Дело № 2-86/2022 37RS0023-01-2021-002791-41
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2022 года г.Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Скокан К.А.,
при секретареКнязевой А.А.,
с участием истца Степанова И.Е., представителя истцов Дубовой Ю.Б.,
представителя ответчика Департамента строительства и архитектуры Ивановской области Панова А.В.,
представителей ответчика Администрации г.о. Шуя Цветковой Я.А., Волковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Степанова Игоря Евгеньевича, Степановой Елизаветы Игоревны, Степановой Натальи Леонидовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей М…, З…, Е… и О…, к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области и Администрации г.о. Шуя о понуждении к исполнению обязательств в сфере реализации права многодетной семьи на меру социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Степанов И.Е., Степанова Н.Л., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей М…, З…, Е…, Л.. и О…, обратились в суд с иском к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области и Администрации г.о. Шуя, в котором просили обязать Департамент Строительства и архитектуры Ивановской области включить семьюСтепановых, состоящую из: супруга Степанова И.Е., супруги Степановой Н.Л., детей М…, З…, Е… Л.. и О …,, в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2022 году под № 1;обязать Администрацию г.о. Шуя оформить и выдать семье Степановых, состоящей из: супруга Степанова И.Е., супруги Степановой Н.Л., детей М…, З…, Е… Л.. и О …, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1648237 руб. 50 коп.
Данные требования истцы мотивировали следующим: семья Степановых была включена в список молодых семей – участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году под порядковым номером 1. Данный документ был направлен в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, представляющий орган исполнительной власти субъекта РФ, который в свою очередь, сформировал и утвердил сводный список, включив в него семью Степановых. 16 мая 2014 года состоялось утверждение губернатором Ивановской области списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, в котором семья Степановых была обозначена под номером 1. На момент формирования и утверждения списка возраст каждого из членов семьи не превышал 35 лет. 30 мая 2014 года выписка из утвержденного списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году на территорииИвановской области была направлена Департаментом строительства иархитектуры Ивановской области в адрес Глав администраций городских округови муниципальных районов Ивановской области, в том числе, в Администрациюгородского округа Шуя. После получения утвержденного списка претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, куда семья истцов вошла под номером 1. По запросу Администрации городского округа Шуя они сдали документы, необходимые для получения свидетельства, обеспеченного 1 282 869 руб. 00 коп., в связи с чем, следующим этапом была фактическая его выдача. О том, что Администрация г.о. получила причитающиеся семье Степановых денежные средств, указывает следующее. На основании Постановления Правительства Ивановской области от 15 апреля 2014 года № 138-П было утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на финансовое обеспечение в 2014 году реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области. Согласно приложению к указанному выше акту, сумма субсидии в рамках программы, участниками которой являлись истцы, для городского округа Шуя составила 2 606 416 руб. за счет средств федерального бюджета и 3 931096 руб. за счет средств бюджета Ивановской области. На основании соглашения № 9-2014 от 08 сентября 2014 года, заключенного между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацией городского округа Шуя департамент принял на себя обязательство предоставить в 2014 году бюджету Администрации городского округа Шуя субсидию на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы в размере 6 254 739 руб., из них: 2 606 416 руб. средства федерального бюджета и 3 648 232 руб. средства областного бюджета. Администрация городского округа Шуя, в свою очередь, была обязана принять указанную выше субсидию, использовать по целевому назначению, обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета в размере 2 148 747 руб. 31 коп. Субсидия перечисляется в установленном порядке в бюджет Исполнителя, т.е. Администрации городского округа Шуя в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаментом, на счета территориальных органов Федерального казначейства. Администрация городского округа Шуя была обязана для перечисления субсидии на софинансирование мероприятий подпрограммы предоставить список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, а также направить средства субсидии молодым семьям, согласно списку Приложение 1 к настоящему Соглашению. На Администрацию городского округа Шуя возлагалась обязанность по обеспечению достижения следующих значений показателей результативности предоставления субсидии: выдачу 12 свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям в течение срока, установленного Правилами. В приложении к указанному выше соглашению, поименованному «Список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году городской округ Шуя» была указана семья истцов под порядковым номером «один», а также указан размер причитающейся социальной выплаты: 1 282 869 руб. Согласно платежному поручению от 23 апреля 2014 года № 784 Департамент строительства и архитектуры Ивановской области перечислил в адрес Финансового отдела администрации городского округа Шуя 282 773 руб. 75 коп.в качестве субсидирования реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей». На основании платежного поручения от 04 сентября 2014 года по аналогичному основанию Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области Финансовому отделу администрации городского округа Шуя было переведено 3 648 323 руб. Таким образом, в интересах семьи Степановых были выделены денежные средства, которые Администрация городского округа Шуя была обязана предоставить им в качестве меры социальной поддержки в 2014 году, выдав соответствующее свидетельство, обеспеченное на сумму 1 282 869 руб. 00 коп. Однако по причине исключения истцов из списка, Администрация городского округа Шуя направила в адрес Начальника Департамента строительства и архитектуры Ивановской области Рощина С.Ю. обращение с указанием на необходимость внести изменения в список получателей социальных выплат с приведением фамилий двух семей, следующих по очереди.В случае, если бы Администрация городского округа Шуя не вынесла Постановление от 19 ноября 2014 года № 1992, она была обязана принять комиссионное решение о предоставлении Степановым свидетельства о праве на получение социальной выплаты, которое уже было обеспечено взыскиваемой денежной суммой. Указанный выше документ, изданный органом местного самоуправления и воспрепятствовавший фактическому получению семьей истцов денежных средств, был признан незаконным Решением Шуйского городского суда Ивановской области. Несмотря на данный факт, их право реализовано не было.Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 10 августа 2020 года в полном объеме были удовлетворены исковые требования истцов о признании за семьей Степановых, состоящей из: супруга Степанова И.Е., супруги Степановой Н.Л., детей М…, З…, Е…, Л.. и О…, включенной в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, утвержденной Губернатором Ивановской области 16.05.2014 г., права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 руб. 00 коп.С Администрации г.о. Шуя за счет казны муниципального образования в пользу Степанова Игоря Евгеньевича взысканы денежные средства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда, Администрация городского округа Шуя обратилась с апелляционной жалобой.По результатам ее рассмотрения, Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда вынесла Апелляционное определение от 16 ноября 2020 года, на основании которого отменила решение Шуйского городского суда Ивановской области в части с вынесением нового решения, которым было отказано во взыскании в пользу Степанова И.Е. денежных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 282 869 рублей 00 копеек. Резолютивная часть апелляционного определениядополнена ссылкой на то, что Решение является основанием для включения семьи Степановых в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат и выдачи им свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в своем Определении от 20 апреля 2021 года указала следующее: поскольку действия по исключению истцов из соответствующего списка были признаны в судебном порядке незаконными, а включение в соответствующий список истцов является, прежде всего, восстановлением их нарушенного права, законные основания для применения к ним возрастных ограничений, предусмотренных Правилами предоставления молодым семьямсоциальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, отсутствуют. Содержащиеся требования к претендентам, в том числе, и повозрасту, предъявляются к лицам, которые только еще претендуют на получение права на социальную выплату, в то время как такое право за истцами было признано еще в 2014 году, т.е. на момент принятия решения о включении семьи Степановых в список участников программы истцы в полном объеме соответствовали предъявляемым требованиям. Таким образом, с учетом вынесенных судебных актов, в частности, выводов, сделанных Шуйским городским судом Ивановской области и Ивановским областнымсудом, к настоящему времени за семьей истцов признано право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, и на включение в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат и выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Несмотря на то, что прошло более года, до настоящего времени семья Степановых не была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и им не было выдано свидетельство о праве на ее получение. При этом данное право на получение меры социальной поддержки, возникшее в 2014 году и подлежащее реализации в виде выдачи свидетельства на сумму 1282 869 руб. 00 коп.в указанное выше время, на протяжении 7 лет является неисполненным.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ заявленные требования истцами были уменьшены, из просительной части исключено указание на размер социальной выплаты, на получение которой Администрация г.о. Шуя обязана оформить и выдать семье Степановых свидетельство.
В судебном заседании истецСтепанов И.Е., а также представитель истцов Дубова Ю.Б. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
ИстцыСтепанова Н.Л., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей М…, З…, Е…, Л.. и О…, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Департамента строительства и архитектуры Ивановской области Панов А.В. с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы отзыва на исковое заявление, согласно которому Департамент не является надлежащим ответчиком по указанному делу, так как полномочия по оформлению и выдаче свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства возложены на органы местного самоуправления. Решение об исключении семьи Степановых из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 г. по Ивановской области было принято Администрацией г.о. Шуя постановлением от 19.11.2014 г. № 1992 на основании заключения межведомственной комиссии от 12.11.2014 г. Администрацией г.о. Шуя в адрес Департамента были представлены изменения списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2014 г., в том числе в отношении исключения семьи Степановых. Департамент полагает, что с учетом изложенного предоставление истцам социальной выплаты для улучшения жилищных условий должно в полном объеме осуществляться за счет средств бюджета Администрации г.о. Шуя. Кроме того, в настоящее время возраст супругов Степановых превышает 35 лет, поэтому включение их семьи в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат противоречит условиям подпрограммы.
Представители ответчика Администрации г.о. ШуяЦветкова Я.А., Волкова Е.Н. с требованиями истцов не согласились, пояснили, что истцами выбран неверный способ защиты, так как апелляционным определением Ивановского областного суда от 16.11.2020 г. указано на включение уполномоченным органом семьи Степановых в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат и выдачу им соответствующего свидетельства. Администрация г.о. Шуи не устанавливает размер выплаты, полагающийся молодой семье, а является звеном по исполнению вручения свидетельства, так как Департамент направляет в Администрацию бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты и утвержденную Губернатором Ивановской области выписку из списка молодых семей-претендентов, в которой указана сумма, подлежащая выплате молодой семье. Следовательно, Администрация г.о. Шуя не является надлежащим ответчиком по данному делу. Так как апелляционным определением Ивановского областного суда от 16.11.2020 г. уже определена обязанность Департамента по включению семьи Степановых в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат и направлению свидетельства о праве на получение социальных выплат, дополнительных судебных актов в отношении включения в список и выдаче свидетельства семье Степановых, по мнению Администрации г.о. Шуя, не требуется.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Ивановской области, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области,надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району,надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утвержден порядок предоставления социальной выплаты молодым семьям на обеспечение жильем.
Согласно данного порядка, установленного в п.п. 25, 26, 27, 28, 29, 30 органом местного самоуправления формируется список молодых семей, желающих получить социальную выплату, после чего органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей, формируется и утверждается сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После устанавливается размер субсидии и с учетом объема субсидии, утверждается список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Далее орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняетпорядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству, а также орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что на основании постановления главы городского округа Шуя от 11 июня 2008 года семья Степановых была поставлена в очередь молодых семей на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья как молодая семья.
Постановлением Правительства Ивановской области № 138-П от 15.04.2014 г. утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на финансовое обеспечение в 2014 г. реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области. Из указанного постановления следует, что городской округ Шуя получил во исполнение данной программы на 2014 г. за счет средств федерального бюджета 2606416 руб. 00 коп., за счет средств бюджета Ивановской области – 3931096 руб. 75 коп.
Данные денежные средства из бюджета Ивановской области Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области перечислены в финансовый отдел Администрации г.о. Шуя платежными поручениями № 784 от 23.04.2014 г. и № 45 от 04.09.2014 г.
Таким образом, по состоянию на 04 сентября 2014 г. весь объем субсидий на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2014 г. поступил в муниципальный бюджет г.о. Шуя.
Согласно представленной выписке из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году (с учетом изменений от 21 октября 2014 года) по городскому округу Шуя видно, что под номером 1 в список включена семья Степановых в составе семи человек, размер предоставляемой социальной выплаты составляет 1282869 руб., из них 551634 руб. за счет средств федерального бюджета, 548426 руб. за счет средств бюджета Ивановской области и 182809 руб. за счет средств местного бюджета.
На основании постановления Администрации г.о. Шуя от 19 ноября 2014 года семья Степановых была исключена из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городском округе Шуя на 2011 – 2015 годы.
Из копии письма от 25 ноября 2014 года видно, что решение об исключении семьи Степановых из списка молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты, было принято на основании заключения межведомственной комиссии, в соответствии с которым признан пригодным для проживания объект незавершенного строительства, находящийся в собственности у Степанова И.Е. Данное письмо было получено Степановой Н.Л. 01 декабря 2014 года.
Из выписки из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году (с учетом изменений от 03 декабря 2014 года) по городскому округу Шуя видно, что семья Степановых в списке молодых семей – претендентов на получение социальных выплат отсутствует.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Заключение межведомственной комиссии от 12 ноября 2014 года и постановление Администрации г.о. Шуя было от 19 ноября 2014 года было оспорено истцами, и 18 мая 2015 года Шуйским городским судом Ивановской области было вынесено решение, которым заявленные требования Степановых были удовлетворены, заключение межведомственной комиссии и постановление Администрации г.о. Шуя были признаны незаконными.
После вступления 31 августа 2015 года указанного решения суда в законную силу Администрация г.о. Шуя направила в адрес Департамента измененный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году, что следует из письма от 15 октября 2015 года, адресованного Степанову И.Е.
09 ноября 2015 года Департамент отказал во включении семьи Степанова И.Е. в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году ввиду достижения супругами возраста 35 лет.
Указанное исключение было оспорено в судебном порядке, то есть Степанов И.Е. обратился в суд с иском, в котором просил обязать Департамент строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацию г.о. Шуя включить семью в сводный список претендентов на получение социальной выплаты и просили обязать выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты. Однако решением Фрунзенского городского суда Ивановской области г. Иваново в удовлетворении требований Степанову И.Е. было отказано. Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново судебной коллегией по гражданским делам Ивановского областного суда 08 августа 2016 года было оставлено без изменения, что подтверждается ксерокопиями указанных судебных решений.
Также Степанов И.Е. обращался в Ленинский районный суд г. Иваново к Администрации г.о. Шуя и УФК по Ивановской области с требованием о взыскании суммы убытков и понуждении перечислить денежные средства, однако решением суда от 17 августа 2017 года Степанову И.Е. в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Таким образом, в период действия муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городском округе Шуя на 2011 – 2015 годы социальная выплата семье Степановых предоставлена не была.
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 10 августа 2020 года за семьей Степановых, состоящей из: супруга Степанова И.Е., супруги Степановой Н.Л., детей М…, З…, Е…, Л.. и О…,включенной в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, утвержденной Губернатором Ивановской области 16.05.2014 г., было признано право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 руб. 00 коп. С Администрации г.о. Шуя за счет казны муниципального образования в пользу Степанова Игоря Евгеньевича взысканы денежные средства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 руб. 00 коп.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 16 ноября 2020 года вышеуказанное решение Шуйского городского суда Ивановской области отменено в части взысканияс Администрации г.о. Шуя в пользу Степанова И.Е. денежных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 282 869 рублей 00 копеек, изложена резолютивная часть в новой редакции, указано что решение является основанием для включения семьи Степановых в список молодых семей- претендентов на получение социальных выплат и выдачи им свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из представленных доказательств по делу, действующих положений программы по обеспечению жильем молодых семей, решения Шуйского городского суда Ивановской области от 10 августа 2020 года, апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 16.11.2020 г. суд приходит к выводу, что за семьей Степановых признано право на включение их в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат и выдачу им свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Конституция Российской Федерации гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется; каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), в том числе каждому гарантируется защита его прав и свобод (статья 46).
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016 г. N 1421-О, заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом, в том числе посредством обращения за судебной защитой, будучи связанным, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лишь установленным федеральным законом порядком судопроизводства.
Таким образом, выбор способа защиты права, в том числе и судебной, принадлежит истцу, и он выбирает его из перечисленных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным решения собрания; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Доводы Департамента строительства и архитектуры Ивановской области о невозможности включения семьи истцов в список семей-претендентов на получение социальных выплат в 2022 г., так как возраст супругов Степановых превышает 35 лет, судом не принимается, поскольку действия по исключению истцов из соответствующего списка были признаны в судебном порядке незаконными, а включение в соответствующий список истцов является, прежде всего, восстановлением их нарушенного права, следовательно, законные основания для применения к ним возрастных ограничений, предусмотренных Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, отсутствуют. Содержащиеся требования к претендентам, в том числе, и по возрасту, предъявляются к лицам, которые только еще претендуют на получение права на социальную выплату, в то время как такое право за истцами было признано еще в 2014 году, т.е. на момент принятия решения о включении семьи Степановых в список участников программы истцы в полном объеме соответствовали предъявляемым требованиям.
С доводами Администрации г.о. Шуя о том, что их функции в указанном споре сводятся только к исполнению вручения свидетельства семье, ввиду чего их действиями права истцов не нарушаются, и требования об обязании их оформить и выдать свидетельство Степановым не подлежат удовлетворению, суд не соглашается, так как согласно п. 30 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жильяи их использования, являющихся Приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (в ред. от 02.03.2021 г.) именно орган местного самоуправления в течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного исковые требования об обязанииДепартамента Строительства и архитектуры Ивановской области включить семью Степановых, состоящую из: супруга Степанова И.Е., супруги Степановой Н.Л., детей М…, З…, Е…, Л.. и О…, в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2022 году и обязании Администрации г.о. Шуя оформить и выдать семье Степановых, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Номер, под которым семья будет включена в список семей-претендентов на получение социальных выплат на 2022 г.,правового значения для выполнения возложенных на ответчиков обязательств не имеет.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 39, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Степанова Игоря Евгеньевича, Степановой Елизаветы Игоревны, Степановой Натальи Леонидовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей М…, З…, Е…, Л.. и О…, к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области и Администрации г.о. Шуя о понуждении к исполнению обязательств в сфере реализации права многодетной семьи на меру социальной поддержки удовлетворить.
Обязать Департамент Строительства и архитектуры Ивановской области включить семью Степановых, состоящую из: супруга Степанова Игоря Евгеньевича, супруги Степановой Натальи Леонидовны, детей М…, З…, Е…, Л.. и О…, в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2022 году.
Обязать Администрацию г.о. Шуя оформить и выдать семье Степановых, состоящей из: супруга Степанова Игоря Евгеньевича, супруги Степановой Натальи Леонидовны, детей М…, З…, Е…, Л.. и О…, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Скокан К.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 31 января 2022 года.
Председательствующий Скокан К.А.