Судья Богут Е.В. Дело № 33а-3003
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 апреля 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, администрации Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 22 декабря 2016 года, которым требования удовлетворены: на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории Михайловского муниципального района на земельном участке, расположенном в координатах № по автодороге А-181 по направлению в сторону города Владивостока из пгт. Кавалерово перед с. Осиновкой по правую сторону, площадью около 50 кв.м; на земельном участке, расположенном в координатах № по автодороге А-181 по направлению в сторону города Владивостока из пгт. Кавалерово перед с. Осиновкой по левую сторону, площадью около 70 кв.м; на земельном участке, расположенном в координатах № в непосредственной близости от автодороги А-182 по направлению в с. Михайловка- Турий Рог, поворот, обозначенный дорожным знаком 26 км в 2500 метрах от знака в непосредственной близости прилегающей территории дороги по правую сторону площадью около 20 кв.м; на земельном участке, расположенном в координатах № в непосредственной близости от автодороги А-182 по направлению в с. Михайловка- Турий Рог в 2500 метрах от стелы Хороль в непосредственной близости от дороги по правую сторону площадью около 25 кв.м. На администрацию Михайловского муниципального района возложена обязанность участвовать в организации ликвидации указанных несанкционированных свалок, расположенных на территории Михайловского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения представителя департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края Вышковского О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Бекетовой В.А., представителя администрации Михайловского муниципального района Приморского края Веремчук А.А., судебная коллегия
установила:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с названным административным иском, указав, что в ходе проверки информации Управления Росприроднадзора по Приморскому краю о несоблюдении законодательства об отходах производства и потребления на территории Михайловского муниципального района установлено, что на данной территории организованы несанкционированные свалки, в том числе на земельном участке, расположенном в координатах № по автодороге А-181 по направлению в сторону города Владивостока из пгт. Кавалерово перед с. Осиновкой по правую сторону, площадью около 50 кв.м; на земельном участке, расположенном в координатах № по автодороге А-181 по направлению в сторону города Владивостока из пгт. Кавалерово перед с. Осиновкой по левую сторону, площадью около 70 кв.м; на земельном участке, расположенном в координатах № в непосредственной близости от автодороги А-182 по направлению в с. Михайловка- Турий Рог, поворот, обозначенный дорожным знаком 26 км в 2500 метрах от знака в непосредственной близости прилегающей территории дороги по правую сторону площадью около 20 кв.м, на земельном участке, расположенном в координатах № в непосредственной близости от автодороги А-182 по направлению с.Михайловка - Турий Рог в 2500 метрах от стелы Хороль в непосредственной близости от дороги по правую сторону площадью около 25 кв.м.
На свалках размещены навалы бытовых (коммунальных) отходов в виде полиэтиленовых мешков, пластиковых и стеклянных бутылок, железных банок, картона и мебели, одежды, предметов, утративших свои потребительские свойства, строительных материалов, автомобильных покрышек.
Территория Михайловского муниципального района подлежит очистке от отходов в соответствии с законодательно установленными требованиями, обязанность по исполнению которых входит в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений. Непринятие администрацией Михайловского муниципального района мер к ликвидации указанной несанкционированной свалки также является незаконным.
Размещение несанкционированных свалок на территории Михайловского муниципального района свидетельствует о выполнении ненадлежащим образом полномочий департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края как органом исполнительной власти Приморского края, обеспечивающим реализацию государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства и организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов.
Просил возложить на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанные несанкционированные свалки, расположенные на территории Михайловского муниципального района, возложить на администрацию Михайловского муниципального района обязанность участвовать в организации ликвидации несанкционированных свалок.
В судебном заседании помощник прокурора требования поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и администрации Михайловского муниципального района.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на департамент по мотиву его незаконности и необоснованности и об отказе в удовлетворении административного иска.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Михайловского муниципального района просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Михайловского муниципального района на земельном участке, расположенном в координатах № по автодороге А-181 по направлению в сторону города Владивостока из пгт. Кавалерово перед с. Осиновкой по правую сторону, организована несанкционированная свалка, площадью 50 кв.м; на земельном участке, расположенном в координатах № по автодороге А-181 по направлению в сторону города Владивостока из пгт. Кавалерово перед с. Осиновкой по левую сторону организована несанкционированная свалка площадью 70 кв.м; на земельном участке, расположенном в координатах № в непосредственной близости от автодороги А-182 по направлению в с. Михайловка- Турий Рог, поворот, обозначенный дорожным знаком 26 км в 2500 метрах от знака в непосредственной близости прилегающей территории дороги по правую сторону, площадью 20 кв.м; на земельном участке, расположенном в координатах № в непосредственной близости от автодороги А-182 по направлению с. Михайловка - Турий рог, в 2500 метрах от стелы Хороль в непосредственной близости от дороги по правую сторону, площадью около 25 кв.м.
На момент рассмотрения дела в суде свалки не ликвидированы, что сторонами не оспаривалось.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд исходил из положений статей 6, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», которыми полномочия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Поскольку согласно положению о департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее-Департамент), утвержденному постановлением администрации Приморского края № 195-па от 06 августа 2007 года, Департамент разрабатывает региональную программу в области обращения с отходами, обеспечивает организацию деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (пункты 8.49-8.53 Положения), суд возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
На территории Приморского края за организацию несанкционированной свалки отходов предусмотрена административная ответственность (статья 7.24 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 466-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае»).
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление лица, ответственного за организацию такой свалки.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Применяя Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющий правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, суд не учел, что ликвидация выявленной несанкционированной свалки бытового мусора по установленным в результате проверки координатам, не регулируется нормами права в сфере правоотношений по обращению с отходами, а является по своей сути организацией работ по благоустройству территории путем очистки ее от мусора.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Согласно п. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В заседании судебной коллегии прокурором представлены сведения из публичной кадастровой карты, свидетельствующие о том, что земельные участки находятся на территории Михайловского муниципального района Приморского края; сведений о разграничении государственной собственности либо о правообладателе земельных участков, а также о собственнике отходов в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах распоряжение земельным участком, в том числе и его санитарное содержание, в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 года) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отнесено к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района - администрации Михайловского муниципального района.
Поскольку вопросы уборки территории от бытовых отходов относятся к компетенции органа местного самоуправления муниципального района, надлежащим ответчиком по делу является администрация Михайловского муниципального района.
Учитывая, что судом применен закон, не подлежащий применению, что повлекло неправильное разрешение спора, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и с возложением обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию Михайловского муниципального района.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 22 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Приморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию Михайловского муниципального района Приморского края ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории Михайловского муниципального района:
-на земельном участке, расположенном в координатах № по автодороге А-181 по направлению в сторону города Владивостока из пгт. Кавалерово перед с. Осиновкой по правую сторону, площадью около 50 кв.м;
-на земельном участке, расположенном в координатах № по автодороге А-181 по направлению в сторону города Владивостока из пгт. Кавалерово перед с. Осиновкой по левую сторону, площадью около 70 кв.м;
-на земельном участке, расположенном в координатах № в непосредственной близости от автодороги А-182 по направлению в с. Михайловка - Турий Рог, поворот, обозначенный дорожным знаком 26 км в 2500 метрах от знака в непосредственной близости прилегающей территории дороги по правую сторону, площадью около 20 кв.м;
-на земельном участке, расположенном в координатах № в непосредственной близости от автодороги А-182 по направлению с. Михайловка - Турий рог, в 2500 метрах от стелы Хороль в непосредственной близости от дороги по правую сторону, площадью около 25 кв.м.
В удовлетворении административного иска Приморского межрайонного природоохранного прокурора к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - отказать.
Председательствующий
Судьи