроме того, необходимость систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики предусмотрена и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"), утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, являющимся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и - текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий, подлежит применению в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ (письмо Минстроя России от 10.12.2018 N 49277-ОД/08).

В соответствии с п.3.2 Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приложением N 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

При этом положения ч.4 ст.16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускают несоблюдение сводов правил, применяемых на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти. То есть неисполнение такого стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.

Довод апелляционной жалобы о том, что бюджетом Владивостокского городского округа на 2024-2025 года выделение денежных средств на проведение обследования технического состояния здания МБОУД «Детский сад №151» не предусмотрено, основанием для отмены решения суда первой инстанции не являются, поскольку данным решением на Администрацию г.Владивостока обязанность по финансированию указанного муниципального учреждения в целях проведения обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Амурская, д.25а, возложена не была.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы, изложенные в обжалуемом решении, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 27.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Владивостока – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 06.09.2024

33-8281/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ПРОКУРОР ФРУНЗЕНСКОГО Р-НА Г. ВЛАДИВОСТОКА
Ответчики
МБДОУ "Детский сад № 15" общеобразовательного вида г. Владивостока
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Симонова Наталья Павловна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
09.08.2024Передача дела судье
03.09.2024Судебное заседание
18.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2024Передано в экспедицию
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее