дело № 2а-4841/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре Зайцевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Асейкина ФИО4 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Московской области о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне оплаченного налога,
Установил:
Асейкин И.С. обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к МИФНС России №8 по МО о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне оплаченного налога.
В обоснование административного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было получено Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области ему начислен земельный налог в отношении принадлежащих земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства» по ставке в 1,5%.
Он оплатил начисленный Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области земельный налог.
Однако в настоящее время, разобравшись в сложившейся ситуации и оценив с помощью юристов довод налогового органа о том, что принадлежащие ему земельные участки использовались им в предпринимательской деятельности и в связи с этим он должен оплатить земельный налог по повышенной ставке, он считает, что указанный земельный налог уплачен им в излишнем размере и согласно ст. 78 НК РФ ему подлежит возврату денежная сумма в размере 22 736 рублей 00 копеек.
Согласно обстоятельствам дела в 2018 году он как физическое лицо приобрел земельные участки, имеющие следующие характеристики: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, Почтовый адрес ориентира: <адрес> со следующими кадастровыми номерами: №
Все указанные земельные участки являются смежными, не имеют разрывов между границами друг с другом, и, по сути, представляют собой один большой земельный участок, именно поэтому он их приобрел с целью использования в личных целях, не связанных с предпринимательством.
Поскольку в отношении вышеуказанных земельных участков не установлен факт их использования в предпринимательской деятельности, то у налогового органа отсутствовали какие-либо законные основания для исчисления земельного налога за 2019 год по ставке в 1,5%.
В связи с изложенным, он обратился к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, МИФНС России №8 по МО отказало ему в возврате излишне оплаченного налога.
Просит признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области об отказе в возврате излишне уплаченного налога, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ № обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Московской области в течение 10 (десять) рабочих дней с момента вступления в силу решения суда принять решение о возврате ему излишне оплаченного земельного налога в сумме в размере 22 736 рублей 00 копеек; взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 300 рублей.
В судебное заседание административный истец Асейкин И.С. не явился, извещен, просит рассматривать дело в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Межрайонная ИФНС России № 8 по Московской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направил, ранее просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Пунктом 4 статьи 397 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
На основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2019 году) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Пунктом 4 статьи 391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ в пункт 1 статьи 398 НК РФ внесены изменения, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ обязанность по исчислению налога индивидуальным предпринимателям возложена на налоговые органы.
В соответствии с абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты России».
Частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства», а также «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
При этом пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ установлено, что садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;
Таким образом, начиная с 2019 года в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства» применяется налоговая ставка по земельному налогу, установленная в отношении земельных участков, предоставленных для садоводства, т.е. не превышающая 0,3 процента кадастровой стоимости.
При этом пониженные налоговые ставки по налогу, установленные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, применяются некоммерческими организациями и физическими лицами, непосредственно использующими земельные участки в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а не в целях извлечения прибыли (определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №
Следовательно, в случае использования указанных выше земельных участков в коммерческой деятельности (включая перепродажу) подлежат применению налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований для прочих земельных участков в пределах до 1,5 процента кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения относятся к вопросам местного значения поселения.
Принадлежащие Асейкину И.С. земельные участки расположены в границах городского поселения Зарайск муниципального района Московской области, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: «для дачного строительства» «садоводства», «огородничества», «дачного хозяйства», следовательно, расчет земельного налога за 2019 год производится на основании Решения Совета депутатов городского округа Зарайск Московской области от 28.09.2017 № 9/14 (далее по тексту - Решение Совета от 28.09.2017 № 9/14).
Данным Решением установлены налоговые ставки:
- 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В рамках контрольных мероприятий, проведенных административным ответчиком, было установлено, что Асейкин И.С., как налогоплательщик, состоит на учете в качестве физического лица с ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России № 16 по Московской области.
Также с ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 16 по Московской области, ОГРНИП - №. Дополнительным видом деятельности является «Покупка и продажа собственного недвижимого имущества», с кодом - 68.10.
По сведениям, содержащимся в информационном ресурсе административного ответчика и поступившим в налоговый орган из регистрирующих органов в рамках электронного взаимодействия в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ, Асейкин И. С. в период с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником 26 земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с категорией - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - для дачного строительства (далее по тексту - Земельные участки). Земельные участки, находящиеся на территории Зарайского района Московской области, приобретались налогоплательщиком, начиная с 2018 года. Отчуждение Земельных участков им произведено ДД.ММ.ГГГГ
По запросу административного ответчика Администрацией городского округа Зарайск были представлены результаты муниципального земельного контроля ДД.ММ.ГГГГ
В ходе осмотра было выявлено, что на земельных участках отсутствуют водоснабжение, водоотведение, газификация, электроснабжение, водонапорные башни, заборы, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения, нет подъезда (подхода) к каждому земельному участку. Обследованные земельные участки покрыты плотной сорной растительностью естественного происхождения, с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава), отдельно стоящие березы. Таким образом, в ходе проведения обследования было установлено, что дачные строения, сооружения на обследуемых территориях отсутствуют, земельные участки не используются для выращивания плодовых, овощных и сельскохозяйственных культур.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о личном подсобном хозяйстве личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу пункта 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.
Законом Московской области от 17 июня 2003 г. № 63/2003-03 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Московской области применительно к муниципальным образованиям Московской области.
Согласно статье 2 максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность в отношении дачного хозяйства, составляет 0,25 га.
Асейкину И.С. в период ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежало 26 земельных участков общей площадью 30 922 кв.м. Данный факт противоречит доводу плательщика о том, что спорные участки были приобретены им с целью использования в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 ЗК РФ земли является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5%.
Устанавливая пониженную ставку земельного налога 0,3 % в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования.
Таким образом, по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
Фактически приобретенные Асейкиным И.С. земельные участки в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства не использовались, а в течение года были реализованы физическому лицу и получена прибыль.
На основании вышеизложенного следует, что земельные участки изначально были предназначены для использования в коммерческих целях и не использовались налогоплательщиком для личных целей в соответствии с нормами, установленными Законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Асейкина ФИО5 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Московской области о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области об отказе в возврате излишне уплаченного налога, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ №; об обязании Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области в течение 10 (десять) рабочих дней с момента вступления в силу решения суда принять решение о возврате излишне оплаченного земельного налога в сумме в размере 22 736 рублей 00 копеек; о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Московской области государственной пошлины в сумме 300 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кудрякова Ю.С.