Решение по делу № 33а-3662/2019 от 30.09.2019

    дело № 2а-1638/2019 (№ 33а-3662/2019)                           судья Илларионова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    22 октября 2019 года                                                                                 город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе

председательствующего Юрковой Т.А.,

судей Башкирова А.А., Щербаковой Н.В.,

при секретаре Сычевой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков администрации муниципального образования г. Тулы, Управления по городскому хозяйству администрации г. Тулы по доверенностям Волынкина А.А. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 08 августа 2019 г. по делу по административному иску прокурора г. Тулы, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Тулы, управлению по городскому хозяйству администрации г. Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнения в порядке ст. 46 КАС РФ обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Тулы, управлению по городскому хозяйству администрации г. Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы о признании бездействия администрации муниципального образования г. Тулы по организации надлежащего водоснабжения на муниципальных объектах водоснабжения, 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора водовод диаметром 900 мм, протяженностью 4245 м, 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора водовод диаметром 600 мм, протяженностью 3500 м, незаконным, обязании администрации муниципального образования г. Тула в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести работы по модернизации объектов водоснабжения: 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора, в целях безаварийного и бесперебойного водоснабжения муниципального образования г. Тула.

В обоснование заявленных требований прокурор г. Тулы указал на то, прокуратурой г. Тулы на основании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте MySlo (газета Слобода) о нарушениях прав жителей г. Тулы в связи с аварийными ситуациями на сетях водоснабжения проведена проверка деятельности АО «Тулагорводоканал» в части соблюдения действующего законодательства при ремонте и содержании объектов водоснабжения, водоотведения, исполнения органами местного самоуправления полномочий по организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Тула.

Муниципальное образование г. Тула обеспечивается водой 4 водозаборами: Медвенско-Осетровский, Маслово-Песоченский, Обидимо-Упкинсий и Окско-Непрейковский.

Медвенско-Осетровский водозабор обеспечивает водоснабжение Пролетарского района, часть Советского и Центрального районов г. Тулы.

Вода в Пролетарский район подается с насосной станции «Медвенки» по 4 водоводам: диаметр 900 мм, материал железобетон, срок ввода в эксплуатацию - 1983 год; диаметр 500 мм, материал чугун, срок ввода в эксплуатацию - 1961 год; диаметр 600 мм, материал чугун, срок ввода в эксплуатацию - 1961 год;

    До насосной станции «Медвенки» вода перекачивается по одному железобетонному водоводу диаметром 900 мм от ст. «Бурдуково».

    Маслово-Песоченский водозабор обеспечивает водой часть Привокзального, Советского и Центрального районов г. Тулы.

    Вода подается насосной станцией «Маслово» по двум стальным водоводам диаметром 700 мм и 800 мм.

    Вода до насосной станции «Маслово» подается по 1 железобетонному водоводу диаметром 700 мм от насосной станции «Барыково». Срок ввода в эксплуатацию водоводов: 1973 год.

Обидимо-Упкинский водозабор обеспечивает водой Зареченский район и часть Советского района г. Тулы. Вода в город подается по 2 водоводам: железобетонный диаметром 800 мм и стальной диаметром 700 мм с насосной станции «Обидимо». Срок ввода в эксплуатацию – 1974 год.

Окско-Непрейковский водозабор обеспечивает водой часть Центрального района г. Тулы, часть Привокзального и Советского районов г. Тулы. Водоснабжение осуществляется от насосной станции «Непрейка» по 2 водоводам диаметром 500 мм (срок ввода в эксплуатацию - 1984 год), материал сталь и ПНД, а также от насосной станции «Ратово» по водоводу диаметром 630 мм. (срок ввода в эксплуатацию – 2008 год), материал ПНД. Водоснабжение насосной станции «Ратово» осуществляется с насосной станции «Подкачки» по стальному водоводу диаметром 1200 мм (срок ввода в эксплуатацию - 2001 год).

Указанные объекты являются муниципальной собственностью муниципального образования город Тула, числятся в Едином реестре муниципального имущества города Тулы.

Постановлением администрации города Тулы от 31.07.2008 № 2879 сети водоснабжения и водоотведения, в том числе объекты водоснабжения 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора водовод диаметром 900 мм и 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора водовод диаметром 600 мм, находящиеся в муниципальной собственности администрации города, закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Ремжилхоз», что подтверждается свидетельством о регистрации права хозяйственного ведения от 27.02.2009.

На основании договора аренды № 9208 от 03.03.2009, заключенного между МУП «Ремжилхоз» и АО «Тулагорводоканал», указанное недвижимое имущество водоснабжения и водоотведения, передано в аренду АО «Тулагорводоканал» сроком на один год. Договор продлен на неопределенный срок в соответствии с требованиями ст. ст. 621, 610 ГК РФ.

Постановлением администрации г. Тулы от 10.10.2016 № 4443 АО «Тулагорводоканал» определено в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Тула, к обязанностям которого в сфере эксплуатации объектов водоснабжения относится поддержание их в безаварийном состоянии, производство текущего и капитального ремонта.

В ходе проверки установлено, что АО «Тулагорводоканал» капитальный и текущий ремонты в 2018 году осуществлялись как подрядным способом, так и собственными силами (хозяйственным способом), в том числе, и указанных выше объектов водоснабжения Медвенско-Осетровского водозабора, на общую суму 245332,42 рублей. Обоснованность указанных расходов проверена в ходе проведенной прокуратурой города проверки.

При этом, реконструкция и модернизация объектов водоснабжения и водоотведения проводится либо собственником имущества в силу ст. 1 ГрК РФ, ст. ст. 209, 210 ГК РФ, либо эксплуатирующей организацией в рамках инвестиционной программы в силу п. 8 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» либо концессионером в рамках заключенного концессионного соглашения в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) могут проводиться эксплуатирующей организацией только в рамках инвестиционной программы.

        При этом в соответствии со ст. ст. 37, 38 Федерального закона № 416-ФЗ инвестиционная программа подготавливается на основании разработанного и утвержденного органами местного самоуправление технического задания для разработки инвестиционной программы актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Тула.

        Однако до настоящего времени указанные документы, в нарушение ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ, органами местного самоуправления не разработаны и не утверждены, что не позволило с 2016 года эксплуатирующей организации утвердить инвестиционную программу. Концессионное соглашение также до настоящего времени органами местного самоуправления не заключено.

        Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тульской области на основании Решения УФАС по Тульской области от 02.08.2016 по делу № 03-03/03-2016 о нарушении МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» и комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесено предписание № 12 от 02.08.2016.

        Данным предписанием комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы предписывалось в срок до 15.12.2016 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, прекратив нарушение ч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в согласовании передачи МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» в аренду ОАО «Тулагорводоканал» и ЗАО «Тулатеплосеть» муниципального имущества (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения) с нарушением установленных законодательством Российской Федерации публичных процедур, а именно переход права владения и/или пользования муниципальным имуществом (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения) осуществлять в строгом соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.0.7.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Срок исполнения данного предписания по ходатайствам комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы неоднократно продлевался, в том числе, для проведения обследования объектов водоснабжения и водоотведения и утверждения актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования. 18.12.2018 срок выполнения предписания продлен до 19.06.2019.

Прокуратурой города в рамках осуществления надзора в администрацию города Тулы по фактам ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере организации водоснабжения и водоотведения на территории городского округа, в связи с длительным непринятием мер по разработке и утверждению актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования, отсутствием технического задания на разработку инвестиционной программы 02.11.2018 и 19.12.2018 внесены представления об устранении выявленных нарушений законодательства.

    Однако каких-либо действенных мер, направленных на устранение указанных УФАС по Тульской области и прокуратурой города нарушений, администрацией города не предпринято.

При этом аварийность сетей водоснабжения и водоотведения резко возросла с конца 2018 года.

Так, 17.12.2018 в 19.30 в Пролетарском территориальном округе нарушилось холодное водоснабжение многоквартирных домов в связи с порывом трубы холодного водоснабжения диаметром 900 мм на Медвенско-Осетровском водозаборе.

В результате аварии прекращено водоснабжение 23 многоквартирных домов с населением 1803 человека.

АО «Тулагорводоканал» проведены аварийно-восстановительные работы участка трубы, водоснабжение восстановлено 18.12.2018 в 06.00.

21.12.2018 в Пролетарском территориальном округе нарушилось холодное водоснабжение многоквартирных домов в связи с порывом трубы холодного водоснабжения диаметром 900 мм на Медвенско-Осетровском водозаборе, в результате аварии затопило индивидуальный жилой дом на участке СНТ «Водник-2» в районе ЖК «Молодежный», АО «Тулагорводоканал» проведены аварийно-восстановительные работы по замене участка трубы.

14.01.2019 в Пролетарском территориальном округе нарушилось холодное водоснабжение многоквартирных домов в связи с порывом трубы холодного водоснабжения диаметром 900 мм на Медвенско-Осетровском водозаборе в районе ЖК «Молодежный». АО «Тулагорводоканал» проведены аварийно- восстановительные работы по замене участка трубы 12 п.м.

В результате аварии прекращено водоснабжение 22 многоквартирных домов с населением 1607 человек.

23.01.2019 в Пролетарском территориальном округе нарушилось холодное водоснабжение многоквартирных домов в связи с порывом трубы холодного водоснабжения диаметром 600 мм на Медвенско-Осетровском водозаборе в районе н/п Комарки. АО «Тулагорводоканал» проведены аварийно-восстановительные работы по замене участка трубы 40 п.м. В результате аварии прекращено, водоснабжение 18 многоквартирных домов, с населением 1435 человек.

    Данные аварийные ситуации обусловлены ветхим состоянием труб, что подтверждается информацией АО «Тулагорводоканал», представленной в ходе проверки, их эксплуатацией сверх установленного ГОСТами срока такой эксплуатации, и послужили основанием для обоснованного обращения граждан в диспетчерскую службу АО «Тулагорводоканал» с заявками о нарушенном водоснабжении.

Указанные поврежденные и замененные участки 3-его подъема Медвенско-Осетровского водозабора водовода диаметром 900мм и 3-его подъема Медвенско-Осетровского водозабора водовода диаметром 600 мм АО «Тулагорводоканал» представлены для исследования с целью подготовки заключения эксперта <...> (СРО-П-019-26082009).

Согласно техническому заключению эксперта № 016 по результатам проведенного обследования технического состояния железобетонных напорных труб РТА 90-II, демонтированных из поврежденных участков водоводов Медвенско-Осетровского водозабора, общее техническое состояние указанных труб оценивается как аварийное, трубы не соответствуют требованиям ГОСТ 12586.0-83 «Трубы железобетонные напорные виброгидроспрессованные. Технические условия» в части использования класса бетона ниже допустимого (п. 2.6 ГОСТ), многочисленные отслоения защитного слоя бетона (п. 2.18 ГОСТ), неравномерность защитного слоя бетона от 3 до 15 мм (п. 2.14 ГОСТ), наличие трещин и раковин (п. 216 ГОСТ). К причинам разрушения объектов, согласно выводам эксперта, можно отнести длительный срок эксплуатации железобетонных труб (более сорока лет), превышающий максимально допустимый срок службы (40 лет); качество труб не соответствует ГОСТ 12586.0-83 «Трубы железобетонные напорные виброгидроспрессованные. Технические условия», естественный физический износ железобетонных напорных труб, наличие микротрещин в стенках труб, электрокоррозия, вызываемая блуждающими токами.

Как пояснил опрошенный в прокуратуре города эксперт ООО «Эксперт Центр», проводивший данное исследование, ФИО5, представленные на исследование участки труб характеризуются ветхостью в связи с длительным сроком эксплуатации, выполнены из материалов, применение которых в настоящее время не допустимо требованиями ГОСТ. При этом замена одного аварийного участка не решит проблему порывов, поскольку ветхим и не соответствующим государственным стандартам является весь водовод, а не один конкретный участок. Аварийный ремонт решает проблему кратчайшего восстановления водоснабжения. Для поддержания же водовода в постоянном безаварийном состоянии необходимо проведение мероприятий по прокладке нового водовода взамен существующего с применением иных материалов труб (бетон в настоящее время не используется), что повлечет изменение пропускной способности, так как существующий водовод не соответствует современным нормативно-техническим требованиям в части: превышен нормативный срок эксплуатации, класс бетона не соответствует требованиям ГОСТ 12586.0-83, имеются многочисленные следы разрушения бетона, наличие трещин и раковин.

Кроме того, как пояснил ФИО6, в соответствии с п. 7.4 СП 31.13330.2012 централизованная система водоснабжения, по степени обеспеченности подачи воды г. Тулы, должна относиться к первой категории. На сегодняшний день централизованная система хозяйственно-питьевого водоснабжения города Тулы не соответствует 1-й категории по степени обеспеченности подачи воды в связи с отсутствием резервных водоводов от водозаборов до разводящих городских сетей (п. 11.11, 11.5 СП 31.13330.2012). Фактически вместо 2х водоводов проложен один (Осетровский водозабор). Поэтому при производстве работ по реконструкции данного ветхого водовода Медвенско-Осетровского водозабора проектными решениями необходимо предусмотреть переключение абонентов на резервный трубопровод. В связи с чем, возможно целесообразнее осуществить строительство нового водовода взамен ветхого, учитывая отсутствие резервного водовода и длительный срок выполнения мероприятий по реконструкции существующего.

    Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости проведения мероприятий по реконструкции либо модернизации данных водоводов 3-его подъема Медвенско-Осетровского водозабора.

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что вопрос о необходимости проведения мероприятий по реконструкции и модернизации данных объектов, учитывая их физический износ и аварийное состояние, увеличение количества произошедших случаев порывов сетей, ни собственником сетей - администрацией города, ни правообладателем - МУП «Ремжилхоз», не рассматривался.

По информации администрации муниципального образования г. Тулы от 22.01.2019 № 19286-к на территории муниципального образования г. Тула реализуются три муниципальных целевых программы «По доведению сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах бывшего Ленинского района до нормативных требований», «Повышение качества жилищного фонда и создание комфортных условий для проживания населения муниципального образования город Тула» (подпрограмма «Ремонт объектов коммунальной инфраструктуры»), инвестиционная программа Международного банка реконструкции и развития (МБРР), в рамках которой реализованы контракты на строительство станций обезжелезивания.

Анализом указанных программ установлено, что мероприятий по реконструкции либо модернизации существующих аварийных объектов водоснабжения: 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора водовода диаметром 900 мм и 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора водовод диаметром 600 мм, не предусмотрено.

    Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления полномочий по организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Тула.

            Кроме того, учитывая факты подтопления жилых домов вследствие аварийных порывов сетей, связанных с их ветхостью и несоответствием установленным требованиям ГОСТ, не проведение мероприятий по реконструкции существующих водопроводных сетей может оказать негативное воздействие на безаварийное водоснабжение населения муниципального образования г. Тула, привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, повреждению имущества, угрозе срыва предстоящего отопительного сезона и нарушению прав неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Тулы Пармухин В.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

        Представители административных ответчиков администрации муниципального образования г. Тулы, управления по городскому хозяйству администрации г. Тулы по доверенностям Волынкин А.А., комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Русаев Е.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Представителя заинтересованного лица АО «Тулагорводоканал» по доверенности Белошицкий А.В. заявленные прокурором г. Тулы требования поддержал, просил их удовлетворить.

    Представитель заинтересованного лица МУП «Ремжилхоз» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 08 августа 2019 г. постановлено:

административные исковые требования Прокурора г. Тулы, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Тулы по организации надлежащего водоснабжения на муниципальных объектах водоснабжения 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора.

Возложить на администрацию муниципального образования г.Тулы обязанность по организации и проведению работ по модернизации объектов водоснабжения 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора в течении 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в целях безаварийного и бесперебойного водоснабжения муниципального образования г.Тулы.

В апелляционной жалобе административные ответчики администрация муниципального образования г. Тулы, управление по городскому хозяйству администрации г. Тулы просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения помощника прокурора г. Тулы Сергеевой О.А., представителя административных ответчиков администрации муниципального образования г. Тула, управления по городскому хозяйству администрации города Тулы по доверенностям Волынкина А.А., представителя заинтересованного лица АО «Тулагорводоканал» по доверенности Белошицкого А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим

Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно положениям ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Тулы в связи с аварийными ситуациями на сетях водоснабжения проведена проверка деятельности АО «Тулагорводоканал» в части соблюдения действующего законодательства при ремонте и содержании объектов водоснабжения, водоотведения, исполнения органами местного самоуправления полномочий по организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Тула.

Муниципальное образование город Тула обеспечивается водой 4 водозаборами: Медвенско-Осетровский, Маслово-Песоченский, Обидимо-Упкинсий и Окско-Непрейковский.

Медвенско-Осетровский водозабор обеспечивает водоснабжение Пролетарского района, часть Советского и Центрального районов г. Тулы. Вода в Пролетарский район подается с насосной станции «Медвенки» по водоводам: диаметр 900 мм, материал железобетон, срок ввода в эксплуатацию - 1983 год; диаметр 500 мм, материал чугун, срок ввода в эксплуатацию - 1961 год; диаметр 600 мм, материал чугун, срок ввода в эксплуатацию - 1961 год.

    До насосной станции «Медвенки» вода перекачивается по одному железобетонному водоводу диаметром 900 мм от ст. «Бурдуково».

    Маслово-Песоченский водозабор обеспечивает водой часть Привокзального, Советского и Центрального районов г. Тулы. Вода подается насосной станцией «Маслово» по двум стальным водоводам диаметром 700 мм и 800 мм. Вода до насосной станции «Маслово» подается по 1 железобетонному водоводу диаметром 700 мм от насосной станции «Барыково». Срок ввода в эксплуатацию водоводов: 1973 год.

Обидимо-Упкинский водозабор обеспечивает водой Зареченский район и часть Советского района г. Тулы. Вода в город подается по 2 водоводам: железобетонный диаметром 800 мм и стальной диаметром 700 мм с насосной станции «Обидимо». Срок ввода в эксплуатацию – 1974 год.

Окско-Непрейковский водозабор обеспечивает водой часть Центрального района г. Тулы, часть Привокзального и Советского районов г. Тулы. Водоснабжение осуществляется от насосной станции «Непрейка» по 2 водоводам диаметром 500 мм (срок ввода в эксплуатацию - 1984 год), материал сталь и ПНД, а также от насосной станции «Ратово» по водоводу диаметром 630 мм. (срок ввода в эксплуатацию – 2008 год), материал ПНД. Водоснабжение насосной станции «Ратово» осуществляется с насосной станции «Подкачки» по стальному водоводу диаметром 1200 мм (срок ввода в эксплуатацию - 2001 год).

Указанные объекты являются муниципальной собственностью муниципального образования город Тула, числятся в Едином реестре имущества муниципального образования города Тулы, что подтверждается письмом КИиЗО администрации г. Тулы от 08.05.2019 №КИиЗО 30/3562/1.

Постановлением администрации г. Тулы от 30.07.2008 № 2879 сети водоснабжения и водоотведения, в том числе объекты водоснабжения 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора водовод диаметром 900 мм и 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора водовод диаметром 600 мм, находящиеся в муниципальной собственности администрации города, закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Ремжилхоз», что подтверждается свидетельством о регистрации права хозяйственного ведения от 27.02.2009.

На основании договора аренды № 9208 от 03.03.2009, заключенного между МУП «Ремжилхоз» и АО «Тулагорводоканал», указанное недвижимое имущество водоснабжения и водоотведения передано в аренду АО «Тулагорводоканал» сроком на один год. Договор продлен на неопределенный срок.

В соответствии с пунктами 4.3.3, 4.3.4 договора аренды установлено, что к обязанностям арендатора АО «Тулагорводоканал», относится за свой счет производить текущее обслуживание и текущий ремонт арендуемого имущества, капитальный ремонт имущества в счет арендной платы.

Постановлением администрации муниципального образования г. Тулы от 10.10.2016 № 4443 АО «Тулагорводоканал» определено в качестве гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Тула и к ее обязанностям относится поддержание объектов водоснабжения в безаварийном состоянии, производство текущего и капитального ремонта.

    17.12.2018 года в 19.30 в Пролетарском территориальном округе г. Тулы нарушилось холодное водоснабжение многоквартирных домов в связи с порывом трубы холодного водоснабжения диаметром 900 мм на Медвенско-Осетровском водозаборе. В результате аварии прекращено водоснабжение 23 многоквартирных домов с населением 1803 человека. АО «Тулагорводоканал» проведены аварийно-восстановительные работы участка трубы, водоснабжение восстановлено 18.12.2018 в 06.00.

    21.12.2018 в Пролетарском территориальном округе г. Тулы нарушилось холодное водоснабжение многоквартирных домов в связи с порывом трубы холодного водоснабжения диаметром 900 мм на Медвенско-Осетровском водозаборе, в результате аварии затопило индивидуальный жилой дом на участке № 374 СНТ «Водник-2» в районе ЖК «Молодежный», АО «Тулагорводоканал» проведены аварийно-восстановительные работы по замене участка трубы.

        14.01.2019 в Пролетарском территориальном округе г. Тулы нарушилось холодное водоснабжение многоквартирных домов в связи с порывом трубы холодного водоснабжения диаметром 900 мм на Медвенско-Осетровском водозаборе в районе ЖК «Молодежный». АО «Тулагорводоканал» проведены аварийно- восстановительные работы по замене участка трубы 12 п.м. В результате аварии прекращено водоснабжение 22 многоквартирных домов с населением 1607 человек.

23.01.2019 в Пролетарском территориальном округе г. Тулы нарушилось холодное водоснабжение многоквартирных домов в связи с порывом трубы холодного водоснабжения диаметром 600 мм на Медвенско-Осетровском водозаборе в районе н/п Комарки. АО «Тулагорводоканал» проведены аварийно-восстановительные работы по замене участка трубы 40 п.м. В результате аварии прекращено, водоснабжение 18 многоквартирных домов, с населением 1435 человек.

Считая, что со стороны администрации муниципального образования г. Тулы имеет место бездействие, выразившееся в ненадлежащей организации водоснабжения на муниципальных объектах водоснабжения - 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора водовод диаметром 900 мм, протяженностью 4245 м, 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора водовод диаметром 600 мм, протяженностью 3500 м, в не проведении мероприятий по модернизации данных водоводов, прокурор г. Тулы обратился в суд за признанием его незаконным и обязании устранить допущенные нарушения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования г. Тулы ненадлежащим образом осуществляет решение вопросов местного значения, в непринятии мер по организации водоснабжения муниципального образования г. Тулы, что привело к возникновению систематических аварийных ситуаций, прекращению водоснабжения многоквартирных домов, нарушению холодного водоснабжения, подтоплению индивидуальных жилых домов.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что стороной административного истца не представлено доказательств бездействия административного ответчика, не приведено конкретных обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении (ненадлежащим исполнении) администрацией муниципального образования г. Тулы публичных полномочий по организации водоснабжения населения, поскольку администрацией муниципального образования г. Тулы городские сети водоснабжения переданы в хозяйственное ведение переданы МУП «Ремжилохоз», у которого заключен договор аренды сетей водоснабжения с АО «Тулагорводоканал» и именно последнее обязано поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание, осуществлять капитальный ремонт имущества, повторяют возражения, приведенные стороной административного ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом решении суда.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, зарепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

Как следует из ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Исходя из ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 16 Устав муниципального образования город Тула к вопросам местного значения муниципального образования относятся в том числе организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера этого же федерального закона).

Судом первой инстанции достоверно установлено, что аварийные ситуации сетей водоснабжения и водоотведения 3-его подъема Медвенско-Осетровского водозабора обусловлены ветхим состоянием труб, их эксплуатацией сверх установленного ГОСТами срока, что стало основанием для обоснованного обращения граждан в диспетчерскую службу АО «Тулагорводоканал» с заявками о нарушенном водоснабжении.

Поврежденные и замененные участки 3-его подъема Медвенско-Осетровского водозабора водовода диаметром 900 мм и 3-его подъема Медвенско-Осетровского водозабора водовода диаметром 600 мм АО «Тулагорводоканал» представлены для исследования с целью подготовки заключения эксперта <...> (СРО-П-019-26082009).

Из технического заключения <...> № 016 об обследования технического состояния железобетонных напорных труб РТА 90-II диаметром 900 мм, демонтированных из поврежденных участков водовода Медвенско-Осетровского водозабора, следует, что общее техническое состояние указанных труб оценивается как аварийное, трубы не соответствуют требованиям ГОСТ 12586.0-83 «Трубы железобетонные напорные виброгидроспрессованные. Технические условия» в части использования класса бетона ниже допустимого (п. 2.6 ГОСТ), многочисленные отслоения защитного слоя бетона (п. 2.18 ГОСТ), неравномерность защитного слоя бетона от 3 до 15 мм (п. 2.14 ГОСТ), наличие трещин и раковин (п. 216 ГОСТ). К причинам разрушения объектов, согласно выводам эксперта, можно отнести длительный срок эксплуатации железобетонных труб (более 40 лет), превышающий максимально допустимый срок службы (40 лет); качество труб не соответствует ГОСТ 12586.0-83 «Трубы железобетонные напорные виброгидроспрессованные. Технические условия», естественный физический износ железобетонных напорных труб, наличие микротрещин в стенках труб, электрокоррозия, вызываемая блуждающими токами.

Одновременно из письма АО «Тулагорводоканал» от 08.08.2019 № 2-27/5837-19 следует, что эксплуатационный износ чугунного водовода 3-его подъема Медвенско-Осетровского водозабора 600 мм составляет 100% в связи с чем, для обеспечения надлежащего функционирования указанного водовода необходимо провести мероприятия по его ремонту (реконструкции или модернизации).

Как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, стороной административного ответчика факты систематического прорыва труб холодного водоснабжения на Медвенско-Осетровскомо водозаборе в связи с их ветхим, изношенным (до 100%), аварийным состоянием не оспаривались.

Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 1 ГрК РФ строительство установлено созданием зданий, сооружений, строений (в т.ч. на месте сносимых объектов капитального строительства). В свою очередь, реконструкцией обозначено изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (количества этажей, высоты, объема, площади), в т.ч. перестройка, надстройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена (восстановление) несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов подобных конструкций на аналогичные либо другие улучшающие показатели этих конструкций элементы (восстановления указанных элементов).

Точное определение модернизации в действующем законодательстве отсутствует, но из содержания ч. ч. 3 и 4 ст. 16.1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что модернизация систем коммунальной инфраструктуры включает: повышение надежности и эффективности эксплуатации соответствующей системы коммунальной инфраструктуры; обеспечение установленного нормативами качества коммунальных услуг, предоставляемых с использованием такой системы; мероприятия по строительству (реконструкции) объектов системы коммунальной инфраструктуры, включая выполнение проектных работ, работ по инженерным изысканиям, проведение экспертизы проектной документации, технического обследования и энергетического обследования (при необходимости их проведения), расчет и обоснование стоимости таких работ и обследований.

Механизмы инвестиционной программы, равно как и производственной, являются согласно ст. 40 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» элементами организационно-правовой системы планирования и развития централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения).

Реконструкция и модернизация объектов водоснабжения и водоотведения проводится либо собственником имущества в силу ст. 1 ГрК РФ, ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ либо эксплуатирующей организацией в рамках инвестиционной программы в силу п. 8 ст. 2 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», либо концессионером в рамках заключенного концессионного соглашения в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) могут проводиться эксплуатирующей организацией только в рамках инвестиционной программы.

        При этом, согласно ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа подготавливается на основании разработанного и утвержденного органами местного самоуправление технического задания для разработки инвестиционной программы, актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Тула.

        В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения и водоотведения; плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды; решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа должна содержать: плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; расчет эффективности инвестирования средств; предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Из ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведения.

В соответствии с п. 2 указанного Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в нарушение ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившего в законную силу с 01.01.2013, органами местного самоуправления не разработана и не утверждена инвестиционная программа, в которую вошли бы мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения Медвенско-Осетровского водозабора.

Концессионное соглашение, как того требует Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» также до настоящего времени органом местного самоуправления не заключено.

В обосновании доводов сторона административного ответчика ссылалась на то, администрацией утвержден базовый трехлетний проект «Замена магистральных сетей водоснабжения муниципального образования город Тула», согласно которому за период с 2019-2021 г.г. будет произведена перекладка 28,1 км магистральных водоводов МО г. Тула на общую сумму 729,5 млн.руб. Источники финансирования: АО «Тулагорводоканал», администрация г. Тула, Правительство Тульской области.

Согласно данному проекту 24.05.2019 АО «Тулагорводоканал» начаты работы по перекладке водовода 3-го подъема Медвенско-Осетровского водозабора от ВНС «Медвенка» до ВНС «Щегловская» протяженностью 3,6 км, диаметром 900 мм. В 2019 на ремонт указанного водовода предусмотрено 114,7 млн.руб.: 89,9 млн.руб. – средства АО «Тулагорводоканал» на строительно-монтажные работы и приобретение 2,4 км.трубы; 24,8 млн.руб. – средства администрации города Тулы на приобретение 1,2 км.трубы. Администрацией г.Тулы 16.07.2019 заключен контракт на поставку труб с ООО «Полипластик Центр». Срок поставки в течение 30 дней со дня подписания контракта. На сегодняшний день АО «Тулагорводоканал» проведены работы по замене участка водовода протяженностью 1,268 км.

Однако приведенные обстоятельства судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о надлежащем исполнении возложенной на орган местного самоуправления обязанности по организации водоснабжения населения, какие-либо доказательства, подтверждающие исполнение настоящего полномочия, призванного обеспечить выполнение мероприятий по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения Медвенско-Осетровского водозабора, администрацией муниципального образования г. Тулы не представлены.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о бездействии администрации муниципального образования г. Тулы, выраженное в невыполнении всех требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», ненадлежащем исполнении полномочий в сфере организации водоснабжения муниципального образования г. Тулы, что повлекло систематические аварийные ситуации, прекращение водоснабжения многоквартирных домов, нарушение холодного водоснабжения, подтопление индивидуальных жилых домов.

Отсутствие в бюджете необходимого финансирования само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Орган местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством.

Понуждение органа местного самоуправления к выполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей не может расцениваться как вмешательство в его деятельность, на чем настаивает в апелляционной жалобе сторона административного ответчика.

Доводы апелляционной жалобы о рассмотрении дела с нарушением правил подсудности не являются основаниями для отмены постановленного по делу решения.

При этом, в силу ч. 5 ст. 310 КАС РФ правильное по существу решение суда не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям, а нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения (ч. 4 ст. 310 КАС РФ).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, суд независимо от доводов жалобы отменяет решение в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 310 КАС РФ.

При рассмотрении настоящего спора судебной коллегией не выявлены такие нарушения материального либо процессуального права, которые могли бы привести к отмене решения суда, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

В силу ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 22 КАС РФ в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ).

Из заявленных требований следует, что прокурором г. Тулы заявлено требование о признании бездействия администрации муниципального образования г. Тулы и обязании устранить допущенные нарушения путем проведения соответствующего вида работ на объектах водоснабжения 3-ий подъем Медвенско-Осетровского водозабора, который осуществляет водоснабжение Пролетарского района, часть Советского и Центрального районов г. Тулы.

Тем самым, прокурор г. Тулы правомерно обратился с административным исковым заявлением в Центральный районный суд г. Тулы.

Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованность рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства, судебная коллегия полагает несостоятельной, основанной на неправильном толковании норм процессуального права, регламентирующих порядок рассмотрения заявленных требований.

Суждения в апелляционной жалобе на нарушение требований процессуального закона, а именно не принятия решения в отношении иных административных ответчиков, привлеченных к участию в деле, не являются основаниями к отмене постановленного по делу решения, так как судом первой инстанции при разрешении заявленных требований определен надлежащий ответчик, к которому и разрешены административные требования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы администрации предоставлен разумный срок для проведения работ по организации водоснабжения в течение трех месяцев.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной стороной административного ответчика в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 08 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административных ответчиков администрации муниципального образования г. Тулы, управления по городскому хозяйству администрации г. Тулы - без удовлетворения.

Председательствующий

33а-3662/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Тулы
Ответчики
Администрация г.Тулы
Управление по городскому хозяйству администрации г.Тулы
Комитет имущественных и земельных отношений администрации МО г.Тулы
Другие
МУП "РЕМЖИЛХОЗ"
АО "Тулагорводоканал"
Суд
Тульский областной суд
Судья
Юркова Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
26.01.2020Передача дела судье
26.01.2020Судебное заседание
23.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2019Передано в экспедицию
16.08.2020Передача дела судье
16.08.2020Судебное заседание
22.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее