Дело № 2-135/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Фирово 05 июня 2015 года
Фировский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Калинина А.Ю.,
при секретаре Федоровой М.А.,
с участием помощника прокурора Фировского района Соловьева К.А.,
истца Осипова А.А.,
представителя истца адвоката Завьяловой О.В., представившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика руководителя ТОСЗН Фировского района Тверской области Афанасьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осипова Анатолия Александровича к ответчику Территориальному отделу социальной защиты населения Фировского района Тверской области об обязании включения в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,
У С Т А Н О В И Л:
Осипов Анатолий Александрович обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Территориальному отделу социальной защиты населения Фировского района Тверской области об обязании включения в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Свои требования мотивировал тем, что он проживает по <адрес> дом принадлежит ему на праве собственности. Он, являясь бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, в ноябре 2013 года обратился в Администрацию Фировского городского поселения с заявлением о рассмотрении вопроса о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ноябре 2013 года его дом, 1939 года постройки, был обследован комиссией, в том числе с участием инспектора жилищной инспекции, был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым жилой <адрес> был признан непригодным для проживания. Постановлением Администрации Фировского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ он бы поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Документы были направлены в адрес ТОСЗН Фировского района Тверской области непосредственно Администрацией поселения. В феврале 2014 года он направил в адрес ответчика письмо с просьбой включить его, как бывшего несовершеннолетнего узника концлагеря, в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". На указанное обращение был получен ответ (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, не включена в действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714. Кроме того, указывалось, что вопрос о включении его в список будет решен после проверки прокуратурой Фировского района.
П. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Таким образом, действующее правовое регулирование содержит нормы, предусматривающие включение указанных категорий граждан в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, напротив, не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем. Исходя из изложенного, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат включению в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности.
На сегодняшний момент постановление Администрации Фировского городского поселения не отменено, а вопрос о включении его в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета так и не разрешен.
На основании определения Фировского районного суда от 12.05.2015 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Министерство социальной защиты населения Тверской области, а также для дачи заключения по делу привлечен прокурор.
Представитель третьего лица администрации Фировского городского поселения Фировского района в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 30).
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв на исковое заявлении, в котором указали, что Осипов А.А. является несовершеннолетним узником концлагерей, созданных фашистами в период второй мировой войны, им предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки, установленные для участников ВОВ, однако законодатель не приравнивает их участникам ВОВ в полном объеме, в частности на указанную категорию не распространяется действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.», касающегося необходимости завершить обеспечение жильем отдельных категорий граждан. Органами МСУ Осипов А.А. признан нуждающимся в жилье и поставлен на соответствующий учет. Однако на федеральном уровне не установлен механизм обеспечения жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, из федерального бюджета не поступают денежные средства на предоставление данной меры социальной поддержки указанной категории граждан. Считают, что Осипову А.А. необходимо обратиться в администрацию по месту жительства для решения вопроса об обеспечении жильем в соответствии с жилищным законодательством, в т.ч. по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья (л.д. 31-32).
На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Истец Осипов А.А. в судебном заседании просил удовлетворить его требования.
Представитель истца адвокат Завьялова О.В. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что Осипов проживает по <адрес> деревянном доме, построенном еще в 1939 году, признанном в установленном порядке аварийным, он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, документы были направлены в ТОСЗН. Истец имеет удостоверение, что является узником фашистских концлагерей, на него распространяются льготы, предусмотренные ст. 15 ФЗ «О ветеранах». Они не претендуют на получение жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.», просят их лишь включить в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года N 275-па "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области". Постановление главы Администрации Фировского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставления жилого помещения Осипова А.А» является действующим, несмотря на то, что на него был вынесен протест прокурора Фировского района № от ДД.ММ.ГГГГ., протест был отклонен, в судебном порядке указанный акт не отменен.
Представитель ответчика ТОСЗН Фировского района Тверской области Афанасьева Е.В. в судебном заседании пояснила, что нуждаемость Осипова А.А. в жилье не оспаривается, однако, с учетом статьи 28.2 Федерального закона "О ветеранах" для включения истца в реестр нет оснований. Осипов А.А. не входит в категорию лиц, указанных в Указе Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1954 годов", категории граждан, имеющих право на получение жилья либо субсидий на его приобретение, перечислены в Указе от 07 мая 2008 г. N 714, не подлежат расширительному толкованию. Осипов А.А. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 г., был признан в судебном порядке несовершеннолетним узником фашистских концлагерей в 2006 году. Истец имеет право на получение жилья за счет местного бюджета в порядке переселения из аварийного жилья, пусть администрация Фировского городского поселения и предоставляет тому жилье. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан как несовершеннолетние узники концлагерей, созданных фашистами в период второй мировой войн, в связи с чем требования Осипова А.А. не подлежат удовлетворению.
Прокурор Соловьев К.А. пояснил, что Постановление главы Администрации Фировского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставления жилого помещения Осипова А.А» является действующим, несмотря на то, что на него был вынесен протест прокурора Фировского района № от ДД.ММ.ГГГГ г., протест был отклонен, в судебном порядке это постановление не отменено. С учетом указанного в исковом заявлении истцом, сложившейся судебной практики, считает требования Осипова А.А. подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материал, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что Осипов А.А. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в связи с чем ему выдано удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Из копии технического паспорта, заявления от ДД.ММ.ГГГГ г, актов от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., заключения от ДД.ММ.ГГГГ г., выписки из протокола и постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Осипов А.А. проживает в деревянном доме 1939 года постройки, им было подано заявлении об обследовании дома, в установленном законе порядке дом был признан непригодным для проживания, постановлением Администрации Фировского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Осипов А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 6-12, 14-20).
ТОСЗН Фировского района Тверской области было отказано в постановке на учет Осипова А.А. в порядке предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения жилья в порядке, определенном Федеральным законом "О ветеранах", со ссылкой на то, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны, данной категории граждан не предусмотрено предоставление средств на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем (л.д. 21).
На постановление Администрации Фировского городского поселения Фировского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № был подан ДД.ММ.ГГГГ за № протест прокурором Фировского района об отмене указанного постановления, в удовлетворении протеста было отказано, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке не отменялось, является действующим (л.д. 34-38),
Разрешая требования о возложении на ТОСЗН Фировского района Тверской области обязанности включить Осипова А.А в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, на основании постановления Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 г. N 275-па "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области", суд приходит к следующим выводам.
Пункт 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 23.2 указанного закона РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ст. 23.2 п. 3 п\п. 2 указанной закона установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе, по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
В силу п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в п\п. 2 п. 3 ст. 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 названной статьи предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п\п. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Тверской области, постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2007 г. N 275-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области.
Согласно пункту 4 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, проживающие на территории Тверской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Разделом II Порядка определен порядок учета граждан, имеющих право на получение субсидии или единовременной денежной выплаты, в соответствии с которым территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области на основании сведений, полученных от органов местного самоуправления, осуществляют сверку и корректировку списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; информацию о корректировке списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющий детей-инвалидов, направляют в Министерство социальной защиты населения Тверской области ежемесячно, не позднее второго числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующих сведений от органов местного самоуправления; в пределах доведенных бюджетных ассигнований формируют список граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем году, в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления; начальник территориального отдела социальной защиты населения Тверской области утверждает список претендентов и в течение десяти дней с даты доведения бюджетных ассигнований уведомляет граждан о включении их в список претендентов на получение субсидии или единовременной денежной выплаты.
Таким образом, действующее правовое регулирование содержит нормы, предусматривающие включение указанных категорий граждан в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, напротив, не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем.
Исходя из изложенного, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат включению в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности.
Доводы представителя ответчика о том, что приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", не могут быть приняты судом, поскольку истцом таких требований истцом не заявлялось. Как указывалось выше истец, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение установленных Федеральным законом "О ветеранах" мер социальной поддержки по обеспечению жильем и данное право должно быть реализовано в порядке очередности.
Доводы представителя ответчика, что Осипов А.А. не может быть включен в указанный реестр, так как у того не было статуса несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей на 01.01.2005 г., также не основан на законе.
Осипов А.А. имеет право на предоставление жилья в соответствии с п\п. 2 п. 3 ст. 23.2 федерального закона «О ветеранах», требование же о постановке на учет до 01.01.20105 года распространяется на лиц, указанных в п\п. 3 п. 3 ст. 23.2 указанного закона, к которым Осипов А.А. не относится, что следует из содержания ст. 23.2 п. 3.1, п. 3.2 вышеназванного закона «О ветеранах».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Осипова Анатолия Александровича к ТОСЗН Фировского района об обязании включить в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения Фировского района Тверской области района включить Осипова Анатолия Александровича в список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года N 275-па "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суда в течение месяца со дня изготовления полного текста мотивированного решения, путем подачи жалобы через Фировский районный суд Тверской области.
Судья А.Ю. Калинин
Полный текст мотивированного решения изготовлен 08 июня 2015 года.
Судья А.Ю. Калинин