Дело 12-800/2024
Р Е Ш Е Н И Е
18 ноября 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г. Улан-Удэ Норбоева Б.Ж., при секретаре Бальжинимаевой А.С.рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации г. Улан-Удэпо доверенности Мужановой Н.А. на постановление Врионачальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А. от 01.10.2024 года о привлеченииАдминистрацииг. Улан-Удэ к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Врионачальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А. от 01.10.2024 года Администрация г. Улан-Удэ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000,00 рублей.
На данное постановление представителем Администрации г. Улан-Удэпо доверенности Мужановой Н.А. принесена жалоба, в которой она просит постановление по делу об административном правонарушении №4935/24/98003-АП от 01.10.2024 года отменить, производство по делу №4935/24/98003 прекратить.
В обоснование доводов жалобы указано, что на основании решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 15.11.2023 г. по гражданскому делу №2-3564/2023 и исполнительного листа ФС №042813370 от 21.12.2023 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по РБ Тараскиным Б.Г. 09.01.2024 г. возбуждено исполнительное производство №71690/23/03025-ИП в отношении должника Администрации г. Улан-Удэ о предоставлении жилого помещения взыскателю ФИО3 во внеочередном порядке по договору социального найма в черте городского округа «город Улан-Удэ» на семью из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь. Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 11.03.2024 г. по административному делу №2а-758/2024 Администрация г. Улан-Удэ освобождена от уплаты исполнительского сбора, согласно которого оснований для вывода о том, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано виновным противоправным поведением должника у суда не имеется. Исходя из характера обязательства, а также специфики деятельности должника как государственного органа, суд признает заслуживающими внимания доводы административного истца о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, что в совокупности дает основание для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. ФИО3 является инвалидом и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире» после 01.01.2005 г., данному лицу жилое помещение должно быть предоставлено из государственного жилищного фонда. С учетом ст. 31 БК РФ, обеспечение жильем указанной категории граждан не может быть отнесено к расходным обязательствам муниципального образования «городской округ г. Улан-Удэ». Администрация г. Улан-Удэ, предоставив ФИО3 жилое помещение или затратив денежные средства для приобретения жилого помещения по решению суда, приняла бы на себя расходные обязательства субъекта РФ, на что установлен прямой запрет Бюджетным кодексом РФ (ст. 86). Письмом Управления по работе с населением Администрации г. Улан-Удэ от 20.05.2024 г., в котором указано, что в отношении ФИО3 имеется вступившее в законную силу судебное решение о предоставлении по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке. На территории г. Улан-Удэ отсутствуют соответствующие судебным решениям свободные жилые помещения. Мэром г. Улан-Удэ Шутенковым И.Ю. обращениями от 08.05.2024 г., от 14.06.2024 г. запрошено финансирование средств в Республике Бурятия на обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, внести предложения по разработке механизма обеспечения жильем, страдающих хроническими заболеваниями, в соответствии с полномочиями субъектов РФ. Несвоевременное исполнение требований исполнительного документа вызвано не злостным уклонением должника от исполнения судебного решения, а объективной невозможностью исполнения требований в установленный срок и обусловлено уважительными причинами и обстоятельствами, которые подтверждены материалами дела, поскольку должником производились все необходимые меры, направленные в итоге на выделение бюджетных ассигнований на исполнение решения суда в рамках полномочий, при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не были выделены, что в силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Мужанова Н.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление должностного лица службы судебных приставов-исполнителей, производство по делу просила прекратить в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ. Суду пояснила, что основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении являются обращения мэра г. Улан-Удэ о выделении бюджетных ассигнований от 08.05.2024 г., от 14.06.2024 г.
В судебном заседании представитель Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставовпо доверенности Менжикова Е.А. возражала против удовлетворения жалобы, суду пояснила, что постановление должностным лицом вынесено законно и обоснованно, оснований для прекращения производства по делу в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Администрации г. Улан-Удэ к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что должник Администрация г. Улан-Удэв период с 24.04.2024 г. (дата получения постановления) по 31.05.2024 г. 24-00 часов местного времени, не исполнила постановление судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока для исполнения решения суда, не принят полный комплекс мер, направленных на исполнение решения суда, а именно Администрацией не предоставлено ФИО3 вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте городского округа «город Улан-Удэ» на семью из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь,тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – неисполнение должником, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом №4935/24/98003-АП об административном правонарушении от 27.09.2024 г.; постановлением о возбуждении исполнительного производства №71690/23/03025-ИП от 09.01.2024 г. в отношении должника Администрации г. Улан-Удэ в пользу взыскателя ФИО3; постановлением о взыскании исполнительского сбора от 09.02.2024 г.; постановлением о назначении нового срока исполнения от 24.04.2024 г.
Собранные по делу доказательства должностным лицом были оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиямист. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Из материалов дела следует, что 09.01.2024 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство №71690/23/03025-ИП в отношении должника Администрации г. Улан-Удэ в пользу взыскателя ФИО3 с предметом исполнения:предоставить ФИО3 вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте городского округа «город Улан-Удэ» на семью из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Копия постановления от 09.01.2024 г. получена должником 16.01.2024 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, 09.02.2024 года судебным приставом - исполнителем СОСП по Республике Бурятия вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., должнику Администрации г. Улан-Удэ установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.
Копия постановления от 09.02.2024 г. направлена в адрес должника посредством ЛК ЕПГУ 09.02.2024 г., уведомление прочтено 28.02.2024 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Бурятия от 24.04.2024 г. должнику Администрации г. Улан-Удэ установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.05.2024 г.
Копия постановления от 24.04.2024 г. получена должником 24.04.2024 г.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Администрация г. Улан-Удэ, являясь должником по возбужденному 09.01.2024 г. исполнительному производству №71690/23/03025-ИП не исполнило требование, содержащееся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения.
Таким образом, бездействие Администрации г. Улан-Удэ образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Администрации г. Улан-Удэ по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ должностным лицом СОСП по Республике Бурятия квалифицированыверно, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства об исполнительном производстве, нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Неустранимых сомнений в виновности Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не установлено, решение суда до настоящего времени не исполнено и не оспаривается должником.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, исходя из принципа справедливости и неотвратимости наказания, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы, поскольку постановление должностным лицом вынесено законно и обоснованно с соблюдением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд приходит к выводу о том, что у должника имелась возможность для принятия всех зависящих от него мер по исполнению требований исполнительного документа, однако данным лицом не были предприняты все необходимые и достаточные меры по исполнению указанных в нем требований, каких-либо доказательств обратного суду не представлено и к жалобе не приложено.
Доводы жалобы о том, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа вызвано не злостным уклонением должника от исполнения судебного решения, а объективной невозможностью исполнения требований в установленный срок и обусловлено уважительными причинами и обстоятельствами, должником производились все необходимые меры, направленные в итоге на выделение бюджетных ассигнований на исполнение решения суда в рамках полномочий, при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не были выделены, не свидетельствуют об отсутствии в действиях указанного лица состава вмененного административного правонарушения.
Оснований для применения положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ суд не усматривает по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), инымдолжностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В обоснование заявленного довода, представитель по доверенности Мужанова Н.А. ссылается на обращения мэра г. Улан-Удэ от 08.05.2024 г., от 14.06.2024 г.
В обращении мэра г. Улан-Удэ на имя главы Республики Бурятия от 08.05.2024 г. указано, что мэр г. Улан-Удэ предлагает обсудить вопрос о принятии Закона Республики Бурятия об обеспечении жильем льготных категорий граждан с целью планирования бюджета республики и соблюдения прав граждан на обеспечение жильем из государственного жилищного фонда, в том числе на внеочередное предоставление, а также предлагает обсудить вопрос по внесению изменений в Закон РБ от 27.06.2006 г. №1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части исключения категорий граждан, которым льготы по обеспечению жильем не предусмотрены даже федеральным законодательством. Просит провести совещание по данному вопросу.
Из обращения мэра г. Улан-Удэ в адрес Главы Республики Бурятия от 14.06.2024 г. следует, что в отношении Администрации г. Улан-Удэ судами вынесены судебные решения о предоставлении 30 жилых помещений, все возможные меры судебной защиты исчерпаны, необходимо приобрести жилые помещения для предоставления взыскателям. Для исполнения текущих судебных решений потребность составляет 171,5 млн. рублей. Просит выделить финансовые средства для исполнения судебных решений.
В обращении мэра г. Улан-Удэ от 14.06.2024 г. не указано о выделении денежных средств на приобретение взыскателю ФИО3
Приобщенная к материалам дела переписка с органами исполнительной власти Республики Бурятия, не опровергают наличие в действиях Администрации г. Улан-Удэ объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, не свидетельствуют об отсутствии обязанности по исполнению требований судебного акта, вступившего в законную силу, равно как и не исключают административную ответственность за совершение вмененного административного правонарушения.
Из материалов исполнительного производства следует, что должником по указанному производству является Администрация г. Улан-Удэ, в отношении которой судом вынесено решение и выдан исполнительный документ, согласно которому на должника возложена обязанность неимущественного характера, решение суда до настоящего времени не исполнено, в связи с чем Администрация г. Улан-Удэ обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностного лица, в материалы дела заявителем не представлено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено привлекаемому юридическому лицу в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
При таких обстоятельствах жалоба представителя Администрации г. Улан-Удэпо доверенности Мужановой Н.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Врионачальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А. от 01.10.2024 года о привлечении Администрации г. Улан-Удэ к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя Администрации г. Улан-Удэпо доверенности Мужановой Н.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней со дня получения копии решения через Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья Б.Ж. Норбоева