Дело № 2-220/15
Решение
Именем Российской Федерации
27 февраля 2015 года г.Талдом
Талдомский районный суд Московской области в составе
председательствующего судьи Гейко С.Н. при секретаре Румянцевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Ждановой ФИО7 об оспаривании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области о приостановлении осуществления в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
УСТАНОВИЛ
Жданова Е.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о приостановлении осуществления в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Свои требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>. На момент приобретения границы земельного участка в установленном законом порядке установлены не были. В связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка она обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, к которому приложила межевой план от ДД.ММ.ГГГГ Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № осуществление кадастрового учета было приостановлено на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". С данным решением заявитель не согласна, полагает, что оно противоречит закону.
Просит признать решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка незаконным и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> осуществить учет изменений в сведениях ГКН о земельном участке с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Алоев В.М. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 3 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
5) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 9 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами (ч. 7 ст. 39).
Частью 1 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ границы и размер земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Согласно п. 70.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 412, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Судом установлено, что Жданова Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
С целью уточнения местоположения границы и площади земельного участка Ждановой Е.А. было проведено межевание, в процессе которого кадастровым инженером Медведевым В.П. выполнены землеустроительные работы, по результатам которых подготовлен межевой план от 30.10.2014. При этом уточненная (фактическая) площадь земельного участка Ждановой Е.А. составила <данные изъяты> кв. м.
11.11.2014 г. Жданова Е.А. обратился с заявлением в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.
Решением Отдела кадастрового учета N 2 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № МО-14/РКФ-707512 осуществление кадастрового учета было приостановлено на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости». Решение мотивировано тем, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка (документ, подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее тестовое или картографическое описание границ данного земельного участка).
Как следует из раздела межевого плана "Заключение кадастрового инженера" по сведениям ГКН площадь земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060215:49 составляет 1500 кв.м. При этом по сведениям ГКН граница земельного участка не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, а местоположение границы фактического землепользования зафиксировано ограждением. Участок в данной конфигурации находиться более 15 лет, что подтверждается планом земельного участка из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ г.
Земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен в собственность прежнему собственнику Леонову А.В. на основании постановления Главы администрации территории Николо-Кропоткинского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №. Таким образом, данный земельный участок находится в собственности и используется более 15 лет.
Акт согласования границ, находящийся в межевом плане подтверждает отсутствие споров и разногласий по границам данного земельного участка.
Как следует из заключения кадастрового инженера, земельный участок заявителя огорожен забором, существующим на местности более 15 лет, из этого можно сделать вывод о том, что граница участка сформировалась более 15 лет назад, а геодезический обмер не проводился до настоящего времени.
Таким образом, решение Отдела кадастрового учета N 2 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать незаконным решение Отдела кадастрового учета N 2 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № № о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с представленным межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного кадастровым инженером Медведевым В.П.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через Талдомский районный суд.
Председательствующий Гейко С.Н.
Мотивированное решение
составлено 10.03.2015 г.