Решение по делу № 33-3693/2019 от 14.08.2019

        Председательствующий по делу        Дело

        Судья Гусманова И.С.    (№ дела в суде 1-й инст. 2-110/2019)

       АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,

судей Казакевич Ю.А., Малолыченко С.В.

при секретаре Лопатиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 04 сентября 2019 года гражданское дело по иску прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Большереченская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Красночикойский район» о возложении обязанности установить в школе информационную вывеску, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, обеспечении беспрепятственного входа в здание школы инвалидов, маломобильных групп населения, профинансировать устранение указанных нарушений,

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального района «Красночикойский район» - Бычкова Д.А.

на решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа» установить при входе в здание информационную вывеску с названием организации, графиком работы организации, план здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечить возможность для беспрепятственного входа в здание школы инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в течение 4 месяцев со дня поступлении соответствующего финансирования от учредителя.

Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа» для устранения нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Большереченская средняя общеобразовательная школа» в доход бюджета муниципального района «Красночикойский район» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей».

Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия

установила:

прокурор обратился в суд с иском, указывая на то, что прокуратурой Красночикойского района была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов в МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа». В нарушение норм федерального законодательства у входа в здание МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа» отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, план здания, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Также здание МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа» не оборудовано пандусами для беспрепятственного доступа к нему инвалидов маломобильной группы. Данные нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о помещениях в здании и на беспрепятственный доступ. Учредителем МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа» является администрация муниципального района «Красночикойский район». Поскольку для устранения нарушения необходимы значительные денежные средства, от учредителя требуются дополнительные меры по финансированию школы. Прокурор просил обязать МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа» установить при входе в здание информационную вывеску с названием организации, графиком работы организации, план здания, выполненные рельефно-точеным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечить возможность для беспрепятственного входа в здание школы для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в течение 2 месяцев со дня поступлении соответствующего финансирования от учреждения, обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа» для устранения нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 3-6).

                Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 56-60).

                В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального района «Красночикойский район» выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что в бюджете муниципального района «Красночикойский район» на указанные исковые требования не заложены финансовые средства и предусмотреть такие средства невозможно ввиду отсутствия источника финансирования. Здание школы передано в оперативное управление МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа». Возлагая на администрацию муниципального района «Красночикойский район» обязанность профинансировать МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа», суд тем самым возложил на администрации муниципального района «Красночикойский район» предусмотреть в решении о бюджете финансирование на данные расходы, однако принятие решения о бюджете является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования. Такое понуждение является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение местных вопросов. Кроме того, исполнение решения суда в срок 4 месяца со дня вступления решения суда в силу в части обеспечения беспрепятственного входа в здание для инвалидов, маломобильных граждан невозможно исполнить, поскольку нужно соблюдать требования ФЗ № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также вследствие наступления период года с низкой температурой воздуха и отсутствия денежных средств в 2019 году. Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л.д. 66-69).

                В возражении на апелляционную жалобу прокурор Красночикойского района указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и на несостоятельность доводов апелляционной жалобы. Здание МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа» было передано ей в оперативное управление, однако полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет администрация муниципального района «Красночикойский район». Здание является объектом социальной инфраструктуры, поэтому должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов. Довод об отсутствии финансирования не может быть принят во внимания, поскольку администрация должна исполнять свои обязанности по обеспечению доступности здания для инвалидов и других групп граждан с ограниченными возможностями передвижения, что не может быть поставлено в зависимость от наличия финансирования. Положения ФЗ № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были учтены при вынесении решения судом первой инстанции. Прокурор просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 74-75).

                Представители ответчиков МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Красночикойский район», надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, об отложении слушания дела не заявляли.

                Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

                Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Выскубову С.А., судебная коллегия приходит к следующему.

                В силу статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

                Нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции, допущено не было.

                В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В силу пп. "а" п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр, информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Красночикойского района Забайкальского края проверки на предмет соблюдения МОУ «Большереченская СОШ» требований законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, было установлено, что у входа в здание образовательного учреждения отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Кроме того, вход в здание МОУ «Большереченская СОШ» не оборудован пандусами для беспрепятственного доступа к нему инвалидов маломобильной группы.

С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных положений закона, принимая во внимание, что здание школы является объектом социальной инфраструктуры, суд пришел к выводу, что МОУ «Большереченская СОШ» в нарушение требований действующего законодательства условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание образовательного учреждения не созданы, чем существенно нарушены права данной категории лиц. При этом обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание общеобразовательного учреждения должна быть возложена именно на МОУ «Большереченская СОШ».

Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установил их достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на администрацию муниципального района «Красночикойский район» обязанности произвести финансирование МОУ «Большереченская СОШ» для устранения нарушений законодательства, указанных в решении суда.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обладает автономией под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной образовании (ч.1 ст. 28 Закона).

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3 ст. 28 Закона).

Согласно Уставу МОУ «Большереченская СОШ» учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальный район «Красночикойский район». Функции и полномочия учредителя школы, а также собственника имущества осуществляет администрация муниципального района «Красночикойский район» (п. 1.6 Устава) (л.д. 38-44).

Школа отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенным школой за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества школы не несет ответственности по обязательствам школы. Школа не отвечает по обязательствам собственника (п.1.8 Устава). Источниками формирования финансовых средств школы являются средства бюджета муниципального района «Красночикойский район» в виде субсидии на выполнение муниципального задания, и иные цели; средства, поступающие от приносящей доход деятельности; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из названных положений Устава следует, что помимо финансового обеспечения как бюджетного учреждения, школа имеет самостоятельные источники дохода, за счет которых может отвечать по своим обязательствам.

Вместе с тем, следует учесть следующее.

В силу статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения уполномочены на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

Положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования помимо иного относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территории.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права здание МОУ «Большереченская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, Прииск Большая Речка, <адрес> на основании постановления администрации муниципального района «<адрес>» от <Дата> принадлежит МОУ «Большереченская СОШ» на праве оперативного управления (л.д. 37).

Согласно частям 1, 2 ст. 209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч. 4 ст. 214 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

В силу статьи 210 ГК Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

При этом, действующим законодательством предусмотрено, что финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных зданий и сооружений, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 года N 689-О-О, согласно которой вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Таким образом, доводы жалобы о том, что финансирование расходов по социальной защите инвалидов является расходным обязательством только лишь учреждения, на праве оперативного управления которому передано имущество органом местного самоуправления, несостоятельны, поскольку приведенными правовыми нормами прямо предусмотрено, что финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности действующих объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.

При этом вопреки доводам жалобы решение суда не возлагает на администрацию муниципального района «Красночикойский район» обязанность предусмотреть в решении о бюджете муниципального района на текущий год финансирование в объеме, необходимом для проведения мероприятий, поименованных в решении суда. Доводы в указанной части являются несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансовой возможности для финансирования мероприятий, предусмотренных решением суда, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения от обязанности, установленной Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Иных доводов, которые имели бы правовое значение для разрешения спора и могли бы повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку они не ставят под сомнение обоснованность выводов суда и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного постановления.

Вместе с тем с учетом вышеприведенных норм, принимая во внимание, что учреждение несет обязанность по содержанию переданного в оперативное управление имущества, судебная коллегия полагает возможным изменить принятое по делу решение, дополнив указанием о возложении обязанности на собственника имущества учреждения – администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать мероприятия по устранению нарушения законодательства.

Кроме того, принимая во внимание, что предоставленный судом срок для исполнения возложенной на ответчиков обязанности в течение четырех месяцев является недостаточным, учитывая, что исполнение обязанностей требует определенных материальных вложений, вне зависимости от отсутствия доводов в данной части, в целях исполнения решения суда судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда в части срока, на который должна быть возложена обязанность – до восьми месяцев.

Исходя из изложенного, абзац 2, 3 резолютивной части решения суда надлежит изложить в следующей редакции:

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа» установить при входе в здание информационную вывеску с названием организации, графиком работы организации, план здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечить возможность для беспрепятственного входа в здание школы инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства в установленный в настоящем определении срок.

В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от <Дата> изменить частично.

Изложить абзац 2 и 3 резолютивной части решения суда в следующей редакции:

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа» установить при входе в здание информационную вывеску с названием организации, графиком работы организации, план здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечить возможность для беспрепятственного входа в здание школы инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства в установленный в настоящем определении срок.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3693/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красночикойского района
Ответчики
МОУ "Большереченская СОШ"
Администрация МР "Красночикойский район"
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Казакевич Юлия Александровна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
01.09.2020Передача дела судье
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020Передано в экспедицию
04.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее