Дело № 2-587/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Чеменева Е.А.,
при секретаре Миягашевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абаканского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «РЖД» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Абаканский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») об обязании совершить определенные действия, требования мотивировал тем обстоятельством, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение нормативных требований из 241-ой радиостанции типа РВ-1М и РВ-1М2, которыми оборудованы локомотивы приписки эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II, у 94-х выработан временной ресурс в 10 лет. Так, радиостанции типа РВ-1М и 2РВ-1М, предназначенные для организации поездной радиосвязи на железнодорожном транспорте, с номерами <данные изъяты> произведены в 2000 году, техническими условиями на данные радиостанции установлен назначенный срок эксплуатации в 10 лет, следовательно, срок эксплуатации радиостанций истек в 2010 году. По информации завода-изготовителя дальнейшая эксплуатация радиостанций может быть разрешена после проведения экспертной оценки технического состояния на соответствие требования ТУ и продления назначенного ресурса, однако такая экспертная оценка не проводилась. Пунктом 4.10 ГОСТа 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия и определения» установлено, что назначенный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. В связи с эксплуатацией средств поездной радиосвязи сверх назначенного ресурса главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ. Истец полагает, что эксплуатация радиостанций без проведения экспертной оценки технического состояния на соответствие требованиям ТУ и продления назначенного ресурса не отвечает требованиям безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта и создает предпосылки для причинения вреда жизни и здоровью работникам локомотивных бригад, лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта. Просил запретить ОАО «РЖД» оборудовать локомотивы приписки эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II радиостанциями типа РВ-1М с номерами <данные изъяты> и типа 2РВ-1М с номерами <данные изъяты>.
В ходе рассмотрения дела транспортным прокурором были уточнены исковые требования, которые сводятся к следующему: запретить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» использование вышеуказанных радиостанций без проведения экспертной оценки их технического состояния на соответствие требованиям технических условий ИЖ1.101.043 ТУ и продления назначенного ресурса.
Определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о запрете совершить определенные действия прекращено в части запрета акционерному обществу «Российские железные дороги» использовать радиостанции типа РВ-1М с номерами <данные изъяты> и типа 2РВ-1М с номерами <данные изъяты>, без проведения экспертной оценки ее технического состояния на соответствие требованиям Технических условий ИЖ1.101.043 ТУ и продления назначенного ресурса в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании старший помощник Абаканского транспортного прокурора ФИО4 поддержала исковые требования по основаниям иска, указала, что полагает, что эксплуатация радиостанций без проведения экспертной оценки технического состояния на соответствие требованиям ТУ и продления назначенного ресурса не отвечает требованиям безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта и создает предпосылки для причинения вреда жизни и здоровью работникам локомотивных бригад, лицам, пользующимися услугами железнодорожного транспорта.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что целью искового заявления должна быть защита интересов неопределенного круга лиц, а не лишение возможности и права другого лица осуществлять свою деятельность. В данном случае прокурор обратился с требованием запретить использование исправных радиостанций, эксплуатация которых никоим образом не затрагивает интересы неопределенного круга лиц и тем более не нарушает их права. Прокурор не указал причинно-следственную связь между использованием радиостанции более 10 лет и нарушением либо даже возможностью нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Прокурор ссылается на разъяснения врио начальника Сибирского ФИО1 А.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ, которые даны за рамками предоставленной компетенции в связи с чем не могут считаться надлежащим доказательством по делу. Представленные прокурором технические условия на радиостанцию РВ-1М подтверждают, что на радиостанцию заводом не установлен «назначенный срок службы». В ГОСТе 27.002-89, на который ссылается прокурор, заявляя свои требования, содержатся различные понятия и виды сроков службы: 1) срок службы, 2) назначенный срок службы, 3) средний срок службы. Только в отношении назначенного срока службы указанным ГОСТом предусмотрено, что при его достижении эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. Доказательств того, что радиостанциям установлен именно назначенный срок службы, а не какой-либо иной, Истцом в материалы дела не представлено. Кроме того, как в действующем законодательстве РФ, так и в локальных актах ОАО «РЖД» отсутствует запрет эксплуатировать радиостанции с истекшим сроком службы. В Правилах технической эксплуатации железных дорог РФ установлен единственный запрет, касающийся радиостанций - это запрет выпускать локомотив, если имеется неисправность устройств поездной радиосвязи (п. 24 Приложения №). Доказательств неисправности спорных радиостанций, Истец в материалы дела не представил. Все радиостанции регулярно проходят техническое обслуживание и находятся в исправном состоянии. Основания для признания незаконной эксплуатации радиостанций и запрете их эксплуатации отсутствуют.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2.1.2 Положения об эксплуатационном локомотивном депо Абакан-II – структурном подразделении Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», одной из основных задач эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II является обеспечение безопасности движения поездов.
В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути не общего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Обязательные требования к железнодорожному подвижному составу и специальному железнодорожному подвижному составу, их составным частям, контейнерам, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, элементам верхнего строения железнодорожного пути не общего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружениям, расположенным на них, специальным программным средствам, используемым для организации перевозочного процесса, и формы подтверждения соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу ст. 3 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ деятельность в области железнодорожного транспорта регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.В пределах предоставленных полномочий Министерством транспорта России приказом от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее – Правила).
Пунктом 2 Приложения № к Правилам установлено, что все участки железнодорожного транспорта, на которых обращаются поезда, должны быть оборудованы поездной радиосвязью.
Поездная радиосвязь должна обеспечивать устойчивую двустороннюю связь машинистов поездных локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава: с диспетчером поездным в пределах всего диспетчерского участка; с дежурными по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон; с машинистами встречных и вслед идущих локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава, находящихся на одном перегоне в пределах зоны действия локомотивных радиостанций; с дежурными по железнодорожным переездам на расстоянии не менее длины участков приближения к ним; с начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда и помощником машиниста при выходе его из кабины на расстояние, необходимое для ограждения поезда и при удалении его от оси пути следования поезда в пределах действия носимой радиостанции.
В соответствии с п. 9 Приложения № к Правилам локомотивы и моторвагонный железнодорожный подвижной состав, а также специальный самоходный подвижной состав должны быть оборудованы средствами поездной радиосвязи, совместимыми с поездной радиосвязью инфраструктуры по маршрутам обращения поездов.
Пункт 21 Приложения № к Правилам прямо указывает: запрещается установка на железнодорожный подвижной состав деталей и узлов, назначенный срок службы которых истек (абзац введен Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 57).
Поскольку установка средств поездной радиосвязи (радиостанций) является обязательной на всех локомотивах, то суд соглашается с доводами транспортного прокурора о том, что оборудование локомотивов средствами поездной радиосвязи с истекшим сроком службы запрещается.
Доводы ответчика о том, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает запрета на оборудование локомотивов узлами и деталями, включая средства связи, с истекшим сроком службы, суд признает необоснованными, противоречащими нормам материального права.
Проверка соблюдения правил технической эксплуатации на железнодорожном транспорте в Локомотивном депо Абакан-2 проводилась Абаканским транспортным прокурором в пределах его полномочий.
В материалах проверки имеется Перечень локомотивов приписки депо Абакан, оборудованных радиостанциями типа РВ-1М и РВ-1М2 с истекшим сроком службы. Данный перечень составлен и подписан главным инженером эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II ФИО6 В перечне значится 92 радиостанции с истекшим сроком службы, в том числе радиостанции, выпущенные ОАО «Корпорация - Новосибирский завод Электросигнал»:
- №, года выпуска: 2000 год, срок службы истек в 2010 году;
- №, года выпуска: 2000 год, срок службы истек в 2010 году;
- №, года выпуска: 2000 год, срок службы истек в 2010 году;
- №, года выпуска: 2000 год, срок службы истек в 2010 году;
- №, года выпуска: 2000 год, срок службы истек в 2010 году;
- №, года выпуска: 2000 год, срок службы истек в 2010 году;
Перечень содержит сведения о номерах локомотивов, на которых установлены радиостанции с истекшим сроком службы.
Таким образом, суд признает установленным факт оборудования локомотивов указанными радиостанциями с истекшим сроком службы.
Из сообщений ОАО «Корпорация – Новосибирский завод Электросигнал» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что Техническими условиями ИЖ1.101.043 ТУ на радиостанцию РВ-1М и ИЖ1.101.043 ТУ Дополнение 1 на радиостанцию РВ-1М2 установлен назначенный ресурс эксплуатации 10 лет. Дальнейшая эксплуатация радиостанций может быть разрешена после проведения экспертной оценки технического состояния радиостанций специалистами предприятия на соответствие требований ТУ на договорной основе.
ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II ФИО7 Абаканским транспортным прокурором внесено представление о принятии мер к устранению допущенных нарушений законодательства при эксплуатации железнодорожного транспорта, а также причин и условий, им способствующих, в том числе в связи с эксплуатацией средств поездной радиосвязи с истекшим сроком службы.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Сибирского ФИО1 государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II – ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 руб. Основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица ответчика явилось, в том числе, оборудование локомотивов радиостанциями с истекшим сроком службы.
В силу п. 4.10 Межгосударственного стандарта: Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. ГОСТ 27.002-89, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ГОСТ 27.002-89) срок службы - это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.
В Приложении к указанному ГОСТу 27.002-89 «Пояснения к терминам, приведенным в стандарте» разъяснено, что данный термин является технико-экономической характеристикой и не относится к показателям надежности (показателям долговечности). При достижении объектом назначенного ресурса (назначенного срока службы) в зависимости от назначения объекта, особенности эксплуатации, технического состояния и других факторов объект может быть списан, направлен в средний или капитальный ремонт, передан для применения не по назначению, переконсервирован или может быть принято решение о продолжении эксплуатации.
Ответчиком не представлено доказательств, что используемые радиостанции типа РВ-1М с номерами 04020043, 00060492, 04060110, 04060071, 04050015, 04020021 прошли средний или капитальный ремонт, проведена экспертная оценка их технического состояния и принято решение о продолжении их эксплуатации.
Доводы представителя истца о проверке исправности действия устройств радиосвязи при проведении технического обслуживания локомотивов судом во внимание не принимаются, поскольку доказательств принятия решения уполномоченными лицами о продлении срока службы радиостанций не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что транспортный прокурор доказал то обстоятельство, что на локомотивах ответчика в нарушение прямого запрета, содержащегося в Правилах технической эксплуатации, были установлены радиостанции с истекшим сроком службы, а ответчик, в свою очередь, не представил суду доказательств, что указанные радиостанции имеют иной, более продолжительный срок службы, либо доказательств принятия решения о продлении срока службы и разрешения на дальнейшую эксплуатацию радиостанций, либо доказательств списания и утилизации радиостанций с истекшим сроком службы.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Учитывая, что эксплуатация радиостанций с истекшим сроком службы не отвечает требованиям безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта и прямо противоречит общественным интересам, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования о запрете ответчику использование радиостанций типа РВ-1М с номерами <данные изъяты><данные изъяты> без проведения экспертной оценки их технического состояния на соответствие требованиям технических условий ИЖ1.101.043 ТУ и продления назначенного ресурса.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.
Запретить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» использование радиостанций типа РВ-1М с номерами <данные изъяты> без проведения экспертной оценки их технического состояния на соответствие требованиям технических условий ИЖ1.101.043 ТУ и продления назначенного ресурса.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» госпошлину в местный бюджет в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Е.А. Чеменев