Дело № 2а-1980/2020
74RS0028-01-2020-003156-68
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 июля 2020 года Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Кузнецовой Е.В.,
при секретаре Дмитриевой Е.Д.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области Рє Толмаковой Рћ.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ налогам, пени, восстановлении пропущенного процессуального СЃСЂРѕРєР°,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области (далее РїРѕ тексту – РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Толмаковой Рћ.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ налогам, пени, восстановлении пропущенного процессуального СЃСЂРѕРєР°. Р’ обоснование требований указано, что Толмакова Рћ.Р’. имеет задолженность РїРѕ налоговым платежам. Согласно данным РљР РЎР‘ Р·Р° налогоплательщиком числится задолженность РІ размере 80772 СЂСѓР±. 50 РєРѕРї., РІ том числе: налог РІ размере 55000 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї., пеня РІ размере 3022 СЂСѓР±. 50 РєРѕРї. Направленное требование РѕР± уплате налога, пени, штрафа РѕС‚ 28.12.2009 НОМЕРдо настоящего времени налогоплательщиком добровольно РЅРµ исполнены. Рљ РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ заявлением Рѕ вынесении судебного приказа инспекция РЅРµ обращалась. РџСЂРѕСЃРёС‚ восстановить СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ требованием Рѕ взыскании налога, пени, штрафа. Взыскать СЃ Толмаковой Рћ.Р’. задолженность РІ размере 80772 СЂСѓР±. 50 РєРѕРї., РІ том числе: налог РІ размере 55000 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї., пеня РІ размере 3022 СЂСѓР±. 50 РєРѕРї., штраф РІ размере 22750 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї. (Р».Рґ. 6).
Представитель административного истца РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, извещен, ходатайствовал Рѕ рассмотрении дела РІ ее отсутствие (Р».Рґ. 14,6).
Административный ответчик Толмакова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила возражение относительно исковых требований, просила в удовлетворении отказать в связи с пропуском срока для взыскания задолженности. (л.д. 13,16).
Суд, в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рсследовав письменные материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему выводу.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В силу положений ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Частью 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Однако при этом следует учитывать предусмотренные законом сроки предъявления соответствующих требований и уведомлений об уплате недоимки.
В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговым периодом согласно п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
Согласно требованию Межрайонной РФНС в„–10 РїРѕ Челябинской области НОМЕРот 28.12.2009 РіРѕРґР° ответчику выставлено требование РѕР± уплате недоимки РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц РІ размере 65 000 СЂСѓР±., пени РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц РІ размере 3022 СЂСѓР±. 50 РєРѕРї., штрафа РІ размере 22750 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї. РЎСЂРѕРє исполнения требования РґРѕ 13.01.2010 РіРѕРґР°.
При этом доказательств взыскания задолженности по налогу и пени в порядке приказного производства налоговой инспекцией не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Статьей 75 названного Кодекса предусмотрено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (пункт 1); пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Учитывая, что обязанность по уплате пени является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, то пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо. Дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абзаца 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку срок исполнения требования НОМЕР– 13.01.2010 года, с заявлением о взыскании задолженности в порядке приказного производства налоговый орган должен был обратиться к мировому судье не позднее 13.07.2010 года, чего сделано не было, срок пропущен.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Межрайонная РФНС в„–10 РїРѕ Челябинской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль Р·Р° СЃР±РѕСЂРѕРј налогов Рё своевременностью РёС… взимания, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем ему должны быть известны правила обращения РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ взыскании обязательных платежей Рё санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска такого срока. Об этом также указано в абз. 3 п. 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что налоговым органом РІ отношении заявленной РєРѕ взысканию задолженности меры принудительного взыскания РЅРµ применялись, СЃСЂРѕРєРё для РёС… применения истекли, РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–10 РїРѕ Челябинской области Рє Толмаковой Рћ.Р’. Рѕ взыскании недоимки РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц размере 55000 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї., пени РІ размере 3022 СЂСѓР±. 50 РєРѕРї., штрафа РІ размере 22750 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд-
РЕШРР›:
Отказать Межрайонной Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области РІ восстановлении СЃСЂРѕРєР° для предъявления административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Рє Толмаковой Рћ.Р’. Рѕ взыскании недоимки РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц размере 55000 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї., пени РІ размере 3022 СЂСѓР±. 50 РєРѕРї., штрафа РІ размере 22750 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї.
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Межрайонной РФНС в„–10 РїРѕ Челябинской области Рє Толмаковой Рћ.Р’. Рѕ взыскании недоимки РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц размере 55000 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї., пени РІ размере 3022 СЂСѓР±. 50 РєРѕРї., штрафа РІ размере 22750 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї., отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Кузнецова
.