Дело № 2а-68-2021
(№ 2а- 636-2020)
УИД 18RS0007-01-2020-001070-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Пос. Балезино 11 февраля 2021 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гафуровой С.В., с участием
административного истца помощника прокурора Балезинского района Удмуртской Республики Артемьевой Т.М.,
административного ответчика Администрации муниципального образования «Балезинский район» Королевой О.П., действующей на основании доверенности,
при секретаре Емельяновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Балезинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Балезинский район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Балезинского района Удмуртской Республики обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки органами местного самоуправления законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлены нарушения.
В соответствии с п.4.3 ст.17 федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.7.4 Закона УР от 13.07.2005 года №42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», к вопросам местного значения муниципального района относится полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренном Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении". Аналогичные полномочия предусматривает п. 4 ст. 7 Устава Администрации МО «Балезинский район».
В силу приведенных норм Закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
Из информации Администрации МО «Балезинский район» от <дата> <номер> следует, что каптаж, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый <номер>, с <дата> находится в собственности Администрации МО «Балезинский район», однако мероприятия, направленные на разработку проектов ЗСО каптажа, не проводились.
Бездействие Администрации МО «Балезинский район» создает предпосылки к загрязнению источника водоснабжения, нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Просил признать незаконным бездействие Администрации МО «Балезинский район» в невыполнении обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны источника водоснабжения - каптажа, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый <номер>. Обязать Администрацию МО «Балезинский район» в срок до <дата> разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - каптажа, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый <номер>.
В судебном заседании помощник прокурора Артемьева Т.М. требования, изложенные в заявлении поддержала, подтвердила доводы, изложенные в иске, в части увеличения срока возражений не имеет, считает возможным предоставить срок до <дата> для выполнения мероприятий по разработке проектов зон санитарной охраны источника водоснабжения.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Балезинский район» Королева О.П., возражений по заявленным требованиям не имеет, просила предоставить срок до <дата> для выполнения мероприятий по разработке проектов зон санитарной охраны источника водоснабжения.
Заслушав административного истца, доводы административного ответчика, иисследовав в соответствии со ст. 62, 63 КАС РФ письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу пункта 4 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 2 Федерального закона от <дата> №52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно -эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 19 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» определено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно -эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 18 Федерального закона от <дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от <дата> №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с положениями ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно п. 1.4. СанПиН 2.<дата>-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <дата> <номер> зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.<дата>-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.<дата>-02 организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Согласно п. 1.11 СанПиН 2.<дата>-02 проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой проверки органами местного самоуправления законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлены нарушения.
Как следует из направленной Администрацией муниципального образования «Балезинский район» в адрес прокурора Балезинского района информации <номер> от <дата> с приложением перечня объектов, находящихся в собственности Администрации муниципального образования «Балезинский район» проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - каптажа, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый <номер>, не разработан, что нашло свое подтверждение в судебном заседании и не оспаривалось представителем административного ответчика.
Из ответа заместителя главы Администрации муниципального образования «Балезинский район» С.А. Кирющенкова <номер> от <дата> следует, что территория вокруг каптажей, расположенных по адресу: <адрес>, не ограждена; отмостки из кирпича, бетона или асфальта с уклоном в сторону водоотводной канавы для защиты каптажной камеры от затопления поверхностными водами не оборудованы.
В силу вышеуказанных норм закона Администрацией муниципального образования «Балезинский район», в собственности которого находится указанный объект водоснабжения, не приняты меры по разработке проектов зон санитарной охраны источника водоснабжения - каптажа, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый <номер>.
Неисполнение Администрацией муниципального образования «Балезинский район» требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в указанной части существенным образом нарушает права населения муниципального образования «Балезинский район», создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Балезинского района УР к Администрации муниципального образования «Балезинский район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Балезинский район» выразившееся в непринятии мер к разработке проектов зон санитарной охраны источника водоснабжения - каптажа, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>.
Обязать Администрацию муниципального образования «Балезинский район» в срок до <дата> разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - каптажа, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый <номер>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья С.В. Гафурова