Дело № 2-615/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,
при секретаре Поповой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 июня 2023 года гражданское дело по иску Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» к Ивашевой Дарье Игоревне о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
ГУ РК «Центр занятости населения г. Сыктывкара» обратилось в суд с иском к Ивашевой Д.И. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование требований указано, что Ивашева Д.И., заполняя 30.04.2020 форму для получения государственной услуги, указала, что не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, какой являлась до 07.05.2020. В результате недобросовестных действий ответчик неосновательно получила пособие по безработице в сумме 81621,59 руб. за период с 30.04.2020 по 30.09.2020. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме 81621,59 руб.
В судебное заседание представитель ГУ «Центр занятости населения г. Сыктывкара» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрения дела в его отсутствие.
В силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Ответчик Ивашева Д.И. с требованиями истца не согласилась, указала, что 29.04.2020 посредством заполнения электронной формы она обратилась в ИФНС с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя, о дате принятия данного решения налоговым органом ей было неизвестно. 30.04.2020 в электронном виде она обратилась в ГУ «Центр занятости населения г. Сыктывкара» о признании ее безработной. Полагает, что сотрудники ГУ «Центр занятости населения г. Сыктывкара» должны были своевременно провести проверку достоверности предоставленных сведений, при этом данная проверка длительное время не была проведена. Ссылаясь на то обстоятельство, что не имела умысла на неосновательное обогащение, фактически дохода в статусе индивидуального предпринимателя не имела, данную деятельность фактически не осуществляла в связи с ограничениями, введенными в 2020 году по заболеванию коронавирус, денежные средства, выплаченные ей в качестве пособия по безработице, являлись дня нее единственным средством существования. В этой связи, считает, что на ее стороне не возникло неосновательное обогащение.
Заслушав объяснения ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми, среди прочих, считаются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (абзац третий статьи 2 указанного Закона РФ).
Согласно статье 2 Закона о занятости населения занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о занятости населения (в редакции от 07.04.2020, действующей на момент спорных правоотношений) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно части 2 указанной нормы закона в приведенной редакции решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В силу части 3 статьи 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлены гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также одну из основных гарантий социальной поддержки безработных – выплату пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).
По общему правилу пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закон о занятости населения).
В соответствии с пунктом 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 (действующих на период возникновения спорных правоотношений, далее - Временные правила) настоящие Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 настоящего Закона.
Согласно п. 4 приведенных Временных правил Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил).
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).
Центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности (п. 17 Временных правил).
В силу п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке. В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке. По всем случаям получения гражданами пособия по безработице (стипендии) обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.
Временные правила утратили силу с 1 января 2023 года в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 3 данного документа.
Согласно п. 19 Временных правил в редакции, действовавшей на конец заявленного истцом периода – 30.09.2020, в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке. В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке. В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке. По всем случаям получения гражданами пособия по безработице (стипендии) обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2020 года Ивашева Д.И. в целях поиска работы обратилась в дистанционной форме через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" в Государственное учреждение Республики Коми "Центр занятости населения г. Сыктывкара" с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы, признании безработным и назначении пособия по безработице, без указания сведений о наличии трудовой деятельности.
Приказом ГУ Республики Коми «Центр занятости населения г. Сыктывкара» от 08.05.2020 №... Ивашева Д.И. признана безработным с 30.04.2020, установлено к выплате пособие по безработице в размере 1800 руб. с 30.04.2020 по 29.07.2020.
Приказом ГУ Республики Коми «Центр занятости населения г. Сыктывкара» от 06.07.2020 №... Ивашевой Д.И. изменен порядок начисления пособия по безработице с 13.06.2020 по 29.07.2020. Установлено к выплате пособие с 30.04.2020 по 30.04.2020 в размере - минимальная величина пособия (1500 руб.) увеличена на размер районного коэффициента - 20% 1800 руб. в месяц; с 01.05.2020 по 12.06.2020 в размере минимальная величина пособия (4500 руб.) увеличена на размер районного коэффициента – 20 % 5400 руб. в месяц; с 13.06.2020 по 30.09.2020 в размере 20556 руб. в месяц.
На основании приказа ГУ Республики Коми «Центр занятости населения г. Сыктывкара» от 30.12.2020 №... Ивашева Д.И. снята с регистрационного учета с 30.04.2020 в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ивашева Д.И. имела регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в период с 06.11.2018 по 07.05.2020.
По информации МИФНС России №5 по Республике Коми Ивашева Д.И. 29.04.2020 обратилась в электронном виде в инспекцию для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в период действия ограничений в связи с коронавирусом (COVID-19). Сведения о доходах с 30.04.2020 по 30.09.2020 отсутствуют.
07.05.2020 МИФНС №5 по Республике Коми принято решение №... о государственной регистрации прекращения физическим лицом Ивашевой Д.И. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
ОП №2 УМВД России по г. Сыктывкару проведена проверка по заявлению ГУ Республики Коми «ЦЗН г. Сыктывкара» о наличии в действиях Ивашевой Д.И. признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК Российской Федерации.
Постановлением дознавателя ОД ОП №2 УМВД России по г. Сыктывкару от 22.10.2021 в возбуждении уголовного дела в отношении Ивашевой Д.И. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК Российской Федерации отказано за отсутствием состава преступления.
В обоснование исковых требований ГУ Республики Коми «Центр занятости населения г. Сыктывкара» ссылается на то, что за период с 30.04.2020 по 30.09.2020 Ивашевой Д.И. незаконно получено пособие в общей сумме 81621,59 руб.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.
По смыслу приведенного выше правового регулирования неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Следовательно, по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 310-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
По смыслу приведенных положений, применительно к требованиям ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанность опровергнуть презумпцию добросовестного поведения получателя пособия по безработице возложена на истца.
По убеждению суда, истцом не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о недобросовестности ответчика при получении пособия по безработице.
Так, материалами дела подтверждается, что на момент обращения за постановкой на учет в качестве безработного Ивашева Д.И. хотя и была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, однако как на момент подачи заявления 30.04.2020, так и после утраты статуса индивидуального предпринимателя не осуществляла трудовой деятельности, не получала доход.
Суд принимает во внимание, что перечисленные ответчику суммы в виде пособия по безработице являются социальными выплатами в связи с потерей гражданином работы. В материалах дела отсутствуют доказательства, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик была трудоустроена, либо фактически осуществляла предпринимательскую деятельность и получала от нее либо из иных источников доход, либо являлась получателем иных мер государственной поддержки, получение которых исключает выплату пособия по безработице. При отсутствии в материалах дела таких доказательств, суд приходит к выводу, что ответчик обладала всеми критериями для признания безработной, формальное несоблюдение обязанности представить сведения о наличии статуса индивидуального предпринимателя не свидетельствует об отсутствии основания получения мер государственной поддержки. При таких обстоятельствах, возложение на ответчика обязанности по возвращению выплаченных ей сумм пособия может поставить гражданина, признанного в установленном законом порядке безработным, в трудное материальное положение.
По убеждению суда, факт наличия у ответчика на момент подачи заявления о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным (на 30.04.2020), статуса индивидуального предпринимателя, при том, что заявление Ивашевой Д.И. о прекращении данной деятельности зарегистрировано налоговым органом 29.04.2020, не свидетельствует об отсутствии у ответчика права на получение пособия и не может влиять на возможность получения пособия по безработице, равно как и на размер указанного пособия.
Суд учитывает, что истец возложенную на него обязанность по проверке предоставленных ответчиком сведений на предмет их достоверности должным образом не произвел, в том числе, в порядке межведомственного взаимодействия.
Кроме того, материалы дела не содержат достаточных доказательств, подтверждающих, что ответчик при постановке на учет в качестве безработного предупреждалась об ответственности за непредоставление определенных сведений. Электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы не содержит информации о предоставлении гражданином сведений об осуществлении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Поскольку в ходе рассмотрения дела истцом не представлено доказательств совершения ответчиком каких-либо действий по сокрытию сведений о трудоустройстве, выплата ответчику спорных денежных средств не является счетной ошибкой, доказательств противоправных и недобросовестных действий ответчика при получении спорных денежных средств материалы дела не содержат, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» к Ивашевой Дарье Игоревне о взыскании неосновательного обогащения в сумме 81621,59 руб. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара в течение месяца со дня изготовлении мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19.06.2023.
Судья Е.В. Баудер