Судья Яркович Н.Г. Дело № 33а-4982/2021
УИД 22RS0011-02-2021-000234-40
№ 2а-825/2021 (в суде 1 инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Титовой В.В.,
судей Скляр А.А., Копцевой Г.В.,
при секретаре Семеновой Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 2 апреля 2021 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Алтайского края (далее – Территориальный отдел Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к Администрации города Рубцовска, в котором просило признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении прав и свобод неопределенного круга лиц; обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, обеспечить проведение мероприятий, направленных на ликвидацию твердых коммунальных отходов с земельного участка в месте нахождения площадки ТКО по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 96, а также с прилегающей территории, обеспечить в месте нахождения площадки ТКО, по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 96 размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.
В обоснование требований указано, что в адрес Территориального отдела Роспотребнадзора 21 декабря 2020 года поступило обращение гражданина Соснова Е.А. (входящий № 10390/Ж-2020), согласно которому захламлена территория земельного участка рядом с контейнерной площадкой по адресу: г. Рубцовск, ул. Алтайская, 96, предназначенной для сбора ТКО. Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО указанный земельный участок предназначен для размещения контейнерной площадки и находится в собственности Администрации города Рубцовска Алтайского края. В ходе проверки при визуальном осмотре установлено, что возле контейнерной площадкой по адресу г. Рубцовск, ул. Алтайская, 96, непосредственно на земле находится куча отходов, кроме того на данной площадке не обеспечено размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «ВторГеоРесурс», ООО «Управляющая компания «Светлова».
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 2 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края, выразившееся в нарушении прав и свобод неопределенного круга лиц; на Администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, а именно, обеспечить проведение мероприятий, направленных на ликвидацию твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном вблизи контейнерной площадки по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 96; а также на Администрацию г. Рубцовска Алтайского края возложена обязанность разместить на контейнерной площадке, расположенной по адресу: г. Рубцовск ул. Алтайская, 96, информацию об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.
В апелляционной жалобе Администрация города Рубцовска просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующим законодательством обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО возложена на управляющие организации многоквартирных домов. Судом первой инстанции ходатайство административного ответчика о привлечении управляющей организации многоквартирного дома ООО «УК «Светлова» к участию в деле в качестве административного ответчика необоснованно отклонено. Кроме того, в соответствии с постановлением Администрации города Рубцовска от 14 января 2021 года № 37 многоквартирный дом, жители которого осуществляли складирование ТКО на спорной контейнерной площадке, был исключен из реестра мест (площадок) накопления ТКО г.Рубцовска в связи с отсутствием согласования пользования контейнерной площадкой управляющими компаниями. Постановлением Администрации города Рубцовска от 5 апреля 2021 года согласовано с ООО «УК «Светлова» размещение места (площадки) накопления ТКО по ул. Алтайской, 96 в г. Рубцовске в связи с чем управляющей компанией приняты обязательства по созданию и содержанию места (площадки) накопления ТКО, в том числе и прилегающей к площадке территории. Требование о размещении информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки не основано на нормах действующего законодательства.
В письменных возражениях административный истец просит об оставлении решения суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Рубцовска Антонова О.В. поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая публичный спор, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие Администрации города Рубцовска по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.
Поводов не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 15 которых запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 названных Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно пункту 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, пункту 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2).
Из изложенных норм следует, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Как следует из материалов дела, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, размещенном на официальном сайте Администрации города Рубцовска, земельный участок (географические координаты 51°32’27,9’’/81°14’05,2”), находящийся по адресу: г.Рубцовск, ул.Алтайская, 96, предназначен для размещения контейнерной площадки и находится в собственности Администрации г.Рубцовска Алтайского края.
Как следует из публичной кадастровой карты, прилегающий к контейнерной площадке земельный участок отнесен к землям общего пользования муниципального образования – город Рубцовск.
Согласно акту обследования контейнерной площадки, расположенной по адресу: г.Рубцовск, ул.Алтайская, 96, предназначенной для сбора ТКО от 30 декабря 2020 года, составленному территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, на контейнерной площадке установлено 6 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и 1 контейнер для сбора пластиковой тары, площадка оборудована с трех сторон бетонным ограждением, с западной стороны от установленных контейнеров имеется куча ТКО в виде картонных коробок, строительного мусора, полиэтиленовых пакетов и др., что подтверждается фототаблицей, приложенной к акту.
20 февраля 2021 года ООО «УК «Светлова» обратилось в Администрацию г.Рубцовска с заявлением о предоставлении в пользование контейнерной площадки, расположенной по ул.Алтайская, 96 в г.Рубцовске.
Региональным оператором ООО «ВторГеоРесурс» в рамках проведения повторных мероприятий по обследованию вышеуказанной контейнерной площадки 4 марта 2021 года установлено, что на территории земельного участка выявлено место несанкционированного размещения ТКО, согласно акту обследования территории № 333 от 9 марта 2021 года ориентировочный объем ТКО составляет примерно 45 куб.м., площадью около 25 кв.м.
9 марта 2021 года ООО «ВторГеоРесурс» главе города Рубцовска направлено уведомление об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО, Администрации города Рубцовска предложено самостоятельно обеспечить ликвидацию ТКО по адресу: ул.Алтайская, 96 в г. Рубцовске в течение 30 дней после получения уведомления или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором, ответ получен не был, как и договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Согласно фототаблице визуального осмотра от 2 апреля 2021 года, составленной главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, на спорной контейнерной площадке и на прилегающем к ней земельном участке вновь имеется несанкционированное размещение ТКО (около контейнеров имеется мусор, на земельном участке рядом с площадкой лежит мусор).
Таким образом, на момент рассмотрения административного дела указанная контейнерная площадка и прилегающая к ней территория не очищены от твердых бытовых отходов, табличка, содержащая актуальную информацию об обслуживаемых объектах и собственнике контейнерной площадки, отсутствует. Имеющаяся информационная табличка содержит устаревшие данные, не содержит сведений о собственнике площадки.
Установив наличие несанкционированной свалки на площадке накопления ТКО и на прилегающей к ней территории, не относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, отсутствие актуальной информационной таблички, суд правомерно возложил обязанность по обеспечению проведения мероприятий, направленных на обеспечение очистки данных территорий, и по обеспечению размещения на контейнерной площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике контейнерной площадки на административного ответчика.
Вопреки доводам жалобы, действующим законодательством обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО возложена на управляющие организации многоквартирных домов лишь в случае, если контейнерные площадки распложены на территории, принадлежащей собственникам помещений в многоквартирном доме.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении управляющих организаций к участию в деле в качестве административного ответчика, не принимаются, поскольку земельный участок под контейнерной площадкой, а также смежный с ним земельный участок, не отнесены к придомовой территории собственников помещений многоквартирных домов.
Указание в жалобе на то, что постановлением Администрации города Рубцовска от 14 января 2021 года № 37 многоквартирные дома, жители которых осуществляли складирование ТКО на спорной контейнерной площадке, были исключены из реестра мест (площадок) накопления ТКО г.Рубцовска, не влечет отмену решения суда. Исключение из реестра мест накопления ТКО жилого дома не снимает с Администрации обязанность по очистке территории от несанкционированной свалки отходов, размещении информации.
Ссылки в жалобе на то, что требование о размещении информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки не основано на нормах действующего законодательства, не принимаются, поскольку размещение указанной информации лицом, отвечающим за содержание контейнерной площадки, предусмотрено приведенными выше положениями пункта 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и пункта 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края.
Довод о том, что постановлением Администрации города Рубцовска от 5 апреля 2021 года согласовано с ООО «УК «Светлова» размещение места (площадки) накопления ТКО по ул. Алтайской, 96 в г. Рубцовске, в связи с чем управляющей компанией приняты обязательства по созданию и содержанию места (площадки) накопления ТКО, в том числе и прилегающей к площадке территории не состоятельна, поскольку на момент вынесения решения контейнерная площадка находилась в собственности Администрации города Рубцовска, соответствующее соглашение по содержанию площадки с управляющей компанией еще заключено не было. Кроме того свалка мусора образовалась на территории, расположенной рядом с контейнерной площадкой и частично на самой площадке, расположенной на земельном участке, находящимся в собственности Администрации г.Рубцовска, в связи с этим ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО должна осуществляться собственником земельного участка, то есть Администрацией города Рубцовска.
По сути, приложенное к апелляционной жалобе постановление о согласовании ООО «УК «Светлова» размещения объекта - места площадки ТКО свидетельствует о принятии административным ответчиком мер к исполнению решения суда.
Приложенное к апелляционной жалобе решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.07.2021 по делу № А03-14821/2020 не влечет иное разрешение настоящего спора, поскольку вынесено по иным правоотношениям, а именно, неисполнение управляющими компаниями своей обязанности по организации сбора и содержанию мусора (ТКО), образующихся при эксплуатации многоквартирных домов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 2 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: