Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-3400/2015
Судья Павлов В.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2015 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., судей Нестеровой А.А., Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску администрации <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики к Петрову А.Н., Петровой Е.В., действующим за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 и ФИО3, о взыскании неосновательного обогащения, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе ответчиков ПетроваА.Н., ПетровойЕ.В. на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 05 июня 2015 года, которым исковые требования администрации <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики удовлетворены и постановлено:
взыскать в пользу администрации <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики с Петрова А.Н., Петровой Е.В., ФИО1., ФИО2 и ФИО3 солидарно социальную выплату в размере <данные изъяты> руб.;
взыскать с Петрова А.Н., Петровой Е.В., а также с несовершеннолетних ФИО1., ФИО2 и ФИО3 (законными представителями которых являются Петров А.Н. и Петрова Е.В.) государственную пошлину в размере по <данные изъяты> руб. с каждого в доход бюджета Урмарского района Чувашской Республики.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Администрация <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском с учетом последующих дополнений к Петрову А.Н., Петровой Е.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств в размере <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что на основании заявления от 28 июля 2008 года Петров А.Н. с семьей в составе супруги Петровой Е.В., сыновей ФИО1. и ФИО2, включены в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2002-2010 годы». В соответствии с заявлением от 21 февраля 2011 года Петров А.Н. с семьей в составе супруги Петровой Е.В., сыновей ФИО1, ФИО2 и ФИО3, включены в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы». В рамках реализации данной подпрограммы из бюджета <данные изъяты> сельского поселения Чувашской Республики Петрову А.Н. на основании его заявления от 06 августа 2014 года и свидетельства от 06 августа 2014 года № была перечислена субсидия на приобретение жилья в размере <данные изъяты> руб., в т.ч. из федерального бюджета - <данные изъяты> руб., из республиканского бюджета Чувашской Республики – <данные изъяты> руб., из бюджета поселения - <данные изъяты> руб. в срок до 10 апреля 2015 года. При документальной проверке целевого использования денежных средств, выделенных в 2014 году, администрации <данные изъяты> сельского поселения из бюджета Урмарского района Чувашской Республики на мероприятия по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, проведенной контрольно-счетной палатой Чувашской Республики, установлен факт неправомерности выделения денежных средств семье Петрова А.Н., которая не довела до администрации <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики сведения о приобретенных на праве собственности объектах недвижимого имущества. Молодая семья Петрова А.Н. 16 апреля 2014 года заведомо ухудшила свои жилищные условия путем прекращения права собственности на <данные изъяты> долю жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Указывая, что семье Петровых неправомерно выделены денежные средства, истец просит взыскать их с ответчиков, ссылаясь на ст.ст. 1102, 1109 ГК РФ.
В судебном заседании представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики Борисов Н.И. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебном заседании ответчики Петров А.Н. и Петрова Е.В., действующие за себя и за своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3, а также их представитель Егоров С.Л. иск не признали, просили в его удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Урмарского района Чувашской Республики Васильев Б.Н. полагал иск подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное ответчиками ПетровымА.Н., ПетровойЕ.В. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на несогласие с выводом суда о намеренном ухудшении жилищных условий путем прекращения права собственности на <данные изъяты> долю жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. При оформлении документов для получения субсидии ответчики не знали, что за ними было зарегистрировано право собственности на <данные изъяты> долю указанного жилого помещения. Необходимые документы для получения субсидии уже были собраны, поэтому они приняли решение отказаться от <данные изъяты> доли на жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м. Поскольку в момент решения вопроса о выделении денег данные обстоятельства были известны истцу, полагают, что денежные средства были выделены ответчикам на законных основаниях. Истцом не было представлено доказательств о недобросовестности ответчиков при получении субсидии.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании заявления от 28 июля 2008 года Петров А.Н. с семьей в составе супруги Петровой Е.В., сыновей ФИО1. и ФИО2, включены в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы».
В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы из бюджета <данные изъяты> сельского поселения Чувашской Республики Петрову А.Н. на основании его заявления от 06 августа 2014 года и свидетельства от 06 августа 2014 года серии ФПМС № перечислена субсидия на приобретение жилья в размере <данные изъяты> руб., в т.ч. из федерального бюджета - <данные изъяты> руб., из республиканского бюджета Чувашской Республики - <данные изъяты> руб., из бюджета поселения - <данные изъяты> руб. в срок до 10 апреля 2015 года, что видно из заявки на перечисление бюджетных средств, платежных поручений от 27 октября 2014 года № на сумму <данные изъяты> руб., от 02 декабря 2014 года № на сумму <данные изъяты> руб., № на сумму <данные изъяты> руб. и № на сумму <данные изъяты> руб.
Из договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 29 августа 2014 года следует, что Петров А.Н., действующий за себя и своих несовершеннолетних детей - ФИО1., 08 апреля 2005 года рождения, ФИО2, 25 июля 2007 года рождения, и ФИО3, 16 сентября 2010 года рождения, и Петрова Е.В. купили за <данные изъяты> руб. у А.Г. на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле в праве каждый в соответствии с условиями договора, находящиеся по адресу: <адрес>, под № земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, с кадастровым номером №, кадастровой стоимостью по состоянию на 06 августа 2010 года <данные изъяты> руб., предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выданным 06 августа 2010 года Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике - Чувашии за №, и расположенный на нем одноэтажный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м.
Ссылаясь на совершение семьей Петровых 16 апреля 2014 года намеренных действий по ухудшению жилищных условий и неправомерную выдачу в связи с этим семье Петровых свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, администрация <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики обратилась в суд с настоящим иском и просила взыскать с ответчиков денежные средства в размере <данные изъяты> руб.
Удовлетворяя заявленные администрацией <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики исковые требования о взыскании с ответчиков денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, суд первой инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для получения ответчиками социальной выплаты не имелось, поскольку семья Петрова А.Н. 16 апреля 2014 года прекратила право собственности на <данные изъяты> долю жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, совершила действия по намеренному ухудшению жилищных условий. При этом суд исходил из того, что до отчуждения 16 апреля 2014 года Петровым А.Н. принадлежащей ему <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. их семья не являлась нуждающейся в жилых помещениях, поскольку была обеспечена общей площадью жилого помещения выше учетной нормы и не могла быть участником указанной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (с 17 августа 2012 года).
Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции находит законными и обоснованными, как основанные на правильном применении норм материального права и соответствующие установленным по делу обстоятельствам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в которую входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей») участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе, семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
На основании пункта 7 указанных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются, в том числе, молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 18 данных Правил предусмотрено, что основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложены в статье 51 ЖК РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ к таковым относят граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4, 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно решению Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики от 14 марта 2006 года № 17 по <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилья на человека.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 22 мая 2014 года № следует, что Петрову А.Н. на праве собственности принадлежало и принадлежит:
- жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Дата государственной регистрации – 31 августа 2009 года. Основание - договор дарения земельного участка и жилого дома от 03 августа 2009 года;
- <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Дата государственной регистрации - 20 августа 2010 года. Основание - договор купли-продажи земельного участка и жилого дома от 20 апреля 2010 года;
- <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Дата государственной регистрации - 17 августа 2012 года. Основание - договор купли-продажи земельного участка от 03 октября 2006 года. Дата государственной регистрации прекращения права – 16 апреля 2014 года.
Из указанной выше выписки из ЕГРП также видно, что членам семьи Петрова А.Н. Петровой Е.В., ФИО1, ФИО1 каждому принадлежит право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Дата государственной регистрации – 20 августа 2010 года. Основание - договор купли-продажи земельного участка и жилого дома от 20 апреля 2010 года.
Принимая во внимание, что с учетом принадлежащих ответчикам жилых помещений после 17 августа 2012 года на каждого из членов семьи Петровых приходилось по <данные изъяты> кв.м. ((<данные изъяты> + <данные изъяты> + (1/4х108,9)): 5=<данные изъяты>), что выше учетной нормы, установленной по <данные изъяты> сельскому поселению Урмарского района Чувашской Республики (15 кв.м. общей площади жилья на одного человека), у ответчиков отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Соответственно семья Петровых не отвечала требованиям, предъявляемым федеральным законодательством к участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», т.к. после приобретения 17 августа 2012 года <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> не нуждалась в улучшении жилищных условий и не могла быть включена в списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (в рассматриваемом случае в 2014 году), тем более не было оснований для выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках названной подпрограммы.
Вместе с тем, после отчуждения семьей Петровых принадлежащей ей <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, обеспеченность членов семьи Петрова А.Н. площадью жилого помещения стала составлять <данные изъяты> кв.м., то есть ниже учетной нормы по <данные изъяты> сельскому поселению Урмарского района Чувашской Республики.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Петровым А.Н. совершены действия по ухудшению своих жилищных условий были совершены намеренно для последующего приобретения права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
На основании статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
После совершения сделки 16 апреля 2014 года по отчуждению принадлежащей на праве собственности доли семья Петровых включена в список на получение социальной выплаты на 2014 год по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» без учета положений ст. 53 ЖК РФ. Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что семья ответчиков необоснованно получила социальную выплату для приобретения жилого помещения, в то время как не отвечала предъявляемым требованиям Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище») являются законными и обоснованными. В связи с чем семья Петровых, не имея на то законных оснований, неосновательно получила социальную выплату и обязана возвратить неосновательное обогащение.
Оснований, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, влекущих исключение обязанности по возврату неосновательного обогащения, не имеется.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, предусмотренные в форме субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
При этом субсидии перечисляются в установленном порядке первоначально в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств. В последующем распределение субсидий, выделяемых из бюджета субъекта РФ, в том числе и за счет федерального бюджета, осуществляется между муниципальными образованиями, участвующими в реализации подпрограммы. Перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта РФ в установленном порядке (пункты 11, 14,15 Приложения 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.)
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи в Постановлении Правительства РФ закреплено использование свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме (раздел V паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»).
В рассматриваемом случае органом местного самоуправления, выдавшем свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, является администрация <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики.
Само по себе софинансирование мероприятий по подпрограмме из источников финансирования федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета, не свидетельствует о том, что администрация <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики является ненадлежащим истцом. Взысканные с Петровых социальные выплаты подлежат учету в порядке, предусмотренном подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, процедура которой подробно регламентирована Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в момент решения вопроса о выделении социальной выплаты Петровым обстоятельства по отчуждению <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. были известны истцу, судебная коллегия признает несостоятельными.
Материалы исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Между тем судебная коллегия считает необходимым уточнить абз. 2,3 резолютивной части решения Урмарского районного суда Чувашской Республики от 05 июня 2015 года, указав, что законными представителями несовершеннолетних ФИО1., ФИО2, ФИО3 являются родители - Петров А.Н. и Петрова Е.В.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Петрова А.Н., Петровой Е.В. на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 05 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Уточнить абз. 2,3 резолютивной части решения Урмарского районного суда Чувашской Республики от 05 июня 2015 года, изложив их в следующей редакции:
«Взыскать в пользу администрации <данные изъяты> сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики с Петрова А.Н., Петровой Е.В., а также с несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в лице их законных представителей Петрова А.Н., Петровой Е.В. солидарно социальную выплату в размере <данные изъяты> (семьсот семьдесят одна тысяча семьсот пятьдесят) рублей.
Взыскать с Петрова А.Н., Петровой Е.В., а также с несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в лице их законных представителей Петрова А.Н., Петровой Е.В. государственную пошлину в размере по <данные изъяты> руб. с каждого в доход бюджета Урмарского района Чувашской Республики».
Председательствующий О.В. Агеев
Судьи А.А. Нестерова
И.Н. Орлова