Дело № 2-234/2019
64RS0018-01-2019-000254-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2019 года г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Евлампиевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Букреевой А.В.,
с участием помощника прокурора Краснокутского района Саратовской области Завихонова И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению – средняя общеобразовательная школа № 2 г. Красный Кут Саратовской области, администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области об обязании установить при входе в здание образовательного учреждения информационную мнемосхему (тактильную схему движения), на основных путях движения установить тактильную направляющую полосу,
установил:
прокурор Краснокутского района обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению–средняя общеобразовательная школа № 2 г. Красный Кут Саратовской области (далее – МОУ-СОШ № 2 г. Красный Кут Саратовской области ), где просит обязать образовательное учреждение в срок до 10.01.2020 года установить при входе в здание МОУ-СОШ № 2 г. Красный Кут Саратовской области информационную мнемосхему (тактильную схему движения), а также на основных путях движения установить тактильную направляющую полосу в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001"; обязать администрацию Краснокутского муниципального района в срок до 10.01.2020 года финансировать оплату расходов МОУ-СОШ № 2 г. Красный Кут Саратовской области, направленных на их установку. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка деятельности МОУ-СОШ № 2 г. Красный Кут Саратовской области в части исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также СП 59.13330.2012 при входе в здание МОУ-СОШ № 2 г. Красный Кут Саратовской области для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Краснокутского района Саратовской области Завихонов И.О. поддержал исковые требования в полном объеме по тем же основаниям.
Представитель ответчика МОУ-СОШ № 2 г. Красный Кут Саратовской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно представленного заявления исковые требования признал в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно представленного заявления исковые требования признал в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям норм вышеназванного Закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 года № 605. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В соответствии с пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Основной целью установки указанной мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации в пространстве.
Согласно Уставу муниципального общеобразовательного учреждения- средней общеобразовательной школы № 2 г. Красный Кут Саратовской области Краснокутского района Саратовской области главным распорядителем бюджетных средств Учреждения, выступает администрация Краснокутского муниципального района в лице главы Краснокутского муниципального района, который распределяет лимиты бюджетных обязательств, осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации Саратовской области, муниципальными правовыми актами Краснокутского муниципального района (л.д. 9,10).
В ходе проведенной 19.03.2019 года прокуратурой Краснокутского района Саратовской области проверкой установлено, что в МОУ СОШ № 2 г. Красный Кут Саратовской области отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей, которая должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м (л.д. 6).
Прокурором Краснокутского района Саратовской области в адрес начальника управления образования администрации Краснокутского муниципального района направлено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов (л.д.7-8).
На указанное представление дан ответ, из которого следует, что вышеуказанные нарушения действительно имеются в МОУ СОШ № 2 г. Красный Кут Саратовской области. Устранить их не представляется возможным, поскольку в бюджет образовательного учреждения не заложены денежные средства на приобретение информационной мнемосхемы, тактильных направляющих полос (л.д. 11).
Таким образом, суд, оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая, что при входе в здание МОУ СОШ № 2 г. Красный Кут Саратовской области не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, тактильные направляющие полосы как это необходимо в силу действующих правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и их удовлетворении.
На основании выводов судебного разбирательства и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 2 ░. ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2012 «░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27.12.2001 № 605, ░ ░░░░ ░░ 10.01.2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 2 ░. ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 10.01.2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░