РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Куйтун 04 февраля 2021 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Карбовской Е.О.,
с участием истца Беломестновой О.С., ее представителя Гришкевич В.Г., представителя ответчика администрации МО Куйтунский район Головизиной В.А., представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» Карнаковой Г.М., представителя третьего лица администрации Уянского сельского поселения Некрыловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-11/2021 по исковому заявлению Беломестнова Олега Александровича, Беломестновой Олеси Сергеевны, действующей за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей "РРР", "УУУ", "ККК", "ФФФ", "ССС", "МММ", к администрации муниципального образования Куйтунский район, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений (пригодными) непригодными для проживания МО Куйтунский район о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, признании жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, признании права на получение социальной выплаты, восстановлении срока подачи заявления, признании незаконным приказа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» от 27 октября 2020 года №105-п, обязании ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, обязании министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство на получение социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
В обоснование иска указано, что Указом губернатора Иркутской области от 27.06.2019 № 134-уг на территории Иркутской области с 13часов 00 минут 27июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район № 630-п от 30.07.2019, на территории Куйтунского района введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» с 17 часов 00 минут 30.07.2019. На дату введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, истцы со своей семьей из восьми человек проживали по адресу: <адрес>. Жилое помещение принадлежит "ККК", ДД.ММ.ГГГГ г.р., "ССС", ДД.ММ.ГГГГ г.р., "ККК", ДД.ММ.ГГГГ г.р., "ККК", ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые являются собственниками жилого дома по 1/4 доли каждый, общей площадью дома 36,4 кв. м. Другого жилья, пригодного для проживания, у них нет. Также за детьми закреплено право собственности на приусадебный земельный участок. На территории Уянского муниципального образования произошло наводнение, вызванное сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области. Дом истцов попал в зону затопления, вследствие чего вода длительное время была под полом в доме, по этой причине стали появляться признаки разрушения, в частности, появились трещины в фундаменте, покосились перегородки, дверные проёмы, стала трескаться штукатурка, под полом появился грибок и плесень, появились трещины на печи. В доме присутствует запах гниения и сырости. Дети стали очень часто болеть. Истцы в интересах своей семьи обратились в межведомственную комиссию по обследованию жилых помещений муниципального образования Куйтунский район с заявлением от 14.09.2020г. для рассмотрения вопроса о признании дома пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в июне-июле 2019года. Им сказали провести инструментальное обследование строительных конструкций жилого дома за свой счет. Собрали деньги и заказали обследование. Обратились в предприятие ИРКУТ - ИНВЕСТ г. Иркутска, специалисты этого предприятия 18.09.2020г. провели инструментальное обследование строительных конструкций жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. В результате проведенного исследования специалист сделал вывод о том, что дом имеет совокупность признаков, по которым «жилое помещение (жилой дом) признается непригодным для проживания». Один из экземпляров отчёта был отдан в межведомственную комиссию, чтобы написали заключение, другой в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» вместе с заявлением 28.09.2020г. на выдачу свидетельства для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Межведомственная комиссия сделала вывод в заключение незаконно. На основании заключения межведомственной комиссии истцы получили отказ от ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району». Просили признать незаконным заключение межведомственной комиссии муниципального образования Куйтунский район от 29.09.2020г. № 135 о выявлении оснований для признания жилого дома по адресу: <адрес> непригодным для проживания в следствие ухудшения в связи с физическим износом; признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района, Иркутской области, непригодным для проживания; признать права за Беломестновым О.А., Беломестновой О.С., "ККК", "ССС", "ККК", "ККК", "ССС", "ССС" на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; восстановить срок подачи заявления на выдачу свидетельства на получение социальной выплаты в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району», то есть 28.09.2020г. (т.1 л.д.4-11 )
В письменном ходатайстве истцы увеличили исковые требования. Просили признать незаконным приказ от 27 октября 2020 года №105-п ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» принять решение о выдаче истцам свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес> выдать истцам свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. (т.2 л.д.91-92)
В судебном заседании истец Беломестнова О.С., действующая за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей "ККК", "ССС", "ККК", "ККК", "ССС", "ССС" (т.1 л.д.12-17), поддержала исковые требования, пояснила, что в конце июля 2019 года их стало топить со стороны огородов. Затопило сначала туалет, сеновал. Вода попала сначала в первое, затем и во второе подполье. Стали промерзать углы, появилась плесень. Дети стали часто болеть, проживать стало невозможно. Фундамент в нескольких местах лопнул, в подполье стали замораживаться углы, картошку засыпать невозможно, она замерзает. По подполью полностью пошел грибок. Сыростью пахнет. Дети там болеют, пришлось снять квартиру.
Представитель истицы, допущенная к участию в деле на основании определения суда (т.1 л.д.226), Гришкевич В.Г. пояснила, что 14.09.2020 Беломестновы обратились в межведомственную комиссию, чтобы обследовали их дом как пострадавший от паводка. Раньше не обращались, так как в сельском поселении им сказали, что не положено. Они получили только по 10 тысяч рублей - 80 тысяч рублей на семью. В августе 2020 года они узнали, что жительница их улицы "ЯЯЯ" получила социальную выплату по такому же подтоплению, и обратились с заявлением в межведомственную комиссию, чтобы их дом тоже обследовали и признали непригодным для проживания в результате ЧС. Им рекомендовали провести инструментальное обследование. Они связались с предприятием «Иркут-Инвест». 18 сентября 2020 года специалисты выехали и провели обследование. 25 сентября они выдали отчет, который был предоставлен в межведомственную комиссию для подготовки заключения. В акте обследования они пишут, что дом попал в зону подтопления в соответствии с постановлением Куйтунской администрации №1078-п по адресу: <адрес>. Изучив отчет, акт обследования, выносят заключение, что дом пострадал от физического износа, хотя все пострадавшие от паводка дома <адрес> примерно одного года застройки. В отчете специалист «Иркут-Инвест» указывает, что дом пострадал от паводковых вод. Эксперты вынесли заключение, что дом действительно пострадал от паводковых вод. Тем не менее, межведомственная комиссия отнеслась халатно к этой семье, не изучила документы, как положено, вынесла решение, которое привело к тому, что они теряют право на социальную выплату, что дом признан непригодным не в результате ЧС, поэтому соцзащита и отказывает в выдаче социальной выплаты.
Истец Беломестнов О.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (т.2 л.д.82), в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. (т.2 л.д.105-106)
Представитель администрации МО Куйтунский район по доверенности (т.1 л.д.114) Головизина В.А. исковые требования не признала и пояснила, что чрезвычайная ситуация на территории муниципального образования Куйтунский район была введена постановлениями 2 раза: в конце июня и июля 2019 года. Истица утверждает, что их дом попал в зону второго паводка. В материалах дела имеется выкопировка из генерального плана Уянского муниципального образования, специалистами была определена зона подтопления. В эту зону попал и последний <адрес> всей этой улицы сертификат получил только <адрес>. Все остальные жилые помещения сертификатов не получили, граждане не обращались. Однако люди по этой улице получили единовременную выплату в связи с нарушением условий жизнедеятельности и выплату по потере урожая. 1 ноября 2019 года установили зону подтопления, <адрес> попал в зону подтопления. Единовременную выплату за нарушение условий жизнедеятельности данная семья получила. Больше никаких обращений в администрацию муниципального образования Куйтунский район от них не было. Прошел целый год, и 14 сентября 2020 года поступает заявление от Беломестновой О.С. Межведомственная комиссия выезжала по данному заявлению, заблаговременно уведомив истца о том, что необходимо обеспечить доступ членам комиссии в жилое помещение. Однако в доме никого не оказалось. Беломестнова О.В. сообщила, что находится в Куйтуне, приехать не может. Комиссия составила акт, так как внутрь дома не попала, предложила заявительнице обратиться в специализированную организацию. Заявительница это сделала, привлекла предприятие «Иркут-Инвест», которое подготовило отчет. Данный отчет на комиссии рассматривали вместе со всем пакетом документов: заявление, акт осмотра и технический отчет. Изучали тщательно, смотрели каждый раздел данного отчета. Из отчета видно, что дом поврежден не в результате паводка, а из-за очень большого физического износа и его неправильной эксплуатации. Члены комиссии внутри не были, но из фотографий отчета видно, что в доме ни текущий, ни капитальный ремонты никогда не проводились. 29 сентября 2020 года комиссия приняла заключение о том, что дом попал в зону паводка, но поврежден он, по мнению комиссии, не в результате подтопления, а в результате его физического износа и неправильной эксплуатации. Постановлением администрации жилой дом был признан непригодным для проживания не в связи с изменением природно-климатических условий, вызванных ЧС, а из-за физического износа и неправильной эксплуатации.
Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» по доверенности (т.2 л.д.107) Карнакова Г.М. исковые требования не признала и пояснила, что Беломестнов О.А. в отношении себя, своей жены и несовершеннолетних детей обратился с заявлением на получение социальной выплаты взамен утраченного жилья. Собственниками утраченного жилья, которое находится в <адрес>, являются четыре несовершеннолетних ребенка – "ККК", ДД.ММ.ГГГГ г.р., "РРР", ДД.ММ.ГГГГ г.р., "УУУ", ДД.ММ.ГГГГ г.р., "ФФФ", <адрес> г.р. Членами семьи в заявлении были указаны мать Беломестнова Олеся Сергеевна, отец Беломестнов Олег Александрович и несовершеннолетние брат и сестра ДД.ММ.ГГГГ.р. и ДД.ММ.ГГГГ г.р. Ими были представлены документы: акт обследования помещения №131 от 22.09.2020, постановление администрации муниципального образования Куйтунский район от 30.09.2020 года №778-п, в котором дом признан непригодным для проживания; и заключение межведомственной комиссии. В акте обследования жилого помещения указано, что дом попал в зону паводка постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район №1078- п от 13.12.2019 года. Но в заключении указано, что дом признан непригодным для проживания в результате физического износа. Постановлением Правительства Иркутской области №556-п социальная выплата предоставляется только взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года, жилья, а не от физического износа. Приказом от 27.10.2020 №105-п принято решение в соответствии с подпунктом 1 пункта 17 Положения о порядке и условиях представления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС, вызванной сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории Иркутской области, отказать семье Беломестновых в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты. Уведомление им было направлено в срок. Такое решение принято законно и обоснованно. Решение о признании помещения непригодным законом отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Представитель ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности (т.2 л.д.114) Фокина Е.А. в письменных возражениях указала, что ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» 27.10.2020 принято решение, которым "ККК", "ССС", "ККК", "ККК" и указанным в заявлении их членам семьи Беломестнову О.А., Беломестновой О.С., "ССС", "ССС" было отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. Основанием отказа является отсутствие права на предоставление социальной выплаты, так как жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признанно непригодным для проживания не в результате чрезвычайной ситуации. Исходя из документов, полученных Учреждением по результатам межведомственных запросов, установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, т.е. утрачено не вследствии чрезвычайной ситуации. На момент принятия учреждением решения по заявлению истцов (27.10.2020), заключение межведомственной комиссии от 29.09.2020 № 135, в соответствии с пунктом 52 Положения о межведомственной комиссии, не было обжаловано в судебном порядке, таким образом, оно являлось действительным и влекущими юридические последствия. Согласно подпункту 1 пункта 18 главы 3 Положения, основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства является отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением. Учитывая изложенное, решение Учреждения об отказе истцам в выдаче свидетельства (приказ от 27.10.2020 № 105-п), в связи с отсутствием у них права на предоставление социальной выплаты в соответствии Положением, принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Представитель ответчика просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. (т.2 л.д.111-113)
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации Уянского муниципального образования – глава администрации Некрылова Е.Н. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что дом Беломестновых находится на огромном участке 40 соток. В зону затопления постановлением был внесен земельный участок, граница подтопления указана четко, и сам дом в эту границу не входит. Жилые помещения граждан в селе Уян попали под подтопление в июле 2019 года во вторую волну паводка. Жилой дом Беломестновых ни в июне, ни в июле не попал под наводнение.
Представитель ответчика межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений (пригодными) непригодными для проживания МО Куйтунский район, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (т.2 л.д.90), в суд не явился.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав явившихся участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 28 июля 2019г. №583-п, на территории муниципального образования Куйтунский район введен режим функционирования «Повышенная готовность». (т.1 л.д.207-208)
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 30.07.2019 года № 630-п на территории Куйтунского района введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация». (т.1 л.д.209-211)
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно пункту 6 указанного Положения право на социальную выплату имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения). Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения непригодным для проживания.
Процедура принятия такого решения включает в себя дачу межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения, которые могут быть оспорены в судебном порядке. В случае признания данных актов незаконными на уполномоченный орган должна быть возложена обязанность повторно провести обследование и решить вопрос о состоянии объекта недвижимости.
Согласно свидетельствам о рождении истцы Беломестнов О.А. и Беломестнова О.С. являются родителями несовершеннолетних: "ККК", "ССС", "ККК", "ККК", "ССС", "ССС" (т.1 л.д.12-17)
Согласно свидетельствам о регистрации по месту жительства несовершеннолетние "ККК", "ССС", "ККК", "ККК", "ССС", "ССС" зарегистрированы по адресу: <адрес>. (т.1 л.д.18-22)
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 19.11.2014, несовершеннолетние "ККК", "ССС", "ККК" и "ККК" являются собственниками жилого дома общей площадью 36,4 кв.м. и земельного участка площадью 3000 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.(т.1 л.д.23-30)
Согласно описанию границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №558-пп, а также Приложению №1 к постановлению администрации муниципального образования Куйтунский район от 13.12.2019 №1078-п, спорный жилой дом входит в зону подтопленных территорий. (т.1 л.д.93-104, т.2 л.д.4-6)
14.09.2020 Беломестнова О.С. обратилась с заявлением в межведомственную комиссию по обследованию жилых помещений муниципального образования Куйтунский район с заявлением с просьбой обследовать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. (т.1 л.д.35)
Согласно акту обследования №131 от 22.09.2020 межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации МО Куйтунский район от 12.07.2029 №549-п (т.1 л.д.212-214), произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Комиссия указала, что дом попал в зону паводка (постановление администрации муниципального образования Куйтунский район №1078-п от 13.12.2019). Доступ во внутрь жилого помещения собственником не был предоставлен. Снаружи следов намокания нет. Кровельное покрытие в изношенном состоянии. Видимых следов разрушения наружных стен нет. Рекомендовано провести инструментальное обследование строительных конструкций специализированной организацией. (т.1 л.д.219)
Согласно заключению №135 от 29.09.2020, межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (абзац 2 п.33 ПП №47 от 28.01.2006). (т.1 л.д.220)
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район №788-п от 30.09.2020 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания. (т.1 л.д.221)
Согласно отчету ООО «Предприятие Иркут-Инвест» по результатам инструментального обследования строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, техническое состояние строительных несущих конструкций здания оценивалось по результатам сплошного осмотра, инструментального обследования и определялось требованиями нормативно-правовых документов.
Фактическое техническое состояние отдельных строительных конструкций определяется как:
-фундамент - аварийное;
-несущие стены - аварийное;
-перекрытие - ограниченно работоспособное;
-полы - работоспособное;
-строительная система - ограниченно работоспособное;
-кровельное перекрытие - недопустимое.
Рассматриваемый дом имеет совокупность признаков, по которым жилое помещение (жилой дом) признается непригодным для проживания.
Фактическая эксплуатационная влажность древесины строительных конструкций значительно превышает предельно допустимое значение, что не соответствует требованиям СП 64-13330-2017. Превышения значения фактической влажности приурочены к частям здания, подвергшимся подтоплению паводковыми водами.
Из заключения следует, что максимальное повреждение конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, определяющие его аварийность и непригодность для проживания, приурочены к частям здания, подвергшимся подтоплению поводковыми водами.
Настоящее техническое состояние объекта в целом несет непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей в связи с возможностью внезапного обрушения отдельных несущих строительных конструкций здания.
Дерево, оказывающее силовое воздействие на здание, особенно при ветровом давлении, должно быть ликвидировано.
Для сохранения жилого дома и дальнейшей его безопасной эксплуатации необходимо проведение следующих основных ремонтно-восстановительных работ:
-устройство новых фундаментов, учитывая возможность последующего воздействия паводковых вод,
-устройство соответствующей планировки с гарантированным отводом от здания атмосферных и талых вод,
-«выравнивание» стен с вертикальной плоскости,
-ремонт конструкций перекрытия с заменой их отдельных элементов,
-выборочный ремонт конструкций стропильной системы,
-полная замена кровельного покрытия,
-«выравнивание» полов,
-проведение биоцидной обработки древесины строительных материалов и конструкций,
-огнезащита деревянных конструкций,
-полный цикл отделочных работ,
-выполнение работ по замене и устройству внутреннего инженерного оборудования.
Эксплуатация здания на сегодняшний день является небезопасной.
Стоимость ремонтно-восстановительных работ, как по отдельным конструкциям, так и по зданию в целом, соизмерима со стоимостью возведения подобного объекта в новоделе. Учитывая это факт, а также длительный срок эксплуатации и фактическое техническое состояние здания, целесообразно рассматривать вопрос о полном его демонтаже. (т.1 л.д.163-203)
В ответе №126 от 13.10.2020 на запрос истицы Беломестновой О.С. ООО «Предприятие Иркут-Инвест» разъяснило, что сотрудниками ООО «Предприятие Иркут-Инвест» в сентябре 2020 года выполнено инженерное обследование строительных конструкций жилых одноквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> Результаты вышеуказанных работ представлены в соответствующих отчетах. Оценка влияния подтопления на работоспособность строительных конструкций достаточно обосновано дана в отчетах. Фактическая эксплуатационная влажность древесины строительных конструкций значительно превышает предельно допустимое значение, что не соответствует требованиям СП 64-13330-2017. Превышение влажности приурочено к частям здания, подвергшимся подтоплению паводковыми водами. Из-за переувлажнения материала конструкций и грунтов основания, даже через год после паводка, в домах присутствует резкий характерный запах, что говорит об активном развитии различных плесневых грибов, которые пагубно влияют на здоровье жителей домов. Условия эксплуатации конструкций нулевого цикла жилых домов за последний год стали причиной более активного развития процессов деструкции строительных материалов. В подпольном пространстве по сей день сохранилась крайне высокая влажность, а по поверхности фундаментов и конструкциям пола выявлено наличие обильного конденсата. Увлажнение деревянных стен, особенно нижних венцов сруба, привели к их замшелости и более активному гнилостному поражению при высокой влажности древесины (25%). При этом термическое сопротивление материалов стен значительно снизилось, что вызовет их интенсивное промерзание в зимний период. Значительная степень влажности грунта основания, связанная с паводком 2019 года, сохранилось и по сей день. Учитывая настоящий факт, а также приближающийся зимний период, следует с учетом технического состояния строительных конструкций жилых домов в целом указать на высокую степень их аварийности. Отказ в работе отдельных конструкций и узлов домов может произойти с промерзанием грунтов основания как следствие воздействия сил морозного пучения, имеющих в рассматриваемом случае первостепенное значение. Следует указать, что не только непосредственное подтопление любого здания паводковыми (поверхностными) водами приводит к негативным последствиям, но и водонасыщение грунтов основания в связи с подъёмом уровня грунтовых вод вызывает увлажнение материалов строительных конструкций и грунтов основания, ухудшая их эксплуатационные и строительные характеристики. (т.1 л.д.205-206)
Истцы обратились в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области. Дали обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения. (т.1 л.д.115-118)
Приказом ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» от 27.10.2020 №105-п, истцам отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. (т.2 л.д.42)
В уведомлении №8287 от 27.10.2020 ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» указано, что принято решение об отказе истцам в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем». Причина: отсутствие права на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, непригодно для проживания не в результате чрезвычайной ситуации). (т.2 л.д.41)
При разрешении заявленных требований суд исходит из того, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Свидетель Свидетель1 пояснила, что работает <данные изъяты>, входит в состав межведомственной комиссии. Осенью 2020 года они проводили обследование жилого дома истцов Беломестновых в селе <адрес>. Дома никого не было, доступ не был предоставлен, поэтому осмотр проводился только снаружи. Следов того, что стояла вода, не было. Но были следы разрушения, дом находился в ветхом состоянии. На заседании комиссии, когда принималось заключение, изучался технический отчет. Они склонились к выводу, что у дома был большой физический износ, он непригоден для проживания в результате физического износа и неправильной эксплуатации здания, не проведения своевременного ремонта и других мероприятий. Разрушения были такие гнилостные и трухлявые, они не могли образоваться за год, подтопление к таким разрушениям привести не могло. В доме был разрушен шифер, были сколы и трещины, частичное отсутствие волн. Эти недостатки они сами видели. Технический отчет вызвал сомнения, так как данная организация не раз переписывала отчеты. Они думали, что отчет подтвердит их мнение, что это был не паводок.
В соответствии с п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Комиссия пришла к выводу, что спорное жилое помещение непригодно для проживания в результате физического износа, а не в результате чрезвычайной ситуации. При этом в заключении комиссии в нарушение требований Положения не приводятся доводы и обоснования, по которым принято такое решение. Положения технического отчета не проанализированы, хотя в нем имеются указания на то, что части здания подверглись подтоплению паводковыми водами.
Из показаний свидетеля Свидетель1 следует, что технический отчет они подвергли сомнению. При этом из материалов дела следует, что самой комиссией специальные замеры конструкций дома не проводились, внутри дома комиссия обследование не производила, осмотр проводился только снаружи дома и визуально.
Между тем, приложением № 2 к указанному Положению установлена форма, которой должен соответствовать акт обследования жилого дома. Согласно данной форме в акте обследования жилого дома приводится оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований.
Кроме того, в соответствии с абз. 5 п. 7 Положения (в ред. от 21.08.2019) собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. В материалах дела сведения о соблюдении ответчиком данного требования отсутствуют. Сообщение Беломестновой О.С. о том, что она находится с детьми в больнице и не может присутствовать при обследовании жилого помещения, осталось без внимания членов комиссии.
В силу п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обследование жилого дома в полном объеме не производилось. Суд же не вправе давать самостоятельную оценку состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.
При таких обстоятельствах оспариваемое заключение межведомственной комиссии от 29.09.2020 №135 не может считаться законным и обоснованным. В этой части исковые требования подлежат удовлетворению. Принятие судебного решения о признании заключения незаконным влечет возникновение у уполномоченного органа обязанности повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения. При этом суд вправе возложить на уполномоченный орган обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям. При этом суд не вправе предрешать выводы компетентного органа.
Выводы суда о незаконности заключения межведомственной комиссии сами по себе не являются основанием для признания права на получение мер социальной поддержки, условием предоставления которых является признание жилого помещения утраченным в установленном законом порядке. Решение межведомственной комиссии по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания, может быть оспорено в судебном порядке. Указанное, однако, не означает наличие у суда возможности дачи самостоятельной оценки состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.
При таких обстоятельствах в удовлетворении остальной части исковых требований должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Беломестнова Олега Александровича, Беломестновой Олеси Сергеевны, действующей за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей "РРР", "УУУ", "ККК", "ФФФ", "ССС", "МММ" удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений (пригодными) непригодными для проживания МО Куйтунский район от 29 сентября 2020 года №135.
Возложить на администрацию муниципального образования Куйтунский район, межведомственную комиссию по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений (пригодными) непригодными для проживания МО Куйтунский район обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и принять по нему решение.
В удовлетворении исковых требований о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района, Иркутской области, непригодным для проживания, признании права за Беломестновым О.А., Беломестновой О.С., "ККК", "ССС", "ККК", "ККК", "ССС", "ССС" на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, восстановлении срока подачи заявления на выдачу свидетельства на получения социальной выплаты в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району», признании незаконным приказа от 27 октября 2020 года №105-п ОГКУ Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании ОГКУ Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу