ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
г. Симферополь |
судья: Солодовник Е.С. |
РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2016 года № 21-653/2016
Судья Верховного Суда Республики Крым Беляевская О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» на решение судьи Нижнегорского районного суда Республики Крым от 13 сентября 2016 года по делу № 12-11/2016, которым оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нижнегорскому району ФИО1 от 29 июля 2016 года о признании государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нижнегорскому району ФИО1 № № от 29 июля 2016 года государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» (далее Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель Учреждения обжаловал его в суд.
По результатам рассмотрения жалобы решением судьи Нижнегорского районного суда Республики Крым от 13 сентября 2016 года в удовлетворении жалобы Учреждения отказано, постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, представитель Учреждения просит об отмене названного судебного акта и о прекращении производства по делу. Указывая, что Учреждение не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, поскольку не является производственным предприятием, возложенные на него функции Учреждение выполняет посредством заключения государственных контрактов на осуществление дорожной деятельности с подрядными организациями, которые непосредственно выполняют дорожные работы, в том числе по содержанию автомобильных дорог, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству. Соответствующий контракт по вмененному событию правонарушения был заключен 31 декабря 2015 года. По заключенному между Учреждением и государственным унитарным предприятием «Крымавтодор» государственному контракту указанное предприятие приняло на себя обязанности по выполнению работ по содержанию участка автодороги по вмененному событию правонарушения, в том числе в части административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что Учреждение приняло надлежащие меры для выполнения работ по содержанию дорог силами подрядчика в рамках контракта.
В судебное заседание представитель Учреждения, старший государственного инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нижнегорскому району ФИО1, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания посредством судебного извещения, не явились. По собственному усмотрению распорядились предоставленными процессуальными правами, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.
Оснований для отложения рассмотрения дела судья не усматривает.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судья приходит к следующему.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 1462-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» путем преобразования Государственного учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым».
Согласно указанного распоряжения целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;
- размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности;
- обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог;
- организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния;
- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения;
Предметом деятельности ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности по вмененному правонарушению являлось следующее.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности по вмененному правонарушению являлось то, что 01 июня 2016 года в ходе проведения комиссионного обследования железнодорожных переездов Азовская - РЗД 30км 29км+226м, автомобильная дорога 35 ОП М3 35Н-384 Уютное - Зоркино - Чкалово 5км+900м и ст. Нижнегорская 39км+876м, автомобильная дорога 35 ОП М3 35Н-366 Нижнегорский - Линейное 0км+005м выявлены следующие недостатки в содержании улично - дорожной сети:
- автомобильная дорога 350П М3 35Н-384 Уютное - Зоркино - Чкалово 5км+900м: на подъездах к железнодорожному переезду со стороны п. Нижнегорский, п. Азовское и с. Зоркино отсутствует дорожные знаки 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.5,1.4.6 ПДД РФ, что не соответствует требованиям п.5.2.7 ГОСТ 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждения и направляющих устройств» - знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» устанавливают на дорогах с двумя и более полосами для движения в обоих направлениях перед каждым переездом, а на дорогах с одной полосовой - при расстоянии видимости переезда менее 300м; в нарушении п.п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования» на подъездах к железнодорожному переезду отсутствует устройство искусственного освещения с обеих сторон на подходах по 250м - стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м;
- автомобильная дорога 35 ОП РЗ 35Н-366 Нижнегорский - Линейное 0км+005м: в нарушении п.5.2.7 ГОСТ 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на подъездах к железнодорожному переезду со стороны ул. Крымская п. Нижнегорский отсутствуют дорожные знаки 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4.,1.4.5.,1.4.6 ПДД РФ - знаки 1.4.1 -1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» устанавливаются на дорогах с двумя и более полосами для движения в обоих направлениях перед каждым переездом, а на дорогах с одной полосой - при расстоянии видимости переезда менее 300м; в нарушение п.п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования» на подъезде к железнодорожному переезду отсутствует устройство искусственного освещения с обеих сторон на подходах по 250м- стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м.
Указанные нарушения отражены в актах выявленных недостатков в содержании железнодорожных переездов от 1 июня 2016 года. Заявитель их наличие не опроверг.
Определением № от 01 июня 2016 года возбуждено дело по факту выявленных недостатков и назначено административное расследование в отношении неустановленного лица ответственного за содержание подъездных путей железнодорожных переездов Азовская – РЗД 30 км 29км+226м, автомобильная дорога 35 ОП М3 35Н-384 Уютное- Зоркино Чкалово 5км+900 м и ст. Нижнегорская 39км+876м, автомобильная дорога 35 ОП М3 35Н-366 Нижнегорский - Линейное 0км+005м.
В ходе проведения административного расследования было установлено, что участки автомобильных дорог 5км+900м 35 ОП М3 35Н-384 Уютное - Зоркино - Чкалово, и 0км+005 м 35 ОП М3 35Н -366 Нижнегорский - Линейное согласно Постановления Совета Министров Республики Крым от 11 марта 2015 года № 97 отнесены к автомобильным дорогам общего пользования межмуниципального значения и состоят на балансе Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» (приказ ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» от 23 марта 2016 года № 69-ОД).
Указанное свидетельствует о том, что надлежащим субъектом вмененного правонарушения в чьи обязанности отнесено содержание дорог по вмененному событию правонарушения является заявитель.
21 июля 2016 года в связи с наличием в действиях Учреждения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении №.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нижнегорскому району ФИО1 вынес постановление № № от 29 июля 2016 года, которым признал виновным Учреждение в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнул административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом ГИБДД и судьей районного суда в соответствии с положением ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно выяснены обстоятельства данного дела. В соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, в том числе отраженного в акте № выявленных недостатков от 12 июня 2016 года, лицо, допустившее нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих принятие Учреждением своевременных и достаточных мер по выполнению требований вышеуказанных государственных стандартов, по событиям вмененного правонарушения, материалы дела не содержат.
Довод заявителя об отсутствии в Республике Крым «Правил организации дорожного движения», в связи с чем отсутствовала возможность установить дорожные знаки, подлежит отклонению, поскольку обозначенное обстоятельство не освобождало Учреждение от исполнения обязанности по соблюдению требований ГОСТ 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждения и направляющих устройств» и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования».
Указанное свидетельствует о том, что выводы, изложенные в оспариваемых актах о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделаны должностными лицами и судьей первой инстанции на основании исследования собранных по данному делу доказательств, содержащихся в материалах административного дела, в том числе: акта выявленных недостатков №, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с произведенной судьей районного суда оценкой доказательств по делу, выводами суда не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы о том, что Учреждение является ненадлежащим субъектом вмененного правонарушения, так как им с государственным унитарным предприятием «Крымавтодор» был заключен государственный контракт, и указанное предприятие приняло на себя обязанности по выполнению работ по содержанию дорог общего пользования Республики Крым, отклоняются судьей апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку на момент вмененного правонарушения 1 июня 2016 года, срок действия государственного контракта № БК истек. Контракт на новый срок заключен 4 июня 2016 года. При этом, сведения о выполнении условий ранее действовавшего контракта до истечения срока его действия, в том числе о наличии заданий, протоколов периодических проверок и испытаний качества работ и материалов, соответствия их действующим нормативам в отношении Подрядчика (п.1.1, п. 9.4, п.10.3, п.10.5, п. 10.7.1 контракта) со стороны Учреждения, как заказчика по контракту, суду не представлены, соответственно указания автора жалобы об ответственности Подрядчика по контракту, по истечению срока его действия, также не могут быть приняты во внимание.
Указания заявителя о предпринятых мерах в рамках закупочных процедур, с целью создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения и возникшие в связи с ними споры, а также недостаточность финансирования, не освобождают Учреждение от ответственности по вмененному событию правонарушения и не свидетельствуют об отсутствии в действиях апеллянта состава вменного правонарушения с учетом обстоятельств дела, представленных по делу доказательств. При этом суд учитывает, что являясь юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, обеспечения соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам, в том числе выполняя обязательства государственного заказчика, Учреждение должно выполнять принятые на себя обязательства в соответствии с положениями действующего законодательства без недостатков.
Иные доводы жалобы представляют собой субъективную оценку обстоятельств происшедшего, не содержат аргументов, опровергающих выводы суда, в связи с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.
Порядок и срок привлечения Учреждения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Учреждению в соответствии с санкцией статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, пересматривающий дело по жалобе,
решил:
решение судьи Нижнегорского районного суда Республики Крым от 13 сентября 2016 года, вынесенное в отношении государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса об административных правонарушениях № 12-11/2016, оставить без изменения, жалобу государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» - без удовлетворения.
Судья О.Я. Беляевская